Лэпбук «Мир профессий» для старших дошкольников.
Романова Раиса Петровна, воспитатель
МБОУ «Жабыльская СОШ имени Н.В.Петрова
МР «Мегино – Кангаласский улус»
дошкольная группа
Республика Саха (Якутия)
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. О необходимости формирования о труде взрослых писали такие известные педагоги и психологи , как Н.К.Крупская, А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.М.Леушина и другие.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества .
Важным направлением в расширении представлений ребенка о мире и знакомстве его с окружающей действительностью — является знакомство с профессиями. Дети не только осваивают знания о профессиях, игровых действиях в сюжетно-ролевых играх, но и учатся по иллюстрации определять ее, называть и соотносить необходимые атрибуты каждой профессии, рассказывать и описывать деятельность взрослых и родителей. Такая работа помогает ребенку легче социализироваться.
Углубленное изучение профессий людей , в том числе своих родителей , будет способствовать развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Поэтому важно, чтобы ребенок с дошкольного возраста проникся с уважением к любой профессии и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Цель: Формирование представлений детей о многообразии мира профессий в обществе, орудиях труда, трудовых действиях посредством ознакомления с трудом взрослых через лепбук.
Задачи :
- Углублять знания детей о различных профессиях , расширять кругозор.
- Развивать коммуникативные навыки, связную речь, внимание, мышление,
обогащать словарный запас дошкольников.
- Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых, трудолюбие.
Лэпбук содержит 8 кармашек по 5 образовательным направлениям развития детей по ФГОС ДО.
Цель и содержание кармашек лэпбука по образовательным областям:
1. Познавательное развитие
Цель: 1. Расширить у детей знания и представления о профессиях , общий кругозор.
2.Учить определять профессию, называть и соотносить необходимые атрибуты каждой профессии. 3. Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых.
1 кармашек: - «Как появились профессии?», «Характеристики профессий»
2 кармашек: - Дидактические игры: «Назови профессию» , «Покажи людей одной профессии» , «Объедини предметы в пары» , «Кто с кем должен поменяться местами?» , «Кто что делает?» , «Кому что нужно ?» , «Пантомимо» , «Собери картинку», «Кто так говорит?» , «Угадайте, какая профессия у человека?»
- Утверждения в стихах
2. Речевое развитие
Цель: Обогащать словарный запас детей путем введения новых понятий «Профессия». 2. Расширять общий кругозор 3. Развивать связную речь.
3 кармашек: - Загадки, пословицы о профессиях , стихотворения о профессиях
- Словесные игры: «Правильно, неправильно» , «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
4 кармашек: - Дидактическая игра «Кто тут работает?»
5 кармашек: - Картинки «Составь рассказ по картине»
- Карточка «Алгоритм ознакомления с профессией»
3. Социально- коммуникативное развитие
Цель: Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей, правильно выполнить роли профессий в играх.
ОБЖ - сформировать у детей осознанное выполнение правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта.
6 кармашек: - Атрибуты- шапочки к сюжетно- ролевым играм «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Школа»
- ОБЖ
- Карточки «Безопасность на дороге», «Пожарная безопасность», «Личная безопасность»
4. Художественно- эстетическое развитие
Цель: Познакомить с творческими профессиями, развитие мелкой моторики.
7 кармашек: - Карточки творческих профессий- музыкант, балерина, художник, дирижер
- Дидактическая игра «Что нужно музыканту для работы?»
- Картинки- раскраски «Профессии»
- Трафарет- раскраски «Инструменты»
5. Физическое развитие
Цель: Познакомить с спортивными профессиями, воспроизведение действий разных профессий по текстам карточек.
8 кармашек - Карточки «Спортивные профессии»
- Карточки «Физкультминутки» - во время работы с лепбуком ребенок может сделать занимательную гимнастику
Проведено анкетирование родителей на тему «Детям о профессиях». Сделан вывод, что многие родители не часто рассказывают дома о своих профессиях. Даны рекомендации , чтобы родители всегда рассказывали о своей профессии, о профессиях бабушек, дедушек, родственников.
Проведен педвсеобуч для родителей на тему «Ранняя профориентациядошкольников», выпущен планшет «Как знакомить детей с миром профессий»
Организованы целевые экскурсии с целью ознакомления с профессиями родителей в торговый дом «Байдам», рынок «Сандаара» , фельдшерско-акушерский пункт , школу.
Также организованы экскурсии с целью знакомства с профессиями работников детского сада.
На отчетном концерте «Ыллаа- туой о5о саас» для населения в МКУК «МФКК «Туьулгэ» им.К.Д.Борисова» воспитанники показали дефиле «Униформы профессий».
Вывод:
- Дети узнали как появились профессии, повысился интерес к различным профессиям.
- Узнали виды профессий, в том числе своих родителей, какими качествами должны обладать люди данных профессий, какую носят одежду люди этих профессий? Какие
технологии и орудия труда используют люди данных профессий.
- Обогащен словарный запас детей, могут составить рассказ о профессиях
- Родители стали много рассказывать детям о своих профессиях, профессиях родственников .
- Наряду с этим предстоит еще дальнейшая работа с некоторыми детьми по углублению и закреплению знаний о мире профессий.
- Лэпбук поможет в дальнейшем правильном выборе детьми будущих профессий.
Использованная литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва, 2015 г.
- Программа «Тосхол» Д.Г.Ефимова, Ю.В.Андросова, Дьокуускай , 2016 с.
- Л.В Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду», Москва 2015 г.
- Т.С.Комарова «Трудовое воспитание в детском саду» , Москва – Синтез 2009 г.