Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Инсценировка как процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Инсценировка как процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В предыдущих параграфах мы рассмотрели понятие творческие способности. Определили, что творческая деятельность раскрывает богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображении и воли, способности и черты характера. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В этом параграфе нам предстоит изучить сущностную характеристику инсценировки как процесса, и раскрыть методику ее организации.

Инсценировка занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается музыкальное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа. В педагогической практике такая игра, организованная на сюжет музыкального произведения называется драматизацией или инсценировкой. Театрализованная (инсценированная) песня основана на глубоком понимании текста и музыки и логически последовательно раскрывает смысл первоисточника.

Ее главным признаком является, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр она не отражает обобщенно действий изображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное имитирование, а, наоборот, произвольное творческое построение, руководимое тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной инсценировки является не только то, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он берет на себя, но и то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли.

Отличие инсценировки от других видов игровой деятельности определяется необходимостью предварительно уяснить ход событий, образы героев, их поведение, а также представить персонажи именно в таком виде, в каком они даны в произведении со всеми характеризующими их особенностями. Развитая игра-драматизация по своему характеру приближается к театральной деятельности и является своеобразной формой перехода к драматическому искусству.

Близость инсценировки и сценического действия определяется наличием в первой тех же элементов, что и в игре актёра. Ещё К.С. Станиславский, который глубоко изучал творческое начало детских игр, находил сходство в состоянии актёра на сцене и ребёнка, исполняющего роль в той или иной игре. Такая аналогия возможно потому, что игра и в том, и в другом случае захватывает, прежде всего, область чувств и эмоций человека.[27].

Методика инсценирования песни. Рассмотрим ее на примере песни-игры «Зарядка» муз. Слонова, сл. Петрова. Прежде чем проводить урок, учитель должен определить четко цели данного занятия. Во-первых, необходимо воспитывать у детей любовь к спорту, любовь к музыке; во-вторых, воспитание живого интереса к такому роду музыкальных занятий; в-третьих, на основе разучивания песни «Зарядка» развивать у детей мышление, внимание, легкость и ритмику; в-четвертых, добиться исполнения правильного характера песни, правильного исполнения мелодии и ритма. Учителю важно добиться того, чтобы это занятие заинтересовало детей.[27].

Урок начинается с прослушивания песни в исполнении учителя и беседы о прослушанной песне. Важно, чтобы дети выявили главное: о чем эта песня? Этот этап будет своеобразным мостиком к беседе о зарядке, которая носит большое воспитательное значение. В ходе беседы учитель привлекает большую часть детей к участию в ней. Затем учитель знакомит их с текстом песни. Дальнейшая работа – это содержание работы над разучиванием песни по фразам, пожалуй, одним из самых длительных и трудных  этапов всего урока. Здесь идет работа над вокально-хоровыми навыками, особое внимание следует обратить на ритм, так как он является основой для оформления инсценировки самой песни.

Разучивание этой песни-игры требует не одного занятия. Дети очень устают. Когда песня разучена, целесообразно ее еще раз исполнить.

Теперь только учитель приступает к следующему этапу – оформление песни движениями, к инсценировке.

Учитель дает задание: в соответствии с содержанием первого куплета придумать движения. Может быть, не все и не сразу скажут, значит, нужно подвести их к тому, чтобы сами догадались. Дальше учитель показывает эти движения, сочетая их с пением. Даже сам текст помогает детям в выборе движения. Нужно обратить внимание на то, как дети организованно выполняют движения. Если это не совсем так, нужен какой-то стимул, чтобы они организовались. Например, вызвать для примера самого хорошо исполнявшего ученика. После того, как дети разучили движения, нужно их повторить с пением. В ходе такого исполнения можно привлечь детей к исправлению ошибок. Далее дети выясняют, что в конце есть музыка (соло фортепиано). Учитель перед исполнением его дает детям задание подумать и сказать, чтобы вы стали делать: петь, танцевать или маршировать? Дети должны сказать, что удобно маршировать. Учитель предлагает детям самим придумать движения.

Чтобы сделать это занятие интересным, учитель предлагает детям выбрать считалочку, а по ней ведущего зарядки. Они охотно это делают. Ведущий громко должен считать во время соло фортепиано, как бы помогая ребятам выполнить движение. В конце необходимо ученикам исполнить песню-игру «Зарядка». Затем отметить активность ребят. Очень важно выяснить у детей, понравился ли им урок.

Итак, на примере данной песни можно представить алгоритм создания инсценировки:

Таким образом, инсценировка песни, ее обыгрывание – это очень своеобразная, занимательная форма музыкальной деятельности, способствующая развитию интереса к музыкальным занятиям, воспитанию нравственных качеств учащихся. Инсценировка – богатая и плодородная почва для детской деятельности, для развития творческих способностей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области