Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развиваем память" методы диагностики и коррекционные упражнения в работе с детьми с ОВЗ

Цель повышение уровня развития памяти у школьников с особыми возможностями здоровья. Основные задачи 1. Тренировать зрительную, слуховую, двигательно – моторную память. 2. Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания. 3. Развивать уровень развития мышления воображения, речи ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развиваем память»

методы диагностики и коррекционные упражнения в работе с детьми с ОВЗ

Составила: Т. А. Кочмарева

педагог-психолог КГОБУ «Коррекционная школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья г. Артема»

Память человеку необходима для

всех проявлений души.

Паскаль

Цель:повышение уровня развития памяти у школьников с особыми возможностями здоровья.
Основные задачи:

1.Методика диагностики оперативной памяти.

Методика применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку.

Порядок проведения

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 сек.

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда

Сумма Стимульныйматериал

КЛЮЧ

1. 7985

6. 6546

2. 8967

7. 4678

3. 8575

8. 5975

4. 8878

9. 7895

5. 7978

10. 3679

Интерпретация результатов

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число — 40). Норма взрослого человека — от 30 и выше. Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает немного времени — 4—5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

2.Объем оперативной памяти (кривая запоминания)

Протокол. Ф. И., класс:

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1

2

3

4

5

3.Тест «Объем зрительной памяти»

Ребенку предъявляется десять картинок с изображением различных предметов. Ему предлагается посмотреть и постараться запомнить. Не торопитесь. Каждую картинку демонстрируйте 5 - 6 секунд. Показав ребенку все десять картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. В каком порядке, не имеет значения.

Результат:

Запомнил 8—10 картинок — хорошо,

Запомнил 5—7 картинок — удовлетворительно,

Запомнил меньше 5 картинок —- неудовлетворительно.

II.Коррекционная работа

1.Упражнение на развитие логического мышления, усложненное заданием на запоминание «Поиграем с числами».

Закончить числовые ряды (по одному числу в каждом ряду).
    Первый ряд чисел: 2, 4, 6, 8, –
    Второй ряд чисел: 5, 4, 3, –
    Третий ряд чисел: 9, 7, 5, –

Запомнить числа, которыми закончились числовые ряды.

2.Упражнение на развитие логического мышления, осложненное заданием на запоминание символов (цифр).

Стимульный материал: таблица, являющаяся ключом к шифру.
0 – один отрежь         5 – цыплят по осени
1 – что посеешь         6 – пока горячо
2 – считают               7 – то и пожнешь
3 – не все то золото   8 – что блестит
4 – куй железо          9 – семь раз отмерь

Детям предлагается составить пословицы из данных частей, а затем, пользуясь ключом к шифру, зашифровать пословицы в виде чисел.

Записать эти числа.

3.Игра «Назови слова».

Каждая команда по очереди должна назвать по 5 слов, обозначающих:

- деревья; фрукты; овощи;

- спорт; животные; транспорт.

4.Игра «Запомни и найди».

Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.

Педагог показывает ребятам ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их в кабинете. По условному сигналу все участники занятия начинают искать эти предметы в комнате.

5.Игра «Восстановить пропущенное слово сахар-пуля-ящик-рыба-танец-груша».

Читается ряд из пяти слов, не связанных между собой по смыслу. Затем ряд читается не полностью, одно слово опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово ( в дальнейшем и его место в ряду). В третий раз пропускается другое слово. На четвёртый раз можно попросить детей восстановить ряд полностью: без сохранения очерёдности слов или по порядку.

6.Словесная игра «Цвета».

Участники игры располагаются в кругу. Ведущих предлагает всем участникам по очереди назвать по пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.

7.Игра-соревнование «Слова».

Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.

8.Игра «Говори наоборот».

Ведущий говорит слово – каждая команда по очереди говорит противоположное.

Слова: веселый – грустный;

быстрый – медленный;

красивый – безобразный;

пустой – полный;

худой – толстый;

умный – глупый;

трудолюбивый – ленивый;

тяжелый – легкий;

трусливый – храбрый;

белый – черный;

твердый – мягкий;

светлый – темный;

шершавый – гладкий;

большой – маленький.

9.Упражнение «Прочитай и перескажи»

Л. Толстой

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Собака человеку неизменный друг.

Д. Тихомиров

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волной плеснуло на муравья, и стал он тонуть.

Голубка несла ветку. Она увидала, муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Расставил охотник сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил ему ногу.

Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Е. Чарушин

Зайку спрашивает ёж:

- Что ты, заинька, ревёшь?

- Очень я перепугался,

С диким зверем повстречался.

Он зелёный, пучеглазый,

Не видал таких ни разу.

В. Одоевский

Встань поутру, не ленись!

Мылом вымойся, утрись.

Кто растрёпан, не умыт,

Тот собой людей смешит…

Л. Толстой

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидал, что вода стала выше и можно было пить.

За один раз дерева не срубишь.

К. Ушинский

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

- Что ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

- Плохо верю, кумушка, отвечал ворон. – Кто так много болтает, как ты, тот, наверное, много врёт.

Л. Толстой

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне».

А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?»

Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они ударили его в лоб. Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: «И что за дурак тут грабли бросил!»

№ ряда

Сумма

Приложение 1.

Бланки к заданиям.

Суммировать по порядку рядом стоящие цифры, работа на слух:

Составить пословицы, закодировать результат в таблицу:

0 – один отрежь         5 – цыплят по осени
1 – что посеешь         6 – пока горячо
2 – считают               7 – то и пожнешь
3 – не все то золото   8 – что блестит
4 – куй железо          9 – семь раз отмерь

Шифровальный код

1

2

3

4

5

Продолжи ряд и запомни цифру:

Первый ряд чисел: 2, 4, 6, 8, –
    Второй ряд чисел: 5, 4, 3, –
    Третий ряд чисел: 9, 7, 5, –

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области