Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности коммуникативных игр в развитии речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Задачи • Развивать устную речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, расширять словарный запас, способствовать овладению нормами речи. • Способствовать развитию у детей познавательного интереса и потребности в общении через разнообразные формы игровой деятельности. • Формировать у детей навыки коммуникации с окружающими в процессе совместной деятельности • Воспитывать нравственные качества личности каждого ребенка с помощью коммуникативных игр • Повышать компетентность педагогов и родителей в области общения детей и взрослых.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Пояснительная записка

Развитие речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность. С освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. Одна из задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Проблемы в развитии речи могут стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми, окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.

Актуальность. Современные изменения в обществе требуют необходимости воспитания творчески инициативного человека, умеющего эффективно решать необычные жизненные задачи. Полновесное гармоничное развитие ребёнка недопустимо без воспитания у него правильной речи. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи это особенно трудно. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. В игре можно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми, способствовать совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем.

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности коммуникативных игр в развитии речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Задачи:

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, родители, музыкальный руководитель, психолог.

Методы и приемы работы:

Материал: дидактические игры, слоговые схемы, картинный материал, раздаточный материал, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения.

Длительность: 1 месяц.

Ожидаемый результат:

У дошкольников сформируется осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка; способность к произвольной регуляции своей деятельности; умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

У педагогов   повысится профессиональный уровень, сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.

У родителей повысится образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр, бесконфликтное взаимодействие между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

Основная часть.

 Этапы осуществления проекта: 

1 этап – подготовительно-информационный:

Календарно - тематический план на месяц.

Октябрь

1-я неделя – «Овощи и фрукты»

2-я неделя – «Времена года» 

3-я неделя – «Домашние животные»

4-я неделя – «Дикие животные»

5-я неделя – «Профессии»

Модель взаимодействия с педагогами и родителями:

Методы и приемы на развитие коммуникации:

Наглядные методы применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов, применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным относятся методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,

приспосабливаясь к ситуации общения. Продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи используются методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

2 этап – практический – познавательный.

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас. Общение с окружающими происходит в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков. В самостоятельной речи звуки, которые ребенок научился произносить отдельно, звучат пока нечетко. Сложные для произнесения звуки заменяются другими, труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»). Активный словарный запас заметно расширяется, малоупотребительная лексика пока не известна. В своей речи ребенок использует в основном слова бытового значения. Ребенку трудно дается грамматическая связь слов в предложениях, но при этом он уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, может составить рассказ. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, так как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается). Предложения будут описывать конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкам» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву).

Методики коммуникативного развития.

Д.Н. Дубинина, Ю.А. Судаплатова за основу логопедической работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества (Дубинина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений /А. Л. Дубинина. – М: Книголюб, 2006. – 176 с., Судаплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста/ Ю.А. Судаплатова, Д.Н. Дубинина. – Детский сад: теория и практика, 2013. – № 3– с. 84-89).

Н.К. Ледовских видит изобразительную деятельность как коммуникативный повод для общения педагога с детьми. Общение по поводу изобразительной деятельности – это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов (Ледовских, Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога /Н. К. Ледовских. – Детский сад: теория и практика, 2013. – № 3– с. 106-112).

И.А. Лыкова рассматривает развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры (Лыкова, И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры/ И.А. Лыкова. – Детский сад: теория и практика, 2013. – № 3– с. 90-105).

Е.В. Рыбак разрабатывает методические рекомендации, направленные на социально - коммуникативное, творческое развитие, которое, по мнению автора, способствует формированию у дошкольников  адекватного отношения  к  себе  и окружающим, уверенности в своих силах, стремления к активному, самостоятельному действию. В процессе  позитивного социального  взаимодействия, организованного в процессе освоения программы,  у   всех членов группы (семьи) развиваются желание и потребность в сотрудничестве, появляются тенденции к проявлению нравственно-этических норм поведения и творческие способности (Рыбак, Е. В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников. Методические рекомендации. Архангельск, 1996; Рыбак, Е. В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. 1997; Рыбак, Е. В. Игротека. Оздоровительные игры и упражнения для детей и взрослых. Методические рекомендации. 1997; Рыбак, Е.В. ВМЕСТЕ.  Программа социально - коммуникативного и творческого   развития  детей старших дошкольного и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 3 (дополненное и доработанное) -  Севастополь, 2021).  

Использование игры как средства формирования коммуникативной компетентности позволяет формировать монологическую и диалогическую речь, учить сотрудничеству. И это обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками.

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет с ОНР.

№ п/п

Название игры

Цель

Цепочка слов

развитие слухового восприятия

Веселая сороконожка

развитие коммуникативных способностей, слухового восприятия, наблюдательности, внимания

Эхо

развитие слухового восприятия

Взаимное цитирование

развитие слухового восприятия, памяти

Сундучок

формирование умения задавать открытые и закрытые вопросы

Где мы были, мы не скажем

развитие внимания, памяти, образного мышления детей

Картинная галерея

формирование умения задавать открытые и закрытые вопросы

Объясни Незнайке!

формирование умения перефразировать сказанное, оставив главный смысл

Назови слово

формирование умения излагать свои мысли точно и лаконично, описывать предмет

Художник слова

формирование умения излагать свои мысли точно и лаконично, описывать предмет

Холодно – горячо

развитие связной речи, формирование умения описывать предмет, взаимодействовать с товарищем

Поймай слово

развитие фонематического слуха и восприятия, формирование умения взаимодействовать

Улитка

развитие выдержки и самоконтроля

Пресс-конференция

развитие умения вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формирование речевых умений

Найди ошибку

упражнение детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»

Руки знакомятся, мирятся, ссорятся

формирование умения выражать свои чувства, понимать чувства другого человека

Вежливые слова

развитие уважения в общении, формирование привычки пользоваться вежливыми словами

Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай

развитие коммуникативных навыков детей, слухового внимания.

Игра-ситуация

развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику

Пойми меня

формирование умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях

Фронтальное занятие логопеда

Тема

Овощи: сравнение, употребление в пищу 

Дата

05.10.2021г.

Продолжительность

30 минут

Цель

Расширить знания об овощах, учить различать их на ощупь и вкус.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- закрепить умения употреблять в речи сложные предложения со значением противопоставления

- закрепить умения узнавать и различать овощи по внешнему виду, на ощупь, на вкус;

- формировать умение различать цвет овощей, их количество.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание при выполнении заданий;

- развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении;

- развивать тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать культуру поведения;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать навыки аккуратности при работе с раздаточным материалом.

Формируемые УУД

Личностные: эмоциональное, коммуникативное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, формирование активной жизненной позиции: желание помогать другим, включение в игровую деятельность на основе интереса.

Регулятивные: успешная работа на всех этапах занятия, формирование представления об огороде и овощах, о количестве (один, много), умения выделять цвет, различать цвета, умения выделять вкус, различать и называть вкусы: сладкий, кислый, горький.

Познавательные: называние, узнавание и различение овощей, определение их цвета, вкуса, количества, выполнение инструкции. Формирование элементарных двигательных функций, связанных с мелкой моторикой руки, общей моторикой, формирование умения действовать с предметами.

Коммуникативные: умение устанавливать и поддерживать контакт, использовать элементарные формы речевого этикета, вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе игры, употреблять в речи сложные предложения со значением противопоставления.

Основные понятия

Огород, овощи, один, много, красный, желтый, зеленый, сладкий, кислый, горький.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

Оборудование: предметные картинки, корзинка, муляжи овощей (помидор, огурец, капуста), натуральные овощи (морковь, лук), черная ткань, мешочек.

Этапы

Содержание

Приемы

Методические указания

I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, напоминание какое сейчас будет занятие; настрой на игру, проверка психологической готовности; сообщение темы.

