Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Здоровый образ жизни

Цель - пропаганда здорового образа жизни Задачи 1 просвещение 2 активизация творческого потенциала личности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Здоровый образ жизни – тема, актуальная всегда. Каждому известно, что воспитание в человеке правильного отношения к своему здоровью, надо начинать чем раньше, тем лучше. Потому что легче учиться, чем переучиваться. Просветительская работа на тему «Вредные привычки» - одна из важных составляющих работы классного руководителя.

Хочу поделиться опытом. Мы проводили в рамках предметной недели Здорового образа жизни несколько интересных и полезных мероприятий. Среди них – конкурс коллективных творческих работ под лозунгом «Чтобы жить здОрово, - надо жить здорОво!». Идея простая. Вместо лекций дать ребятам возможность творчески интерпретировать свои представления о какой-то вредной человеческой привычке: курении, употреблении спиртного, пристрастии к еде… и сделать сценическое выступление в любом жанре. Идея ребятам понравилась. Кто выбрал сказку, кто мюзикл, кто пародию. Я - классный руководитель, учитель химии и председатель школьного методобъединения химиков-биологов. Поэтому, в тех разработках, что предлагаются в этой публикации будет и пример выступления детей, и сценарий для выступления учителей.

Здесь же размещаю некоторые материалы диспута: «Алкоголь. На пользу человеку? Или во вред?» Диспут прошел в рамках той же предметной недели. Задачами этого мероприятия были: выяснить мнения школьников и учителей по данному вопросу; обменяться своими взглядами; в ходе диспута с помощью выступлений учителей провести просветительскую работу по данному вопросу. Диспут прошел оживленно. В период его подготовки мы провели анкетирование, на материалах которого была сделана презентация. Эта презентация и явилась основой для ведения дискуссии. Кроме того, учителя биологии, химии, истории, литературы, закона Божьего готовили мини-выступления; каждый освещал общую тему диспута с позиций своих профессиональных знаний. В этой статье вы найдете материал, для подготовки и проведения подобного мероприятия.

КОНКУРС КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»

Саша

Таня

Ваня

Маша

Ваня

Маша

Саша

Маша

Саша

Ваня

Саша

Маша

Саша

Таня

Ваня

Таня

Маша

Саша

Маша

Ваня

Таня

Саша

Добрый день. Давайте начинать? Напомню, сегодня первый день химико-биологической недели. А посвящается предметная неделя этого учебного года важной теме: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

При этом старшее поколение, присутствующее в зале, понимает, что младшее поколение, находясь в своем цветущем возрасте, не в состоянии по достоинству оценить, что такое ЗДОРОВЬЕ. Для него здоровье, это норма жизни. Это такая же банальная часть действительности, как воздух, солнце…

Я здоров… Ну, конечно, я здоров! У меня огромное количество сил, энергии, радужных планов на будущее…

Я здоров в свои 10 лет! Я здоров в 15. И, наверное, в 20 я все еще здоров…

А после 30-ти?

После 30-ти?.. Наверное, уже не совсем… А к сорока, пожалуй, однозначно не во всем здоров…

А про после пятидесяти уже страшно думать…

Было здоровье, и куда-то «все вышло». Как же так случилось? Ведь было здоровье! Его была куча!!! И, казалось, все в твоих руках. Ты никогда не опустишься до пьянства, - ты же сильный человек.

Ты не будешь курить. Ты же не дурак! Прекрасно понимаешь, что в табачном дыму яды. Там канцерогены; они могут спровоцировать рак.

Ты будешь подтянутым, спортивным, легким на подъем. Ты, конечно, придя домой после работы, не плюхнешься на диван у телевизора, не будешь глазеть часами в экран и лопать при этом жареную свинину с картошкой, чипсы с пивом и булочки с молоком…

Ведь, ты таким не будешь?! Ведь нет?

Или ты уже, придя домой, усаживаешься в постель и «залипаешь» в телефоне до поздней ночи… И ешь при этом чипсы

Чипсы вредны

Да неужели?! А сидеть часами в телефоне не вредно?

