Конспект открытого занятия по
Ягоды ЛЕСНЫЕ И САДОВЫЕ. Кузовок с ягодами.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: познакомить с названиями ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; учить аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при отгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование ягод в кузовке); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: изображения лесных и садовых ягод; макеты/картинки травы, кустарников и деревьев; раздаточный материал на каждого ребёнка; листы бумаги, вырезанные в виде кузовка, карандаши.
Содержание НОД детей
(Ребята проходят, здороваются с гостями и становятся полукругом около Лесовичка)
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришёл к вам в гости, чтобы познакомить вас с тем, что мне так близко и знакомо. Зовут меня Старичок Лесовичок. А чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, предлагаю вам отгадать мои загадки. Справитесь?
2. Подведение к теме занятия. Отгадывание загадок.
- Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)
- Колючки с крапивой - соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью. (Малина)
Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)
Лесовичок: - Догадались, о чем мы будем говорить на нашем сегодняшнем занятии?
Дети: - О ягодах.
(Дети рассаживаются на коврики полукругом)
3. Рассматривание и называние ягод.
(Лесовичок показывает изображения ягод, прикрепляет к мольберту и называет их, затем дети называют ягоды самостоятельно).
Ягоды – это сочные плоды некоторых растений. Видов ягод огромное количество. Ягоды бывают разного размера: и крупные, и средние, и мелкие. А какие ягоды вы знаете? (смородина, черника, ежевика, калина, рябина, малина и клубника)
Лесовичок: - Правильно.
4. Сравнение садовых и лесных ягод.
Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, ребята, чем они отличаются?
Дети: - Лесные ягоды растут в лесу, а садовые - в саду.
Лесовичок: - Верно. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Это: земляника, ежевика, черника, клюква. Садовые ягоды - те, которые созревают на деревьях, кустарниках и кустиках в саду. Ребята, поможете мне назвать садовые ягоды?
Лесовичок: - Молодцы, ребята! Вишня, клубника, смородина, крыжовник, малина – это садовые ягоды. И те, и другие ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезные! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями. Что это за варенье такое, лечебное?
Лесовичок: - Правильно. Малиновое. А в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. А кто мне подскажет и покажет, что из ягод готовят? (Ребята подходят к столику с картинками, на которых изображены продукты, получаемые из ягод, и не только)
Лесовичок: - Всё верно сказали и показали: и мармелады, и компоты, и пастилу, и джемы. Также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а ещё ягоды сушат.
Но у ягод есть отличия: лесные ягоды мельче садовых; кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных. А почему, ребята? (За садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами)
Лесовичок: - Правильно. Ягоды любят не только люди, но и лесные животные, птицы. И напоследок осталась самая необычная ягода. Давайте послушаем Настю Смирнову.
Сообщение ребёнка: - Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз - любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока - арбузный мёд, из мякоти - патоку. Ну и, конечно же, арбуз кушают в сыром виде.
(Ребята становятся полукругом около стульчиков)
5. Физкультминутка «Сбор ягод»
(Дети встают в круг и выполняют действия по тексту)
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
А потом еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать. (Ребята присаживаются на стульчики)
6. Игры
Подбери и покажи слово.
(Лесовичок озвучивает начало фразы, а дети поднимают руку, повторяют начало фразы и заканчивают её, показывая по возможности)
1) Клубника крупная, а земляника – …
2) Крыжовник твердый, а малина – …
3) Ежевика сладкая, а смородина – …
4) Черника круглая, а крыжовник – …
5) Малина красная, а ежевика – …
6) Смородина черная, а рябина – …
Подбери слово-действие.
Лесовичок начинает с того ребёнка, на котором остановился (дети стоят всё ещё).
1) Ягоды на веточках…4) Из ягод сок…
2) Ягоды с веточек…5) В стакан сок…
3) Люди в лесу ягоды…6) Из стакана сок…
Лесовичок: -А теперь я предлагаю вам, ребята, одним превратиться в больших помощников своей бабушки, а другим стать помощниками медвежонка Винни Пуха (Ребята рассаживаются за столики, на которых лежат карандаши. Каждый ребёнок получает одну карточку из двух предложенных). Задания: 1) Давайте поможем бабушке сварить ягодный компот. А для этого вам нужно хорошо постараться и найти все ягоды, а лишнее зачеркнуть. 2) А другим ребятам, думаю, понравится помогать Винни Пуху собирать в корзинку вкуснейшие ягоды. Соедините ягоды с корзинкой?
7. Рефлексия.
Лесовичок: - Какие вы, ребята, молодцы! Умеете играть, веселиться, помогать. А как вы слушать умеете и отвечать на вопросы, я сейчас проверю. Где-то в моей котомочке умная табличка запропастилась (ищет). Нашёл! Вот я ей и воспользуюсь.
Вопросы:
1) Что мы сегодня изучали?
2) Какого цвета ягоды бывают?
3) А по размеру они какие?
4) Какой формы ягоды бывают?
5) А на вкус?
6) Какие ягоды и на чём растут? (Одновременно с вопросом Лесовичок раздаёт ребятам вырезанные ягоды, на которых приклеен двусторонний скотч. Указывает на заранее подготовленные макеты травы, кустарника и дерева. Предлагает приклеить ягоды на нужный макет)
7) И что же из ягод можно приготовить?
Лесовичок: - Ну, порадовали Старичка Лесовичка! Молодцы!
8. Подарки от Лесовичка.
Лесовичок раздаёт заготовки и предлагает детям дома или во второй половине дня раскрасить любимые ягоды в «кузовке» – на листе бумаги, вырезанном в форме кузовка, изображения ягод в верхней части кузовка. Кузовок детям предлагается заштриховать коричневым карандашом.
Материал для макетирования: