Доклад на тему: «Создание коворкинг – зоны исторического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников
«Мой край – родной Башкортостан»
Подготовила: Егорова Лилия Фаилевна.
Изучая вопрос организации РППС и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы пришли к выводу, что предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные) пособия, предметы, игрушки. Содержательный компонент предметно-развивающей среды изменяется в процессе и в следствие реализации темы образовательного события.
Одним из примеров создания индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды является организация творческих «Коворкинг-зоны» исторического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой край – родной Башкортостан»в группе. Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей дошкольников.
Необходимо создать по-настоящему нужное пространство, в котором будет приятно, полезно и уютно, которое позволит воспитаннику самореализовываться, развиваться, общаться, но при этом находиться рядом со своим воспитателем. Важно, чтобы воспитанникам нравилось и время в коворкинге-зоне проходило с пользой.
«Коворкинг-центре»выделены следующие зоны:
1. Познавательно-развивающая зона. Эта зона наполнена различными материалами: учебно – методические пособия, атрибуты (посуда, одежда, предметы быта, музыкальные инструменты, символика).
2. Творческая мастерская. Эта зона наполнена различными материалами для изодеятельности, лепки, аппликации.
3. Творческая театрализация. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, музыкальными инструментами, а также масками и куклами.
Оборудование зон является не статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично. Важно, что в центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Деятельность в центре стимулирует развитие познавательной инициативы, исследовательской активности, помогает выявить личные интересы и увлечения ребенка, способствует социализации ребенка.
Актуальность создания «Коворкинг-зоны» исторического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой край – родной Башкортостан»:
Ознакомление с родным краем имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. У детей развивается интерес к истории своей малой Родины, к народному искусству, формируется любовь к природе, расширяется кругозор. Родина – это, прежде всего, семья, дом, детский сад, это красивая природа, которая его окружает. Проведя опрос детей и беседуя с ними о республике Башкортостан, я выявила, что знания детей в этой области недостаточные. Необходимо дать детям больше сведений о республике Башкортостан, поближе познакомить с культурой, народным искусством республики.
Цель: Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития познавательно-творческих способностей детей.
Создать условия для ознакомления воспитанников с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа.
Задачи:
Образовательные:
1.Расширять и уточнять представления воспитанников о родном поселке, районе, республике.
2.Формировать бережное отношение к природе родного края, знания по культуре родного края;
3.Продолжать знакомить воспитанников с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
1.Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.
2.Обогащать словарный запас и расширять кругозор.
3.Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство любви к своему посёлку, району, республике.
2. Формировать чувства толерантности.
Формы совместной деятельности с детьми: проведение ООД и совместной деятельности с детьми игр, упражнений, рекомендации для родителей.
Ожидаемый результат:
Воспитанники знают: свою республику, посёлок, символику республики, достопримечательности своего поселка, климатические условия, природу родного края. Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Играют в национальные игры.
Материальная база: икт - слайды, учебно – методические пособия, атрибуты
(посуда, одежда, предметы быта, музыкальные инструменты, символика), художественная литература, картины, иллюстрации, дидактические игры.
Примеры совместной деятельности с детьми в коворкинг-зоне:
Познавательное развитие- беседа: «Моя республика - Башкортостан»,
«Природа родного края», «Рассматривание национальной башкирской одежды», «Мой поселок - Приютово», «Где мы живём?»; «Национальные блюда».
Подвижные и дидактические игры: д/и «Собери карту Башкортостана», «Интервью». «Сложи башкирский узор», п/и« Медведь и пчелы», «Медный пень», «Батыр и Айгуль». «Курай», «Липкие пеньки»
Ознакомление с художественной литературой: Сказка «О курае», Сказка «Лиса –сирота», «Сарбай».
Художественно-эстетическое развитие: рисование« Медведь и пчелы», «Укрась сапожок башкирским узором », «Украшение пиалы», аппликация «Дома на нашей улице», «Осенний ковер в нашем парке», лепка «чак-чак», изготовление коллажа о родном крае.
Музыкальное развитие: прослушивание аудиозаписи классической музыки; аудиозаписи башкирской музыки «Процветай Родина моя», звуки башкирских музыкальных инструментов. «Знакомство с башкирским национальным инструментом курай».
Сюжетно-ролевые игры: « Скачки», « Сабантуй», « Встреча гостей»
Работа с родителями: Оформление фотоальбома «Мой край Башкортостан», «Наш посёлок Приютово».
Консультация « Воспитание личности на основе традиции и культурного наследия башкирского народа».
В заключение своего доклада хотелось отметить при создании коворкинг-зоны исторического и нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой край – родной Башкортостан» нам удаётся сформировать у воспитанников знаний о РБ, названий городов, её природных ресурсах. Умение самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитание в детской душе любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей республики, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Своё выступление хочется завершить словами:
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский