Институт развития образования Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 34 «Радуга»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
на тему: «В мире животных»
Составила: воспитатель МАДОУ Детский сад № 34 Тазеева Г.Р. |
октябрь 2021 г.
г. Октябрьский
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция: социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие
Цель: расширять представления воспитанников о диких животных России и Республики Башкортостан
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и систематизировать знания детей о диких животных Республике Башкортостан, России;
- формировать представление о Красной книге, заповедниках;
- учить составлять рассказ о диких животных по опорным схемам;
- учить воспитанников разучивать текст стихотворения с помощью мнемотаблицы;
- расширять словарный запас (Красная книга, заповедник), умение отвечать на вопросы, строить предложения, ясно и внятно выражать свои мысли;
- познакомить воспитанников с нетрадиционным способом рисования
(с помощью пекинской капусты).
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательную мотивацию;
- развивать мышление, память, внимание, воображение
Воспитывающие:
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным, отзывчивость, доброжелательность, сострадание.
Средства (оборудование):
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тазеева Гульназ Рашитовна.Давайте все встанем круг.
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Давайте подарим свои улыбки нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. О чем она будет, вы поймете, посмотрев фильм (показ фильма)
Ребята, о чем был фильм?
Воспитанники: О Республике Башкортостан, о лесах, о животных
Воспитатель: Правильно. Башкирия – одно из самых красивейших мест на земле. Наша Республика богата красивыми лесами.
Лес – это родной дом для огромного количества животных. Значит мы сегодня будем говорить о животных нашего края
Каких животных вы увидели в фильме?
Воспитанники: Медведь, лиса, заяц
Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, какие еще животные живут в лесах Республики Башкортостан?
Воспитанники: Белки, волки, барсуки, лоси
Отгадайте загадки:
Я скачу туда-сюда
По деревьям ловко
Не пустая никогда
У меня кладовка…
Воспитанники: Белка
Воспитатель: Молодцы. Это белка (слайд). Следующая загадка
Без тропинки без дорог
Серый катится клубок
Он в иголках острых сплошь
Потому что это….
Воспитанники: Еж
Воспитатель: Верно. Еж (слайд)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Воспитанники: Лось
Воспитатель: Молодцы. А про каких животных мы с вами говорим? (диких или домашних)
Воспитанники: Диких
Воспитатель: А почему они дикие?
Воспитанники: Потому что живут в лесу
Воспитатель: Ребята, правильно, это дикие животные. А что еще мы про них знаем? Давайте вспомним. А помогут нам в этом – вот такие таблицы (опорные схемы). О медведе я расскажу вам, послушайте. Медведь имеет коричневый окрас меха, живет в берлоге, питается медом, малиной, желудями, рыбой. Превосходно плавает и лазает по деревьям.
Кто хочет рассказать о белке?
Воспитанник: Белка живет в дупле, мех рыжего цвета летом и серого зимой, на ушах кисточки, пушистый хвост. Питается орехами, желудями, грибами, шишками. (Ловко прыгает с ветки на ветку)
Воспитатель: Молодец, верно. А о зайце кто хочет рассказать?
Воспитанник: Зайцы живут в норах, зимой у зайцев мех белый, а летом серый.(почему) У зайца длинные уши, маленький хвостик.
Питается растениями, грибами, веточками и корой кустарников, деревьев.
Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем, становитесь в круг
У нас ровненькая спинка
Гордая осаночка
Мы походим на носочках
А потом на пяточках
Пойдем мягко как лисята
Ну а если надоест
То пойдем все косолапо
Как медведи ходят в лес
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь. Ребята, а давайте поиграем в игру «Зоркий глаз» (средняя группа). Угадайте по силуэту какое это животное (слайды силуэтов ежа, лося), (младшая группа). Все верно, угадали.
Ребята, всех этих животных мы можем увидеть в лесах Республики Башкортостан.
Воспитатель: Ребята, в нашей Республике Башкортостан есть заповедные места. Вы знаете, что такое заповедник?
Воспитанники: В заповеднике охраняется все живое
Воспитатель: Заповедник – это место, где оберегаются животные и растения, где природа живет по своим законам, а человек не вмешивается в них. Это Башкирский заповедник, заповедник Шульган – таш, Южно – Уральский заповедник (слайды)
Воспитатель: А где еще мы можем увидеть животных?
Воспитанники: В зоопарке
Воспитатель: Тогда нам нужно оказаться в самом большом зоопарке страны, в Московском зоопарке. Вы знаете, где он находится?
Воспитанники: В городе Москва
Воспитатель: Хорошо, отправляемся в город Москва
Вставайте в круг.
Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нет рук.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Мы сегодня самолеты,
Мы не дети, мы пилоты.
Руки – нос, и руки – крылья полетела эскадрилья.
Полетели, закружились и в Москве мы приземлились.
Воспитатель: Я предлагаю вам экскурсию по Московскому зоопарку.
Любят взрослые и дети наш московский зоопарк.
Мы отправимся сегодня в удивительнейший парк.
Звери, птицы здесь живут, с нетерпением нас ждут.
Кто знает, как нужно себя вести в зоопарке?
Воспитанники: Нельзя близко подходить к вольерам, нельзя дразнить животных, кормить животных можно с разрешения.
Воспитатель: В Московском зоопарке находятся разные животные: нашей страны и других стран и континентов. Сейчас мы посмотрим животных нашей страны. Это травоядные (зайцы, белки, еноты, барсуки, олени) и хищные (волки, лисы, рыси, тигры). Это животные, обитающие на территории нашей страны России.
Воспитатель: Многие животные, находящиеся в зоопарке занесены в Красную книгу России. Красная книга – это книга, в которую занесены те виды животных, которые находятся под угрозой исчезновения, редкие. Их осталось очень мало. Амурский тигр, обитающий в Приморском крае, снежный барс из Центральной Азии, дальневосточный леопард, морж, тюлень, обитающие на Камчатке и Чукотке и многие другие.
А почему книга красная, как выдумаете?
Воспитанники: Это цвет опасности, внимания
Воспитатель: Правильно, она предупреждает, что эти животные в опасности. Ребята, а что нужно делать, чтобы животные не попадали в Красную книгу?
Воспитанники: Нужно беречь их, помогать им
Воспитатель: Ребята, мы - люди и животные живем все вместе на одной планете Земля, и нам нужно беречь их, заботиться о них. Я знаю очень красивое стихотворение о нашем общем доме Земля, Леонида Дайнеко, российского писателя, послушайте, пожалуйста
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Живут в нем звери, птицы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Давайте разучим его по такой таблице (мнемотаблица)
Воспитатель: Посмотрите, а вот животные из других стран: кенгуру из Австралии, ягуар и пума из Южной Америки, зебра и лев из Африки. О них мы поговорим в следующий раз. А нам пора возвращаться в нашу республику Башкортостан, в его столицу – город Уфа.
Воспитатель: Вставайте ребята снова в круг
Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нет рук.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Мы сегодня самолеты,
Мы не дети, мы пилоты.
Руки – нос, и руки – крылья, полетела эскадрилья.
Полетели, закружились и в Уфе мы приземлились.
Воспитатель: Вот мы и вернулись, вам понравилось наше путешествие?
Каких животных мы увидели в Московском зоопарке?
О какой книге мы говорили?
Кто помнит, какое стихотворение мы с вами разучили?
Какие мы молодцы, какие мы дружные. Вы друзья мои, старались, все прилежно занимались. Хочу вас поблагодарить и теплое солнышко вручить.
Спасибо ребята за гостеприимство, мне пора возвращаться к себе, а на прощание я хочу подарить вам сувенир, который будет напоминать о нашей встрече.