Да, это тоже вредная привычка

Вот! Заметьте, это уже привычка. Вы от нее уже зависимы. Вы можете не сделать уроки, не помыть за собой посуду, не помочь маме или младшему брату… Но вы, непременно, найдете время, чтобы ответить в What’s up или закончить игру

Да, человек быстро обрастает вредными привычками.

Пусть же сегодняшний конкурс «Вредные привычки» будет для нас сигнальным. Пусть он побудит каждого взглянуть на себя со стороны. И увидеть, какие вредные привычки грозят нам по жизни.

Сегодня утром для участников конкурса была проведена жеребьевка. И мы готовы озвучить последовательность выступления классов на сцене.

Первым выступает ___________ класс

Затем ____________

Потом ____________

За ним ____________

И, наконец, ___________ класс.

Так же, мы с удовольствием представляем жюри сегодняшнего конкурса

Что ж, пришло время первого выступления.

На сцену приглашается класс

Дальше, после выступления первого класса, кто-то из ведущих объявляет выступление второго, третьего и т.д.

Перед выступлением 11-го класса на сцену выходит Таня и объявляет выступление 11-го класса. Остальные переодеты для выступления

Саша

Маша

Таня

Ваня

Таня

Маша

Саша

Итак, конкурсные выступления классов завершены.

Пока жюри выставляет последние баллы и подводит итоги, мы воспользуемся свободной минуткой и анонсируем грядущие мероприятия химико-биологической недели

В понедельник, 5 декабря в старших классах пройдут ликбезы о вреде курения.

Во вторник, 6 декабря такие же ликбезы пройдут и

Обязательно приходите послушать!

Фраза «Куренье убивает» у всех на слуху. Но, если задать вам сейчас вопрос, что же такое вдыхает человек с табачным дымом, какие вещества делают курильщика нездоровым?.. кого-то быстро, кого-то медленнее, но обязательно делают человека нездоровым, - мало кто даст боле или менее вразумительный ответ, почему и как это происходит. Вот и получается, что мы на самом деле безграмотны в этом вопросе. Потому и «ликбез», то есть ликвидация безграмотности

В четверг, 8 декабря, на первых двух уроках, в химическом кабинете желающие могут представить на суд компетентного жюри свои индивидуальные исследовательские работы в форме презентаций. Темы работ вы знаете. Победителя конкурса ждет приз

А закончится химико-биологическая неделя в следующую субботу, 10 декабря. На этом самом месте и примерно в том же составе мы встретимся сразу после чая, чтобы подискутировать на тему «Винопитие, - полезно для человека или вредно…»

А сейчас пришло время подвести итоги сегодняшнего конкурса. И мы предоставляем слово жюри.

Жюри объявляет баллы, называет победителя.

Вручает приз

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ

класс

Баллы членов жюри

Суммарный балл

1

2

3

4

7

8

9

10

11

Победитель конкурса - класс

ВЫСТУПЛЕНИЕ 11 класса. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Иван Штукин

Слева на краю сцены лежит книга «Сказки Пушкина» (большая)

Слева на середину сцены выходит Ваня Штукин (в черном парике) с раскинутыми в стороны (как для широкого объятья) руками

Камарджеба, генацвали! Наш грузинский театр, гастролирующий по России, рад представить вашему вниманию ма-а-аленькую, но му-у-удрую притчу. Встречайте!!

Ваня уходит к правому микрофону.

В это время под фонограмму и песню «На Кавказе есть гора

Самая высокая.

Под горой течет Кура

Самая глубокая.

Гогия, Гогия, генацвали, Гогия

Гогия, Гогия, генацвали, Гогия

В танце справа выходят на сцену 2-3 пары. Проходят из правого конца сцены влево, танцуя

Иван

Вика

Крошка дочь к отцу пришел

И спросил восторженно (на эти слова слева к левому микрофону выходит Вика Осипченко с пачкой дамских сигарет; держит пачку на показ. Волосы распущены, длинное прямое однотонное светлое платье-халат с запахом, тонкий пояс, лучше из металлических колец)

Папа, дамский сигарет

Курить ведь много можно?!