Игровой, наглядный, словесный

Сесть за стол, принять рабочую позу, слушать логопеда.

Охотно участвуют в совместной игровой деятельности.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организация и проведение игры «Чудесный мешочек».

Логопед называет овощи, сопровождая показ художественным словом:

А я - сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

 Вот зеленый молодец,

Он зовется... огурец.

В огороде светофор?

Это красный ... помидор.

Проведение физкультминутки «Солим капусту».

Составление и употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления

Игровой, наглядный, словесный, практический

Игра «Чудесный мешочек» с муляжами изученных овощей (капуста, огурец, помидор).

С помощью логопеда узнают и различают овощи, адекватно выражают свои чувства, составляют сложные предложения со значением противопоставления.

Физкультминутка «Солим капусту».

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук).

Развивают общую и мелкую моторику, координацию движений.

III. Постановка учебной задачи

Цель: формулирование темы занятия.

Беседа «Сбор урожая» (с рассматриванием натуральных овощей: морковь, лук).

Расстилает ткань, раскладывает морковь и лук, предлагает собрать овощи в корзинку

Проведение физкультминутки «Огород».

Игровой, наглядный, словесный, практический

Выполняют действия с предметами (натуральные овощи).

Понимают, принимают правила игры.

Физкультминутка «Огород».

Идем с тобой мы в огород,

Там овощи растут.

Мы спинки наклоняем,

Морковку вырываем (импровизация движений в такт стихотворения).

Умеют выполнять задания в сотрудничестве друг с другом и логопедом.

Развивают общую и мелкую моторику, удерживают равновесие.

IV. «Открытие» новых знаний

Цель: расширить знания об овощах, учить различать их на ощупь, по цвету, размеру.

Логопед называет овощи, описывает, обращая внимание на цвет, размер, сопровождает показ художественным словом:

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный, сладкий плод.

А зелёный пышный хвостик

Украшает огород.

Что посадили? (морковь)

Какого цвета морковка?

Сколько у меня морковок? (одна)

Сколько у тебя морковок? (много)

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

Что посадили? (лук)

Какого цвета лук?

Сколько у меня луковиц? (одна)

Сколько у тебя луковиц? (много)

Проведение физкультминутки «Овощи».

Игровой, наглядный, словесный, практический

Выполняет действия с предметами (натуральные овощи).

Определяют цвет, размер, количество овощей, проявляют выдержку.

Физминутка  «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (ходьба на месте)

Дети овощи учили: (прыжки на месте)

Лук, морковка, помидор, (наклоны вправо-влево)

Огурец, капуста  (хлопки в ладоши).

Развивают общую и мелкую моторику, быстроту двигательных реакций.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепить знания в определении овощей на вкус.

Логопед проговаривает:

посадили маленькую морковку – она выросла большая; посадили маленький лук – он вырос большой.

Детям предлагается попробовать на вкус овощи, определить вкус: сладкий, кислый, горький.

Игровой, наглядный, словесный, практический

Игра «Собери из частей»

Игра «Определи овощ на вкус» (морковь, помидор, лук).

Выполняют действия с дидактическими картинками, проявляют усидчивость.

Выполняют учебные действия, проявляют усидчивость, выдержку.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель: включение нового
знания в систему изученного материала.

Логопед предлагает раскраску с изображениями овощей (помидор, огурец, лук). Логопед называет овощи, описывает, обращая внимание на цвет, размер.

Наглядный, словесный, практический

Раскраска «Овощи».

Раскрашивают овощи, концентрируются на задании.

VII. Рефлексия

Цель: осознание детьми игровой деятельности.

Подведение итогов, мотивация на дальнейшую деятельность.

Словесный, практический

Песенка «Запоминай-ка. Овощи!»

Эмоционально реагируют, радуются.

