Интеллектуальное развитие дошкольников
посредством логико-математических игр
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
М. В. Ломоносов.
Актуальность.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
• Развитие умственных способностей у детей имеет особое значение для подготовки их к школьному обучению. Важно не только, какими знаниями, умениями и навыками владеет ребёнок, а готов ли он получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных развивающих дидактических игр, задач, головоломок, логических упражнений.
Цель работы:
Создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.
Задачи:
• Развивать творческие и интеллектуальные особенности детей.
• Развивать воображение, образное и логическое мышление, умения сравнивать, видоизменять, классифицировать, обобщать.
• Учить детей устанавливать отношения между частями целого, чисел и измерения.
• Повышать способности к установлению математических связей, закономерностей.
Начиная развивать ребёнка и знакомить его с миром математики, мы хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Язык математики – это язык абстракции, логики, символа. Чтобы действительно понимать эту науку, в последствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего необходимо понять, а не заучивать, о чём идёт речь.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Математическое развитие воспитанников осуществляется через совместную познавательно-игровую деятельность.
В этом нам помогают средства, развивающие логическое мышление:
• Загадки. Загадки – шутки.
• Игры – головоломки.
• Разгадывание ребусов.
• Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
• Тексты, помогающие в развитии операций обобщения, классификации.
• Блоки Дьенеша.
• Цветные палочки Кюизенера.
• Кубики Никитина.
Вся работа по развитию у дошкольников элементов логического мышления строится на игровых педагогических технологиях З. А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Е. А. Носовой, Р. Л. Непомнящей «Логика и математика», Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры», А. А. Столярова «Давайте поиграем».
Широко используются дидактические игры: «Чем отличается одна фигура от другой?», «Найди два одинаковых предмета», «Какая фигура лишняя?», «Продолжи ряд». Задачи в этих играх представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа подбирают недостающие фигуры, анализируют, сравнивают.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур и задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Этот вид задач интересен для дошкольников своей наглядностью, необычностью постановки вопроса и решения.
Широкое распространение и применение в работе с детьми получили игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений – игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игры: «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино», «Вьетнамская игра». У детей развиваются умения анализировать простые изображения, выделять в них и окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.
В работе с дошкольниками велика роль дидактического материала, разработанного бельгийским математиком Х. Кюизенером. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.
Большое значение имеет использование логических блоков венгерского математика и психолога Зонтан Дьенеша. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
Играя с блоками Дьенеша, дети выполняют разнообразные предметные действия (группируют по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму).
В работе с детьми по математическому развитию следует иметь игровые материалы (шашки, домино, лабиринты и многое другое). Дети получают большое удовольствие, играя в них.
Совершенствование работы по развитию мышления ребёнка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу помогал решать ряд педагогических задач. Индивидуальные консультации, мастер-классы ориентируют родителей в мире логико-математических игр.
Без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств.
Таким образом, без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают успешно планировать и реализовать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста и как следствие, последующего школьного обучения.