Снова фонограмма + песня «На Кавказе есть гора…». Слева на середину сцены, танцуя, выходят четыре человека: первая девочка с ведром, второй парень со стулом, третий – отец в папахе, с густыми наклеенными бровями, с кинжалом на поясе, - тащит на веревке козу (это четвертый человек, идет на четвереньках, мекает, одет козой, на шее колокольчик). Девушка ставит на середине сцены ведро, юноша ставит справа от него стул. Они уходят в танце. Отец садится, коза встает к нему задом; над ведром.

Иван

Илья

Вика

Илья

Иван

Илья

Вика

Илья

Вика

Илья

Вика

Илья

Илья

Вика

Илья

Вика

Илья

Вика

Илья

Саша Рубцов

А отец козу доил

Перед домом у двери (отец – Илья Морозов – доит козу.

- Бзынь, бзынь, бзынь, бзынь…

Коза – Саша Пухов – наклоняется вниз, показывает что берет ртом сено, выпрямляется, поворачивает голову к зрителям и тупо жует. 2 раза)

Что сейчас ты говорил,

Дочь мой родный, повтори… (привстает, прикладывает ладонь к правому уху, чтобы лучше слышать)

Я говорю, смотри, какие теперь делают женские сигареты. Тонкие, изящные, в руке держать красиво (вынимает одну сигарету).

Можно вот так вот стряхивать (вытягивает правую руку с сигаретой, изображает как стряхивает пепел).

Сидишь в кафе, прям вся такая томная, и стряхиваешь… (изображает.

Коза подходит поближе, смотрит, восхищается: «Ух, ты…»)

Отец вскакивает, руки в боки, брови нахмурены

Дальше слушать мне невмочь!!!

Громом голос загремел

Ах, ты глупый-глупый дочь!

Ты крутой быть захотел?! (коза убегает в испуге)

Говоришь, в кафе сижу (отец идет к дочери)

Говоришь, курю-дымлю…

А я так тебе скажу, - (вырывает пачку сигарет, бросает, топчет)

Я курящих не терплю!!!

Папа, они же денег стоят…

Снова фонограмма «На Кавказе есть гора…». Отец берет дочь за руку, рывком выводит на середину сцены; сам уходит к левому микрофону. В это время к дочери выходят, танцуя, две девушки: у одной маска на палочке и пепельница с окурками, у другой старый облезлый халат и заколка-крабик. Когда отец дальше будет говорить слова, девушки одевают дочери халат, часть волос сзади закалывают заколкой, отдают маску (дочь потом ее будет держать перед своим лицом) и дают дочери в руку пепельницу. Сделали и ушли; фонограмма затихла

Станут серенькими зубы,

Голос хриплым, дряблым вид… (дочь в халате, с заколкой, пепельнице и маской вместо лица. Говорит хриплым голосом:

Папаня…

Одолеют все простуды… (дочь кашляет глухо несколько раз)

Да и изо рта смердит (отец отмахивается, как от плохого

запаха)

Дочь бросает на пол маску, ставит пепельницу, скидывает халат, распускает волосы (быстро)

Ну, что ты, отец, в самом деле! Это легкие сигареты, в них мало никотина. Они совсем безвредные…

Чушь! Дешевая реклама!

Присказки для дурачков!!!

Ты же будущая мама.

Ты мне народишь внучков… (показывает: мал-мала-меньше)

Снова фонограмма + песня «На Кавказе есть гора…». В это время ведущий и еще два парня выбегают на сцену (на задний план), первый с подушкой (пробегая, оставляет ее на правом краю сцены). Парни становятся на одно колено, отбивают дробь по ноге, как будто бьют в барабан. Девушки идут вслед за ними, мелкими шагами, но быстро, пританцовывая; каждая подходит к своему парню и обходит вокруг него: два круга в одну сторону, два в противоположную. В конце парни вскакивают на ноги с возгласом «Хэй!»

