Тема: « Осенний лес (деревья)»
Цель: обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Задачи:
Образовательная: знакомить с природой и изменениями в природе по временам года; расширить и уточнить знания, как меняются деревья осенью; учить отвечать на вопросы.
Коррекционно-развивающая: развивать восприятие предметов по цвету, форме, величине; развивать наблюдательность, внимание.
Воспитательная: обогащать знания детей об изменениях в жизни растений осенью (окраскам листьев, плоды); прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Методы: словесные, демонстрационные, исследовательские.
Оборудование: сухие восковые листья; корзинка с сушеной рябиной, желудями, каштанами и шишками., разрезная картинка, мнемотаблица.
Словарь: листопад, желуди, каштаны, рябина.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Д.: Никита, давай вместе посмотрим в окно.
Какое сейчас время года? (осень).
2.Вводная часть.
Д.: - Сегодня мы поговорим об осенней поре и о деревьях осенью.
Но для начала давай посмотрим на осенний лес (иллюстрации) и вспомним, какие произошли изменения с деревьями.
3. Основной этап.
Д.: - Никит, какого цвета листочки на деревьях осенью?
- Как ты думаешь, как называется явление природы, когда листья от ветра падают на землю? (листопад)
Дефектолог читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят!
Ребенок читает стихотворение по мнемотаблице…
Д.: - Никита, а ты знаешь почему деревья осенью роняют листву?
Зимой становится холодно и рост деревьев замедляется. Света и тепла недостаточно, поэтому листья вянут и опадают, а когда снова наступают теплые дни, появляется и новая листва.
Дидактическая игра «Собери разрезную картинку»
Кто живет на дереве?
Сортировка «Каштаны, рябина и желуди»
Физминутка:
Мы дорожки подметаем (наклониться, имитировать движение)
Листья в кучи собираем (имитация движений)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
4.Продолжение основного этапа.
Д.: - Давай с тобой рассмотрим осенние листья (кленовый, дубовый, рябиновый, березовый)
Д.: - А теперь давай посчитаем: сколько на столе лежит красных кленовых листьев? А сколько желтых березовых? Сколько рябиновых и дубовых листочков?
Дидактическая игра «Узнай, назови, соедини»
5.Закрепление.
Игра с мячом: «Назови лист дерева».
Клен – кленовый;
Береза-
Дуб-
Рябина-
- Что за плоды созрели на дубе? (жёлуди).
- А на каштане? (каштаны)
- А на рябине? (рябина).
- А на ели и сосне? (шишки).
6.Итог.
Сегодня мы говорили с тобой как меняются деревья осенью. Какую красоту нам дарит природа осенью. Нам обязательно нужно любить и беречь природу.