Тема урока: "Зачем творить добро"?
Цели: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Планируемые результаты
УУД
Образовательные ресурсы: учебник, презентация
Основные этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие. - А я хочу подарить вам солнечное настроение и улыбку. Улыбнитесь и вы друг другу, возьмитесь за руки и присмотритесь внимательно: каждая группа образовала круг. -Что символизирует наш круг? (солнце) -Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. | Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
ΙΙ. Актуализация опорных знаний | 1. Подведение к формулированию темы. ( Слайд 1). «Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить». П.Буаст (Познакомиться с понятиями добра и зла). | Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ. |
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи | - Какую задачу мы поставим сегодня на уроке? (Научиться делать свой выбор в различных жизненных ситуациях). | Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся. |
ΙV. Открытие новых знаний | 1. Вступительная беседа. Как вы сами понимаете значения этих слов? С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.
| Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге. |
V. Первичное закрепление | 1. Чтение учителем притчи «Два волка». (Слайд 6). – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? 4. Чтение стихотворения уч-ся. Люди! Я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много, Опасайтесь потерять друзей. Дружат пусть над светлым небосводом И сосед с соседом, и народ с народом. И живут, как братья, без войны и злости, В гости приглашайте, сами приходите в гости! -Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела. «Добро без ума» (Слайд 7). Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше. 5. Обмен мнениями. (Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют) : Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек сам решает, как ему поступать в разных жизненных ситуациях. Но надо помнить, что только хорошее несет в себе радость, тепло и жизнь. 6. Игра « Доскажи словечко » - Давайте мы немного поиграем. - Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово. 1)Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет! Говорят не зря при встрече (утром и вечером) («Добрый день и добрый вечер»). 2)И не зря ведь есть у нас Пожеланья («В добрый час»). 3) И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро продлится до вечера. Зазеленеет старый пень, Когда услышит: ... («Добрый день!») 4) Растает ледяная глыба От слова доброго ... («Спасибо!») | Личностные УУД: объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого. |
VI. Самостоятельная работа | Работа в «Творческой мастерской» - в группах. 1) Повторение правил работы в группе: (Слайд 8). - активное участие каждого; 1 группа. (Слайд 9). (Добрые дела красят человека. Сделаешь добро – добро найдёшь. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело лечит, а злое калечит. Делай людям добро – будешь сам в добре. Худо тому, кто добра не делает никому). Вывод: - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста. 2 группа. Задание: составить синквейн к понятиям «Добро и зло». Правила составления синквейна лежат перед вами: 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме) Вывод: Нужно совершать как можно больше добрых дел, чтобы зло никогда не победило добро. И самим совершать добрые поступки, чтобы избежать зла и его не прибавлялось в мире. 3 группа. 1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. 2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь. 3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. 5. Пожелание добра. 6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь. 7. Близкие отношения, основанные на доверии. Вывод: пусть капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра, а такое понятие как злоба уйдут навсегда. | Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу (проблему) в процессе всего урока. |
VII. Включение нового знания в систему знаний | 1)Повторение правил доброты: - помогать людям; - защищать слабого; - делиться последним с другом; - не завидовать; - прощать ошибки другим; - беречь природу; - уважать старших. 2) Работа с учебником (выборочное чтение) стр.68 – 69 правила этики: а) 1 абзац – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». б) первая причина – благодарность за подвиг Христа; в) вторая причина – необычайные внутренние переживания духовной радости. 3)В заключение я хотела бы вам рассказать одну историю, которая - Ребята, какой вывод из услышанной истории мы должны сделать? Вывод: действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.
| Личностные УУД: чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки. |
VIII. Итог урока. 1. Рефлексия учебной деятельности | - Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать: спешите делать добро! Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла! | Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль |
2. Рефлексия эмоционального состояния | - Уходя с урока, оставьте ваше отношение к нашему уроку. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?» |