Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро" 4 класс

Цели формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле, определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям нравственным, общечеловеческим анализировать и объяснять понятия добро, зло делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока: "Зачем творить добро"?

Цели: формирование основ морали – осознанной необходимости  определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Планируемые результаты

УУД

Образовательные ресурсы: учебник, презентация

Основные этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД
Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие. 
В жизни по-разному можно жить –  
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И, подарить его людям.

- А я хочу подарить вам солнечное настроение и улыбку. Улыбнитесь и вы друг другу, возьмитесь за руки и присмотритесь внимательно: каждая группа образовала круг.

-Что символизирует наш круг? (солнце)

-Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок.

Личностные УУД: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

1. Подведение к формулированию темы.
- Прочитайте высказывание. Подумайте, чему мы посвятим сегодня урок?

( Слайд 1). «Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить».

П.Буаст

(Познакомиться с понятиями добра и зла).

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи

- Какую задачу мы поставим сегодня на уроке? (Научиться делать свой выбор в различных жизненных ситуациях).
2. Формулирование темы урока.
- Тема нашего урока будет звучать так «Зачем творить добро?» ( Слайд 2,3).

Коммуникативные УУД: строить диалог, выслушивать других уч-ся.

ΙV. Открытие новых знаний

1. Вступительная беседа. Как вы сами понимаете значения этих слов?
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама, Родина, красота, природа….
- Ребята, а что является противоположностью добра? (зло)
- Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
- Какого человека мы назовем добрым, какого злым?
2. Работа с Толковым словарём. (Слайд 4,5).
С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.



.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге.

V. Первичное закрепление

1. Чтение учителем притчи «Два волка». (Слайд 6).
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3. Анализ притчи.
- О чем притча? (О добре и зле. Добро и зло всегда борются между собой).
- Чему нас учит? (Учит быть добрее друг к другу, стремление совершать добрые поступки живёт в каждом из нас). - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

4. Чтение стихотворения уч-ся.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, сами приходите в гости!

-Только не всегда добрые намерения превращаются в добрые дела.
5. Инсценирование притчи

«Добро без ума» (Слайд 7).

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.

5. Обмен мнениями.

(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют) :

Учитель: Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек сам решает, как ему поступать в разных жизненных ситуациях. Но надо помнить, что только хорошее несет в себе радость, тепло и жизнь.
Вы, ребята, должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для всех, с кем вы соприкасаетесь в этом мире.

6. Игра « Доскажи словечко »

- Давайте мы немного поиграем.

- Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

1)Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет! Говорят не зря при встрече (утром и вечером) («Добрый день и добрый вечер»).

2)И не зря ведь есть у нас Пожеланья («В добрый час»).

3) И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... («Добрый день!»)

4) Растает ледяная глыба

От слова доброго ... («Спасибо!»)

Личностные УУД: объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми; оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

VI. Самостоятельная работа

Работа в «Творческой мастерской» - в группах.

1) Повторение правил работы в группе: (Слайд 8).

- активное участие каждого;
- обращение по имени;
- выслушивать мнение каждого; - уметь договариваться; - говори спокойно и ясно; - говори только по делу.

1 группа. (Слайд 9).
Задание: собрать пословицы и доказать, что их объединяет.

(Добрые дела красят человека. Сделаешь добро – добро найдёшь. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело лечит, а злое калечит. Делай людям добро – будешь сам в добре. Худо тому, кто добра не делает никому).

Вывод: - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Как сказано в притчах, делать правильный выбор, чтобы поступки были такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам самим, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.

2 группа.

Задание: составить синквейн к понятиям «Добро и зло». Правила составления синквейна лежат перед вами:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)

Вывод: Нужно совершать как можно больше добрых дел, чтобы зло никогда не победило добро. И самим совершать добрые поступки, чтобы избежать зла и его не прибавлялось в мире.

3 группа. 
Задание: отгадать кроссворд так, чтобы в выделенных клеточках получилось качество доброго человека.

1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5. Пожелание добра.

6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7. Близкие отношения, основанные на доверии.

Вывод: пусть капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра, а такое понятие как злоба уйдут навсегда.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу (проблему) в процессе всего урока.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы; слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

VII. Включение нового знания в систему знаний

1)Повторение правил доброты:

- помогать людям;

- защищать слабого;

- делиться последним с другом;

- не завидовать;

- прощать ошибки другим;

- беречь природу;

- уважать старших.

2) Работа с учебником (выборочное чтение) стр.68 – 69 правила этики: а) 1 абзац – «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». б) первая причина – благодарность за подвиг Христа; в) вторая причина – необычайные внутренние переживания духовной радости.

3)В заключение я хотела бы вам рассказать одну историю, которая
произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу – ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так злой человек и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

- Ребята, какой вывод из услышанной истории мы должны сделать?

Вывод: действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.


- Вы ещё дети. Но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.

Личностные УУД: чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

VIII. Итог урока.

1. Рефлексия учебной деятельности

- Наш урок подходит к концу. И в заключение я хочу вам сказать: спешите делать добро! Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла!

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль

2. Рефлексия эмоционального состояния

- Уходя с урока, оставьте ваше отношение к нашему уроку.
На плакате вы оставите свое отношение к нашему сегодняшнему уроку.
красное сердечко - мне все понятно, я усвоил тему,
розовое сердечко - я усвоил тему, но хочу еще больше узнать о добре и зле;
жёлтое сердечко - мне было скучно, я ничего не понял.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области