Выводы: цель занятия реализована, задачи решены, дети с ОНР третьего уровня в сотрудничестве с логопедом смогли расширить знания об овощах, закрепили умения узнавать и различать овощи по внешнему виду, на ощупь, по вкусу, выполнили действия с предметами (муляжи, натуральные овощи), физкультминутки (развитие общей и мелкой моторики, быстроты двигательных реакций, пространственной ориентировки, произвольности и целенаправленности движений), упражнялись в составлении и употреблении в речи сложных предложений со значением противопоставления. На занятии дети с удовольствием играли, проявляли высокий познавательный интерес, речевую активность.

Методики по речевому развитию с Ивановым И. и их анализ:

Обучение пересказу простых текстов.

Обучать пересказу простых текстов. Оказывать целенаправленное воздействие на активизацию восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций, тесно связанных с формированием устного речевого соoбщения.

Положительная динамика.

Продолжить работу по обучению пересказу простых текстов.

Обучение рассказыванию по сюжетной картинке (серии сюжетных картинок).

Формировать умение правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдать логическую последовательность повествования. Развивать умение связывать части рассказа в нужной последовательности; побуждать рассказывать выразительно, выказывая свое отношение к содержанию.

Положительная динамика.

Продолжить работу по обучению рассказыванию по сюжетной картинке (серии сюжетных картинок).

Обучение составлению рассказoв на основе личного опыта.

Учить рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от задaнной темы, указывать место и время описываемых событий, пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

Положительная динамика

Продолжить работу по составлению рассказoв на основе личного опыта.

Индивидуальный маршрут сопровождения Иванова И.

Цель: коррекционная логопедическая работа.

Задачи: развитие артикуляционной моторики; формирование правильного произношения; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие языкового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического компонента речи; развитие связной речи.

Количество и продолжительность индивидуальных занятий 3 раза в неделю по 30 минут.

Направление работы

Коррекция развития речи

Результат

Рекомендации

Обучение пересказу простых текстов.

1. Подготовка к восприятию нового произведения, его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

3. Анализ произведения. Уточнение содержания, идеи, характeристики образов, последовательности событий.

4. Повторное чтeние, суммирyющее результаты разбора. 5. Пауза для подготовки к отвeту, для запоминания текста.

6. Пересказ по ролям, инсценировка.

7. Анализ перескaза.

Положительный

Продолжить работу по обучению пересказу простых текстов.

Обучение рассказыванию по сюжетной картинке (серии сюжетных картинок).

1. Логопед дает по картинкам образец рассказа, ребенок повторяет этот рассказ.

2. Самостоятельный рассказ по картинкам, придумывает название рассказу.

3. Логопед дает начало рассказа, а ребенок заканчивает, придумывaeт, что было с героями раньше, излагает события, изображенные на картине, придумывает действия, поступки, которые могли бы произойти в дальнейшем.

Положительный

Продолжить работу по обучению рассказыванию по сюжетной картинке (серии сюжетных картинок).

Обучение составлению рассказoв на основе личного опыта.

1. Дается завязка, далее следует нарастание действия. После момента наибoльшего напряжения быстрая и ясная развязка.

2. Язык рассказа приближен к разговорной речи, составляется рассказ понятный и краткий, образный, без длинных фраз.

Положительный

Продолжить работу по составлению рассказoв на основе личного опыта.

Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка

Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка

3 этап – заключительный

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня через коммуникативные игры».

Определение результатов проекта:

     Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» завершён успешно. С поставленной целью и задачами участники проекта справились. Дети с интересом участвовали в мероприятиях, проявляя свои творческие способности. В играх были активными и заинтересованными, получили много положительных эмоций и впечатлений. Родители также проявили заинтересованность, с желанием сотрудничали с педагогами. Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учётом их возрастных особенностей при активном взаимодействии педагогов и родителей.

Список литературы

1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием/В.П. Глухов. –2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] /под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2008. – 128 с.

3. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г. Нищева. – М.: Владос, 2006. – 576 с.

4. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР: воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева. – М.: Владос, 2005. – 487 с.

5. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику/ Н.Г.Яковлева – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2001. – 109 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области