Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Словарные слова на уроках русского языка в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Работа со словарными словами

на уроках русского языка в начальной школе.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.

Древняя мудрость

Словарно-орфографическая работа - это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений, направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов, то есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Передовой опыт учителей и специально проведённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать и не изучать их написание в «словарном порядке». Учитель-новатор С.Н.Лысенкова все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппировала по темам. Используя этот опыт, я сгруппировала словарные слова для учащихся.

В первом классе я включаю в группу словарных слов для изучения в течение недели не более двух слов, во втором по три, иногда четыре слова, в третьем и четвёртом классах – не более четырёх слов. С каждой группой словарных слов работаем в течение недели по этапам.

1 этап (первый урок): Первичное знакомство с группой изучаемых слов.

На этом этапе предлагаю задания: найти новое слово.

а)Найти новые слова.

б) Чтение загадок, отгадывание ребусов, шарад .

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй -  с бараньей головы,

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

                                    Ответ: ПИ-РОГ

В результате выполнения заданий первого этапа получаем слово, рассуждаем, каким образом произношение и написание отличаются. Записываем слово, делим его на слоги, выделяем ударение, определяем слабые позиции в слове (выделяем орфограммы), объясняем значение новых слов для этого я использую

Этимологические сведения:

аквариум (от лат. слова aqua "вода")

аллея (от франц. слова allee "проход, дорога")

балкон (заимствованное из итальянского яз. balcone "балкон")

бутерброд (из немецкого языка butter "масло" + brot "хлеб")

вдруг (внезапно, неожиданно). Искон. Скорее всего, возникло на базе вдруг "воедино, вместе, разом" (ср. сразу, укр. враз "внезапно, вместе"), сращения предлога в и друг "один" (ср. друг друга, друг другу "один другого, один другому").

2 этап (второй урок): Работа над запоминанием правописания слов, включение их в активный словарь младшего школьника.

Предлагается задание найти исправить ошибки: «Радино, прасник, перок» после чего дети записывают словарные слова в рабочую тетрадь. Для работы в паре, на данном этапе изучения группы словарных слов, я предлагаю составить цепочку однокоренных слов, разобрать изучаемые слова по составу, составить словосочетания.

Подбор однокоренных слов:

Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

Берёза, берёзка, березонька, березняк, березовый, подберёзовик.

Болото, болотце, болотный, болотистый.

Борода, бородка, бородища, бородушка, бородач.

Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

Ворона, вороний, воронье, вороненок, воронёночек.

Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтуха, Желтухин ("кличка воробья), пожелтеть, янтарно- жёлтый.

Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу: для такой работы часто предлагаю слова, однокоренные тем, которые изучаются на данном уроке:

Аптечный, багажник, валенок, ветреный, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, морозный, ореховый, погодка и др.

3 этап (третий урок) - Работа над закреплением правописания слов.

Дети вставляют пропущенные буквы, самостоятельно записывают слова в тетрадь (с последующей взаимопроверкой или самопроверкой по словарю), выделяют орфограммы и ударение. Подбирают к изучаемому слову синонимы и антонимы.

Р..дина, праз...ник, п...рог.

Синонимы Антонимы

IV-этап ( четвёртый урок) Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Словарные диктанты – картинный, в парах, творческий и др.

Картинный диктант:

1.Записывают слово

2.Ставят знак ударения

3.Выделяют в нём безударную гласную

Творческий диктант: Заменить выражение, одним словом.

Зрительные диктанты:

Кирилл учит алфавит.

Здравствуй, праздник сентября!

Я живу в России.

Сначала подумай, потом говори.

Мы играем в хоккей.

По речи узнают человека.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Язык – удивительное орудие.

В лесу рос куст орешника.

Овёс – это хлебный злак.

Кроссворды:

«Ромашка»

По вертикали:

р

о

м

а

ш

к

а

«Жёлтый»

Угадай слово в жёлтой рамке (по горизонтали)

По вертикали:

4

1.

6

2

5

3

Работа с перфокартами:

Слова с окошечками:

Учитель показывает карточки со словами,

с пропущенной буквой.

г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал в*месте пр*здник

п*суда *вёс *рех з*мляника

На последующих уроках включаю изученные слова в задания типа: письмо по памяти, составление текста по опорным словам, в обучающие и контрольные диктанты, контрольные списывания.

Предлагаю учащимся опережающие задания для работы со словарями

В своей работе я поделилась с вами приёмами работы с так называемыми словарными словами.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет на практике.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области