Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


От звука к букве

Цель программы создание условий для полноценного речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи программы 1. Развивать коммуникативные качества личности ребенка, его интеллектуальные и творческие силы, формировать его готовность к систематическому обучению в школе. 2. Совершенствовать стороны речи - лексический и грамматический строй согласование частей речи - звуковая культура речи - обогащение и формирование активного и пассивного словаря. 3. Обучать звуко-слоговому анализу слов, формировать опыт чтения слогов и слов. 4. Развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих. 5. Развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. 6. Развивать фонематический слух. 7. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров, понимание главной идеи произведения, правильной оценки поступков героев. 8. Развивать психические процессы мышление, речь, восприятие, воображение, увеличение объема внимания и памяти. 9. Развивать мелкую моторику рук.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ласточка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы.

«От звука к букве»

Составил: воспитатель высшей

кв категории Агеева Г. Х.

с. Кыштовка 2021г
Пояснительная записка

Дополнительная программа для дошкольных образовательных учреждений по развитию речи «От звука к букве», автор Агеева Г. Х. Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и представляет собой систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня проблемы, связанные с развитием познавательно-речевой активности у дошкольников, вызывают беспокойство у родителей и педагогов, работающих с детьми.

Чтобы сформировать навыки познавательной и коммуникативной деятельности, надо направить сознание дошкольников на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть интеллектуально активным.

Актуальность введения этой темы в традиционный учебный процесс развивающих занятий обусловлена тем, что дети во взаимодействии друг с другом используют односложную, состоящую лишь из простых предложений речь; часто неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение. У дошкольников отмечается бедность речи, недостаточный словарный запас, по обращению друг к другу употребляют нелитературные слова. Прослеживается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Дети затрудняются в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с дошкольниками в целях развития познавательной активности и повышения уровня общей интеллектуальной осведомлённости, так и на индивидуальных занятиях с отдельными дошкольниками.

Занятия позволят реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Программа «От звука к букве» разработана с учетом следующих нормативных документов: - Федерального закона от 30.06.2020 г. № 16-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования»

Цель программы: создание условий для полноценного речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи программы:

1. Развивать коммуникативные качества личности ребёнка, его интеллектуальные и творческие силы, формировать его готовность к систематическому обучению в школе.

2. Совершенствовать стороны речи:

- лексический и грамматический строй (согласование частей речи);

- звуковая культура речи;

- обогащение и формирование активного и пассивного словаря.

3. Обучать звуко-слоговому анализу слов, формировать опыт чтения слогов и слов.

4. Развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

5. Развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.

6. Развивать фонематический слух.

7. Развивать интерес детей к художественной литературе разных жанров, понимание главной идеи произведения, правильной оценки поступков героев.

8. Развивать психические процессы: мышление, речь, восприятие, воображение, увеличение объема внимания и памяти.

9. Развивать мелкую моторику рук.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Методы работы

Приемы работы

Особенность программы, её педагогическая целесообразность

В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели – развития связной речи детей.

Основной формой работы педагога с детьми является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Занятия проходят в игровой форме, они насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Занятия проводятся по подгруппам. Продолжительность занятия соответствует требованиям СанПиН. В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической паузы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры и логоритмические упражнения.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Дети готовы к школьному обучению, любознательны, у них достаточно активное внимание. В этот период происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой. Воспитанники психологически подготовлены к восприятию этических норм и правил поведения.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра, а также наблюдается потребность в оцениваемой деятельности. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны и эмоциональны, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Это могут быть загадки, шарады, физкультминутки, дидактические игры. Но игры, прежде всего, обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия, давать новые знания, заставляя его напряженно думать.

Это период перехода от игры к учению. В 6-7 лет происходит активное развитие тонкой моторики рук. Движения становятся более точными и четкими, рука практически готова к обучению письму.

Речевые особенности у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия. В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.

Формирование навыков учебной деятельности:

- внимательно слушать педагога, действовать по предложенному им плану, самостоятельно выполнять поставленную задачу;

- обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Разработанная программа предполагает включение детей в учебную деятельность путем непосредственного участия в играх, беседах, рассуждениях, наблюдениях, где каждому ребенку предоставляется возможность для самовыражения, что является педагогически целесообразным.

Программа разработана с учетом основных принципов:

1. Системность.

2. Постепенность (пошаговость), следование от простых, доступных заданий к более сложным, (комплексным).

3. Повторяемость материала (цикличность повторения).

4. Комплексность или взаимодополняемость.

5. Ориентировка на реальный уровень развития детей (здоровье, интересы, возможности каждого ребенка).

6. Переход к новому этапу обучения после усвоения предыдущего материала.

Ожидаемые результаты

Дети, обучавшиеся по программе, «От звука к букве»:

Должны иметь представления:

1. Гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие).

2. Литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения, загадки и др.

Должны знать:

1. Соотнесение буквы и звука.

2. Буквы русского алфавита.

3. Заглавная и строчная буквы.

4. Ударение.

Должны уметь:

1. Произносить слова различной звуко-слоговой структуры, определять количество звуков в слове, делить слова на слоги:

- определять количество звуков в словах (короткие: мак, с открытым слогом: каша);

- делить длинные слова на слоги.

2. Составлять предложение по схеме.

3. Употреблять разные виды предложений (простые, распространенные), конструировать словосочетания.

4. Последовательно излагать содержание картин, составлять рассказ-описание:

- подробно пересказывать текст, восстанавливать последовательность содержания с помощью зрительных опор;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок.

5. Читать слова, предложения, небольшие рассказы (4-5 предложений).

6. Слушать чтение, рассказ взрослого вместе с группой сверстников.

