Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ласточка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы.
«От звука к букве»
Составил: воспитатель высшей
кв категории Агеева Г. Х.
с. Кыштовка 2021г
Пояснительная записка
Дополнительная программа для дошкольных образовательных учреждений по развитию речи «От звука к букве», автор Агеева Г. Х. Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и представляет собой систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня проблемы, связанные с развитием познавательно-речевой активности у дошкольников, вызывают беспокойство у родителей и педагогов, работающих с детьми.
Чтобы сформировать навыки познавательной и коммуникативной деятельности, надо направить сознание дошкольников на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть интеллектуально активным.
Актуальность введения этой темы в традиционный учебный процесс развивающих занятий обусловлена тем, что дети во взаимодействии друг с другом используют односложную, состоящую лишь из простых предложений речь; часто неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение. У дошкольников отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, по обращению друг к другу употребляют нелитературные слова. Прослеживается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Дети затрудняются в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с дошкольниками в целях развития познавательной активности и повышения уровня общей интеллектуальной осведомлённости, так и на индивидуальных занятиях с отдельными дошкольниками.
Занятия позволят реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа «От звука к букве» разработана с учетом следующих нормативных документов: - Федерального закона от 30.06.2020 г. № 16-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования»
Цель программы: создание условий для полноценного речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи программы:
1. Развивать коммуникативные качества личности ребёнка, его интеллектуальные и творческие силы, формировать его готовность к систематическому обучению в школе.
2. Совершенствовать стороны речи:
- лексический и грамматический строй (согласование частей речи);
- звуковая культура речи;
- обогащение и формирование активного и пассивного словаря.
3. Обучать звуко-слоговому анализу слов, формировать опыт чтения слогов и слов.
4. Развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.
5. Развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
6. Развивать фонематический слух.
7. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров, понимание главной идеи произведения, правильной оценки поступков героев.
8. Развивать психические процессы: мышление, речь, восприятие, воображение, увеличение объема внимания и памяти.
9. Развивать мелкую моторику рук.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Методы работы
Приемы работы
Особенность программы, её педагогическая целесообразность
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели – развития связной речи детей.
Основной формой работы педагога с детьми является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Занятия проходят в игровой форме, они насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность занятия соответствует требованиям СанПиН. В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической паузы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры и логоритмические упражнения.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дети готовы к школьному обучению, любознательны, у них достаточно активное внимание. В этот период происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой. Воспитанники психологически подготовлены к восприятию этических норм и правил поведения.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, а также наблюдается потребность в оцениваемой деятельности. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры. Но игры, прежде всего, обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, давать новые знания, заставляя его напряженно думать.
Это период перехода от игры к учению. В 6-7 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук. Движения становятся более точными и четкими, рука практически готова к обучению письму.
Речевые особенности у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.
Формирование навыков учебной деятельности:
- внимательно слушать педагога, действовать по предложенному им плану, самостоятельно выполнять поставленную задачу;
- обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.
Разработанная программа предполагает включение детей в учебную деятельность путем непосредственного участия в играх, беседах, рассуждениях, наблюдениях, где каждому ребенку предоставляется возможность для самовыражения, что является педагогически целесообразным.
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Системность.
2. Постепенность (пошаговость), следование от простых, доступных заданий к более сложным, (комплексным).
3. Повторяемость материала (цикличность повторения).
4. Комплексность или взаимодополняемость.
5. Ориентировка на реальный уровень развития детей (здоровье, интересы, возможности каждого ребенка).
6. Переход к новому этапу обучения после усвоения предыдущего материала.
Ожидаемые результаты
Дети, обучавшиеся по программе, «От звука к букве»:
Должны иметь представления:
1. Гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие).
2. Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, загадки и др.
Должны знать:
1. Соотнесение буквы и звука.
2. Буквы русского алфавита.
3. Заглавная и строчная буквы.
4. Ударение.
Должны уметь:
1. Произносить слова различной звуко-слоговой структуры, определять количество звуков в слове, делить слова на слоги:
- определять количество звуков в словах (короткие: мак, с открытым слогом: каша);
- делить длинные слова на слоги.
2. Составлять предложение по схеме.
3. Употреблять разные виды предложений (простые, распространенные), конструировать словосочетания.
4. Последовательно излагать содержание картин, составлять рассказ-описание:
- подробно пересказывать текст, восстанавливать последовательность содержания с помощью зрительных опор;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.
5. Читать слова, предложения, небольшие рассказы (4-5 предложений).
6. Слушать чтение, рассказ взрослого вместе с группой сверстников.
7. Выражать свое отношение к героям, узнать и назвать сказку, загадку, стихотворение, пословицу.
8. Выполнять штриховку в разных направлениях, обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
Использование новых технологий. Основные методы, используемые при реализации программы: Наглядные — рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания; Практические — упражнения, игровой метод, моделирование; Словесные – рассказы педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы.
Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами, игры с магнитной азбукой и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
Модель реализации программы.
1.Специально организованная деятельность воспитателя и ребенка.
Одно занятие в неделю, начиная с сентября, по 30-35 минут, т.е. 36 занятий в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Темы занятий определены в перспективном планировании.
