Воспитатель Гирина Н.А
2021 год
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Средней продолжительности – 6 недель (сентябрь - октябрь 2021г).
Участники проекта:
Дети и воспитатели средней группы, родители воспитанников.
Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку. Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами, дать волю своей фантазии, собрать гербарий. Гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать этот «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
Используемые виды деятельности:
Продукт проектной деятельности.
Содержание практической деятельности
по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с/р игр с детьми.
Подбор песен, стихов, загадок, музыкальных и дидактических игр, связанных с тематикой проекта. Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Изготовление презентации «Осенние деньки».
Сотрудничество с родителями:
Привлечение родителей к совместным наблюдениям в природе, к совместной исследовательской деятельности, способствующей возникновению познавательного интереса у детей. Привлечение родителей к совместному изготовлению поделок из природного материала на осеннюю тематику «Осенняя фантазия».
2. этап. Практический.
Образовательные области. | Виды детской деятельности. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Варим компот»,«Оденем куклу на прогулку» Дидактические игры: «Грибная полянка», «Что добавилось?», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?». |
Труд | Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Познание | Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Ознакомление с природой: - рассматривание иллюстраций с изображением осени, листопада, овощей, фруктов, грибов, ягод; - беседы «Осень в гости к нам пришла», «Как изменилась одежда людей осенью», «Чудесные листья», «Ягоды, грибы», «Осенний лес», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе»; - экскурсия по осенней территории д/с; - цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Природа осенью», «Что было сначала, что будет потом?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?» - показ презентации на тему: «Что нам осень подарила» - дидактические игры: «Осенние приметы», «Чудесный мешочек», «Какое время года?», «Сложи пейзаж», «Укрась дерево»,«Лето или осень»,«Продолжи узор» |
Коммуникация | Творческое рассказывание детей по темам «Об изменениях, произошедших с деревьями осенью», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов по картинкам. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. |
Чтение художественной литературы | Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Интулов «Кричит ворона» Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек». |
Художественное творчество | Рисование: «Осенние цветы», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Разноцветные листочки», «Овощи на тарелочке», натюрморт из фруктов. Лепка: «Яблоки и ягоды», «Грибочки», «Кленовый листок», «Большие и маленькие морковки». Аппликация: «Осень», «Ваза с фруктами», «Корзина с грибами», «Букет цветов». Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал). Самостоятельная художественная деятельность детей: рисование «Дары осени». |
Музыка | Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени. |
Культурно - досуговая деятельность: Осеннее развлечение - викторина, оформление выставки семейных поделок. Конкурс чтецов. |
3-й этап – заключительный.
Итоги проекта:
В результате осуществления проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем мире в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Конспект итогового занятия по познавательно-исследовательскому проекту «Осень» в средней группе
Развлечение - викторина «Осень полна чудес»
Ход занятия:
-Здравствуйте ребята! Вы знаете какое сейчас время года?
Правильно осень. А по каким приметам вы догадались, что сейчас осень? (ответы детей).
А стихи про осень знаете?
(дети читают стихи про осень)
Очень хорошие стихи!
Сегодня мы проведем с вами викторину - это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Согласны?
Тогда начнем.
А начнем мы с разминки ума:
Игра «Осенние приметы».
Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да».
Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет». Вы готовы? (да).
Дайте правильный ответ:
Осенью кругом цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени.
А сейчас давайте разделимся на 2 команды и будем соревноваться.
Представление команд:
«Кленовые листочки» и «Дубовые листочки».
Первый конкурс – загадки.
Я буду загадывать загадки по очереди каждой команде, отвечайте хором.
За каждый правильный ответ команда получает листок, потом посмотрим, у кого листиков будет больше.
1. У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? (осень)
2. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья (осень)
3. Шёл долговяз,
В землю увяз (дождь).
4. С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись (дождь).
5. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (Листопад)
6. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
7. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет (ветер)
8. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь (ветер)
Ведущий: Молодцы! Хорошо справились с заданием, много набрали листочков! Давайте с ними поиграем!
- Ой, я их случайно уронила, и они все перемешались. Вы поможете их собрать?
Игра: «Осенние листья»
В зале на полу лежат осенние листья (дуба и клёна).
Одна команда собирает дубовые вторая кленовые листья.
Звучит песня «Листики дубовые, листики кленовые».
После того, как дети соберут листья, можно потанцевать.
Листочки полетели и на стульчики все сели.
- Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки об осени?
Давайте, я начну, а вы закончите предложение. Договорились?
1. Сентябрь красное лето провожает, осень золотую… встречает. 2. Сентябрь холоден, да …сыт.
3. Весна богата цветами, а осень ….грибами.
4. Пчелка мала, да и та… работает. 5. Будет дождь, будут… грибы.
Ведущий. Здорово! Отлично справились с заданием. А вот еще загадки. Отгадаете? 1. Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я (капуста) 2. На грядке привалился на бочок Солидный, крутобокий… (кабачок) 3. Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) 4. Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Про что эти загадки? (про овощи и фрукты)
Игра «Сбор урожая».
Ведущий: поиграем в игру «Сбор урожая».
Правила игры: команды строятся двумя колоннами за обозначенной чертой. По залу разложены муляжи овощей и фруктов. Возле каждой команды стоит пустая корзина. Одна команда собирает в свою корзину овощи, другая – фрукты. По сигналу ведущего эстафета начинается. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.
Игра «Четвёртый лишний».
Ведущий: А сейчас – внимание на экран. Наш следующий конкурс «Четвёртый лишний». Команды по очереди выполняют задание. Из четырёх картинок вы должны выбрать ту, которую считаете лишней по какому-либо признаку. Напоминаю, что наша тема – осень. За каждый правильный ответ команда получает один листик.
- Хорошо, а теперь проверим вашу смекалку и внимательность, по очереди задам вопросы командам.
Ведущий проводит блиц-опрос: задает вопросы по очереди каждой команде.
1.Какие животные питаются грибами? (белки) 2. Из какого овоща готовят чипсы и драники? (картофель) 3. Как по-другому называют белый гриб? (боровик) 4. Что такое тихая охота? (сбор грибов) 5. Как называется первый осенний месяц? (сентябрь) 6. Кто из животных впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки) 7. Почему осень золотая. 8. Как называется явление с падающими листьями? (листопад)
Молодцы! Сколько листиков вы заработали? Много! И у второй команды много! Все молодцы, все победители!
- А сейчас поиграем все вместе.
Подвижная игра: «Листья» для всех детей.
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо — влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках).
Подул осенний ветерок и листья полетели, полетели и превратились в ребятишек… Занятие наше закончено.
А осень золотая обещала прийти к вам на праздник, а пока прислала вам подарок – корзину с фруктами.
Уважаемые родители, в нашей группе реализуется Познавательно – творческий проект «Осень»:
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной»,
К. Бальмонта «Веселая осень»;
стихотворения А. Плещеева «Миновало лето»,
М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени;
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;