7. Выражать свое отношение к героям, узнать и назвать сказку, загадку, стихотворение, пословицу.

8. Выполнять штриховку в разных направлениях, обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.

Использование новых технологий. Основные методы, используемые при реализации программы: Наглядные — рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания; Практические — упражнения, игровой метод, моделирование; Словесные – рассказы педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы.

Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами, игры с магнитной азбукой и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.

Модель реализации программы.

1.Специально организованная деятельность воспитателя и ребенка.

Одно занятие в неделю, начиная с сентября, по 30-35 минут, т.е. 36 занятий в год. Занятия проводятся во второй половине дня. Темы занятий определены в перспективном планировании.

2.Совместная деятельность детей и воспитателя и детей.

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит  частая  смена деятельности. Основные разделы занятия: вводная  часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение, работа детей и итог занятия в игровой форме.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Для поддержания интереса детей  в  группе созданы определенные условия:

- обеспечение свободного доступа к  материалам;

- организована зона «Звуковичок», где много дидактического материала для закрепления пройденной темы:

Настольно-печатные дидактические игры.

Серии сюжетных картинок.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

Сюжетные картинки, для составления описательного рассказа.

Лото, домино, игры-ходилки по изучаемым темам.

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

Ребусы, кроссворды.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Перспективное планирование образовательной деятельности для детей подготовительной группы.

Месяц

Тема НОД

Сентябрь

День Знаний. Подбор обобщающих определений к понятиям

Беседа об осени. Закрепление знаний о сезон изменен природы

Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе

Передача содержания небольших литературных произведений.

Октябрь

Обучать детей выразительно пересказывать сказку с использованием имеющегося словарного запаса и выражений из текста. Учить понимать смысл пословиц.

Продолжать обучать детей пересказывать сказку, понимать смысл пословиц и поговорок

Закреплять и совершенствовать речевые умения и навыки при пересказе небольшого по объёму литературного произведения

Продолжать знакомить детей с понятием «слова-действия

Ноябрь

Обучение детей передавать содержание не большого по объёму литературного произведения.

Продолжать знакомить детей со стихотворением как литературным жанром. Напомнить детям, что такое рифма.

Обучать детей пересказывать рассказы

Знакомство с понятиями «диалог», «монолог», «косвенная речь». Обучение детей пересказу диалога с переводом прямой речи в косвенную

Декабрь

Обучать детей использовать выразительные средства при описании зимы.

Зима, описание зимы в произведениях русских поэтов

Продолжать знакомить детей с жизнью обитателей зимнего леса, с народными приметами, народными названиями зимних месяцев

Обучать детей отличать рассказ от сказки, называть признаки, характерные только для сказки

Январь

Знакомство с понятием «сложные слова», «обобщающее слово

Закрепление названий животных, их детёнышей. Закрепление понятия «дикие», «домашние» животные.

Возбуждать в детях желание узнать о жизни диких животных в различные времена года

Продолжать обучать детей воспринимать небольшое по объёму литературное произведение, учить объяснять непонятные слова, ставить вопросы к тексту».

Февраль

Дать детям представление о правилах дорожного движения, поведения людей на улице, о соблюдении правил дорожного движения.

Расширить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе-столице Москве

Закрепить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе-столице, Москве

Закрепить знания детей о названии улиц, на которых живут дети. Знакомство с городом Новосибирск

Март

Дать детям понятие «рифма». Обучать детей находить рифмующиеся слова в стихотворении. Придумывать рифмы к словам

Продолжать знакомить детей, что такое «рифма». Подбор рифмы к словам.

Обучать детей использовать метод фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов

Учить детей определять и объяснять литературный жанр произведения – сказка. Литературный анализ произведения – герои положительные, отрицательные.

Апрель

Закрепление с детьми признаков весны. Уточнение названий весенних месяцев, их народных названий

Обучать детей образовывать звукоподражательные слова. Вспомнить о словах-родственниках

Закрепить знание детей о весне, уточнить её приметы. Учить находить слова-родственники в стихах».

Обогащение словаря детей. Углубить знания детей о признаках весны

Май

Расширить знания детей о жизни некоторых насекомых, увлечь детей маленьким, но очень интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа».

Познакомить детей с народными приметами, летними месяцами. Познакомить детей с особенностью летних изменений в природе нашего края».

Познакомить детей с высказываниями о лете русских поэтов

Обучать детей воспринимать природные явления в их сказочном изложении, уметь отличать сказку от действительности, верить в добро, которое обязательно победит зло.

Формы контроля:

1. Степень помощи, которую оказывает взрослый ребёнку при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность ребёнка и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.

2. Поведение детей на занятии: живость, активность, заинтересованность.

3. Результаты выполнения диагностических заданий.

Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

1. Книжки с народными потешками, песнями и яркими картинками.

2. Художественная литература: сказки, рассказы, поэзия, проза.

3. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп: предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

6. Сюжетные картинки, для составления описательного рассказа.

7. Лото, домино, игры-ходилки по изучаемым темам.

8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.

9. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

10. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

11. Ребусы, кроссворды.

12. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи.

13. CDс записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений.

Работа с родителями: поощряется присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего: участие в воспитательно-игровых мероприятиях, в проектно-исследовательской деятельности.

Список используемой литературы.

1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М., 2006.

2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – МН:, 2007.

3. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 48 с.

4.Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе. – М.: Гном-пресс, 2007.

5. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие для подготовки к школе. – М.: Издательство «Астрель», 2016. – 95 с.

6. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2012.

7. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М., 2003.

8. Выренцова А.С. Подготовка к обучению. – С-Пб., 2007.

9. Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003.

10. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера», 2006.

11. Фалькович Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007.

12. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С.П., 2008.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области