2.Совместная деятельность детей и воспитателя и детей.
Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение, работа детей и итог занятия в игровой форме.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Для поддержания интереса детей в группе созданы определенные условия:
- обеспечение свободного доступа к материалам;
- организована зона «Звуковичок», где много дидактического материала для закрепления пройденной темы:
Настольно-печатные дидактические игры.
Серии сюжетных картинок.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
Сюжетные картинки, для составления описательного рассказа.
Лото, домино, игры-ходилки по изучаемым темам.
Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
Ребусы, кроссворды.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Перспективное планирование образовательной деятельности для детей подготовительной группы.
Месяц | Тема НОД |
Сентябрь | День Знаний. Подбор обобщающих определений к понятиям |
Беседа об осени. Закрепление знаний о сезон изменен природы | |
Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе | |
Передача содержания небольших литературных произведений. | |
Октябрь | Обучать детей выразительно пересказывать сказку с использованием имеющегося словарного запаса и выражений из текста. Учить понимать смысл пословиц. |
Продолжать обучать детей пересказывать сказку, понимать смысл пословиц и поговорок | |
Закреплять и совершенствовать речевые умения и навыки при пересказе небольшого по объёму литературного произведения | |
Продолжать знакомить детей с понятием «слова-действия | |
Ноябрь | Обучение детей передавать содержание не большого по объёму литературного произведения. |
Продолжать знакомить детей со стихотворением как литературным жанром. Напомнить детям, что такое рифма. | |
Обучать детей пересказывать рассказы | |
Знакомство с понятиями «диалог», «монолог», «косвенная речь». Обучение детей пересказу диалога с переводом прямой речи в косвенную | |
Декабрь | Обучать детей использовать выразительные средства при описании зимы. |
Зима, описание зимы в произведениях русских поэтов | |
Продолжать знакомить детей с жизнью обитателей зимнего леса, с народными приметами, народными названиями зимних месяцев | |
Обучать детей отличать рассказ от сказки, называть признаки, характерные только для сказки | |
Январь | Знакомство с понятием «сложные слова», «обобщающее слово |
Закрепление названий животных, их детёнышей. Закрепление понятия «дикие», «домашние» животные. | |
Возбуждать в детях желание узнать о жизни диких животных в различные времена года | |
Продолжать обучать детей воспринимать небольшое по объёму литературное произведение, учить объяснять непонятные слова, ставить вопросы к тексту». | |
Февраль | Дать детям представление о правилах дорожного движения, поведения людей на улице, о соблюдении правил дорожного движения. |
Расширить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе-столице Москве | |
Закрепить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе-столице, Москве | |
Закрепить знания детей о названии улиц, на которых живут дети. Знакомство с городом Новосибирск | |
Март | Дать детям понятие «рифма». Обучать детей находить рифмующиеся слова в стихотворении. Придумывать рифмы к словам |
Продолжать знакомить детей, что такое «рифма». Подбор рифмы к словам. | |
Обучать детей использовать метод фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов | |
Учить детей определять и объяснять литературный жанр произведения – сказка. Литературный анализ произведения – герои положительные, отрицательные. | |
Апрель | Закрепление с детьми признаков весны. Уточнение названий весенних месяцев, их народных названий |
Обучать детей образовывать звукоподражательные слова. Вспомнить о словах-родственниках | |
Закрепить знание детей о весне, уточнить её приметы. Учить находить слова-родственники в стихах». | |
Обогащение словаря детей. Углубить знания детей о признаках весны | |
Май | Расширить знания детей о жизни некоторых насекомых, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа». |
Познакомить детей с народными приметами, летними месяцами. Познакомить детей с особенностью летних изменений в природе нашего края». | |
Познакомить детей с высказываниями о лете русских поэтов | |
Обучать детей воспринимать природные явления в их сказочном изложении, уметь отличать сказку от действительности, верить в добро, которое обязательно победит зло. |
Формы контроля:
1. Степень помощи, которую оказывает взрослый ребёнку при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность ребёнка и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
2. Поведение детей на занятии: живость, активность, заинтересованность.
3. Результаты выполнения диагностических заданий.
Методическое обеспечение программы
Дидактический материал:
1. Книжки с народными потешками, песнями и яркими картинками.
2. Художественная литература: сказки, рассказы, поэзия, проза.
3. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп: предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
6. Сюжетные картинки, для составления описательного рассказа.
7. Лото, домино, игры-ходилки по изучаемым темам.
8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
9. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
10. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
11. Ребусы, кроссворды.
12. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи.
13. CDс записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений.
Работа с родителями: поощряется присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего: участие в воспитательно-игровых мероприятиях, в проектно-исследовательской деятельности.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М., 2006.
2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – МН:, 2007.
3. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 48 с.
4.Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе. – М.: Гном-пресс, 2007.
5. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. – М.: Издательство «Астрель», 2016. – 95 с.
6. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2012.
7. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М., 2003.
8. Выренцова А.С. Подготовка к обучению. – С-Пб., 2007.
9. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003.
10. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера», 2006.
11. Фалькович Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007.
12. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С.П., 2008.