Цифровые технологии в образовательной и воспитательной деятельности учащихся ДШИ и ДМШ в классе фортепиано
С.С.Сайфутдинова
МБУДО «Детская школа искусств им. М.А.Балакирева» Вахитовского района г.Казани
sayfutdinova166@mail.ru
В настоящее время невероятно сложно переоценить значение педагога дополнительного образования. Нам выпала задача с крайне важным значением, развивая духовность, привить к подрастающему поколению правильные моральные ценности. Именно искусство обладает подобного рода рычагами воздействия, способными затронуть струны детской души, сориентировать и воспитать в ребенке такие значимые принципы жизни, как порядочность, благородство, добросовестность и сочувствие. В современном веке цифровизации, когда гаджеты заменяют живое общение, основной миссией педагога является привлечь внимание и стимулировать ребенка к творчеству, в надежде «вытянуть» его из виртуального и продемонстрировать живой мир.
Известно, что личность самого педагога, его устои морали являются образцом для подражания учащихся. Если преподаватель дополнительного образования сам заинтересован своей работой, а также привнесением в неё нового материала, то дети бегут на занятия с улыбкой, а не посещают их по принуждению родителей.
Большое значение приобретает способность педагогов гибко реагировать и адаптироваться к стремительно меняющимся условиям работы. Формирование современного мировоззрения педагогов дополнительного образования становится необходимым социальным явлением.
Развитие и постоянное обновление образования запрашивает от преподавателей школ искусств и детских музыкальных школ багаж знаний в области цифровых образовательных ресурсов. Современный педагог с легкостью в своей работе использует информационно-коммуникативные технологии, внедряет новые формы и методы обучения. К цифровым образовательным ресурсам в работе с учащимися ДШИ и ДМШ относятся: аудио-, видеоматериалы, различные текстовые, графические документы и Всемирная сеть Интернет.
Цифровые технологии используются педагогами для сбора, анализа информации учащимися и протягивают руку помощи в творческой деятельности преподавателей и учащихся. Вышеуказанная работа выстраивается и контролируется педагогом: предоставляются электронные источники на определённые, проработанные темы и сайты, обеспечивая таким образом явление вовлечения ребенка и педагога в современные мировые процессы, а также побуждая учащихся к процессу обучения.
Современное поколение детей в достаточной степени свободно обладает навыками использования гаджетов, по этой причине, начиная уже с младших классов обучения целесообразно выдавать задания, направленные на прослушивание изучаемого произведения с использованием сети Интернет. К примеру, можно прослушать данное произведение в исполнении различных мастеров-профессионалов, других педагогов, а также ровесников-учащихся ДШИ и ДМШ с последующей целью сравнить и обсудить их исполнение. Можно также прослушать, как звучит произведение в исполнении на других музыкальных инструментах.
Основным помощником на начальных этапах обучения ребенка в ДМШ и ДШИ являются его родители. Большую роль играет их заинтересованность в этом процессе. Используя цифровые технологии, подавляющее большинство детей, посещающих ДШИ и ДМШ, обучаются с особым желанием. Пусть даже если не достигают грандиозных успехов в концертной и конкурсной деятельности, они все равно души не чают в музыкальном творчестве, которое развивает их внутренний мир. Учащиеся старших классов зачастую проявляют интерес к современной музыке, в связи с этим на занятиях с ними есть возможность воспроизводить и исполнять аранжировки мелодий из фильмов, сериалов и компьютерных игр, учитывая, в первую очередь, интересы и инициативу ребенка. Такая деятельность мотивирует детей, способствует добыче новых знаний, развивает аналитические способности.
Вследствие зарождения особого взаимодействия педагога и ученика, ребенок обретает свободу, его покидают зажатость и скованность на занятиях. Инновации дают педагогу возможность выстроить свою работу так, чтобы дать осознание своему ученику о его творческом потенциале, учитывая его индивидуальность.
На занятиях с детьми, обучающихся на игре фортепиано, положительно влияют здоровьесберегающие технологии, используются следующие упражнения:
Одним из методов развития коммуникативных навыков выступает коллективное музицирование – фортепианный ансамбль. Его относят к категории особой значимости в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. В фортепианном ансамбле главенствует принцип равноправия, ему присуще чувство коллективной ответственности и непосредственное общение со слушателем. Совместное музыкальное переживание – вот в чем суть общения.
Одновременно с традиционными однородными ансамблями, с недавних пор актуальны разнотембровые сочетания инструментов.
Цифровые технологии оказывают большое влияние при формировании репертуара для ансамбля, например:
Таких программ в сети Интернет большое количество, важно найти и подобрать удобную для использования себе и ученику.
Возвращаясь к теме ансамбля, хочется отметить, что коллективная игра в нём оказывает положительный результат на всех ступенях развития и обучения учащихся.
Задачи ДМШ и ДШИ полностью содействуют грамотному проведению занятий в ансамбле, а точнее, они:
Класс фортепианного ансамбля формирует следующие умения и навыки:
Цифровые технологии содействуют образовательной деятельности в решении и реализации вышеуказанных задач, а также развивают творческую сторону личности, его воображение и способствуют росту исполнительского мастерства учащихся.
Развиваясь в деятельности, 80% своего успеха ученик определяет сам, а оставшиеся 20% - его педагог. Поэтому приоритетом для педагога дополнительного образования является создание среды для творчества. Не зря В. Сухомлинский утверждал: «Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности. Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты. Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».
ЛИТЕРАТУРА