Кроме того, справа сцены (сразу с танцующими) выходит жених – Саша Рубцов – пританцовывая, с букетом цветов (быстро). Подходит к дочери. Зажимает букет зубами. Танец-ухаживание: танцуют жених и дочь. В конце жених, стоя на колене, вручает невесте цветы.

Музыка продолжается, сходя на нет. В это время танцующие на заднем плане уходят со сцены, а жених быстро берет подушку; они вместе с дочерью засовывают ее сбоку в платье дочери. Дочь придерживает «живот»; жених и дочь встают справа у края сцены.

Отец берет с пола (на левом краю сцены) большую детскую книжку «Сказки Пушкина», раскрывает, читает

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь…

Не мышонка, не лягушку, (дочь испуганно движется от жениха к отцу)

А невидану зверюшку…

Читала классику?

Да…

Показать, кого можешь родить, если будешь курить?

Нет

Нет, ты посмотри (идет 3-4 картинки на экране с краткими комментариями отца)

Хватит. Я не буду курить

То-то…

Знай же, глупенькая дочка:

Жизнь прожить, - не поле перейти…

И здоровьем не разбрасывайся очень.

И с законами природы не шути.

И рекламные не слушай небылицы,

Что куренье – это норма наших дней.

Помни, что в тебе уже хранится

Здоровье твоих будущих детей.

Ты подумай, милая, пригожая,

Чтобы не было превратностей в судьбе,

Сигарету в зубы, - что хорошего?

Быть, как все, - а надо ли тебе?

И не верь, что парням резкость нравится,

Вседозволенность, распущенность по моде…

Испокон веков зовут красавицей

Мудрую и скромную в народе.

Снова фонограмма + песня «На Кавказе есть гора…». На первые две строки песни выбегают на задний план все, участвовавшие в представлении. На вторые две строки песни, трое с переднего плана отступают назад, а все остальные с заднего плана движутся вперед, - выравниваются в одну шеренгу. На первую строку припева все вместе кланяются. Затем мелкими шагами, но быстро уходят налево со сцены

МАТЕРИАЛЫ К ПРЕЗЕНТАЦИИ для выступления 11 класса

Слайд 1

Белый порок сердца.

Визуально ребенок имеет очень бледную, почти белую кожу.

Из-за серьезных изменений сердечной мышцы,

ткани испытывают гипоксию, то есть недостаток кислорода.

Порок сердца у ребенка может быть следствием курения матери…

Слайд 2

Недоношенность.

Преждевременные роды.

Или недоразвитость ребенка.

Очень частый результат для курящих женщин.

Такие дети долго лежат в специальных камерах в отделении для недоношенных…

Слайд 3

Надо понимать, что рождение ребенка – это только начало его жизни.

Слабый организм, не говоря уже о врожденных патологиях, является причиной частых болезней в будущем.

И самое простое ОРЗ нередко дает осложнения. Например, пневмонию…

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

На сцене две ширмы по краям. Справа стоят рядом две парты. Слева стул спинкой к зрителям. Костюмы: у Мухи короткое свободное платье, внутри подкладка на резинке снизу, крылышки; у Паука черная мужская шляпа, пиджак, майка с надписью АППЕТИТ; у Комарика детский меч, военный мундир, крылышки; для Тараканов три стопки и бутылка водки; для Букашек 4 чашки и 4 блюдца, поднос с рисунком торта, 4 таблички с калориями; для Пчелы шаль, поднос с рисунком жареного гуся; для Блошек поднос с рисунком сковороды с жареной картошкой; для Муравьев поднос с рисунком спагетти. Поднос: 2 салатника с мандаринами, 2 вазочки с конфетами. Таблички: СПАР, ЕДА, КЛИЗМА, калории для торта, спагетти, картошки и гуся. Подборка музыки + человек за пультом. Обруч с двух сторон обклеен бумагой: ДЕНЕЖКА

Действующие лица:

Муха Цокотуха – Е В

Тараканы – В Д, В И, Ю Н, М Д

Паук – В И

Комарик – А И

Букашки – М Л, Т Н, О А

Блошки – М С, М А

Муравьи – Ю Н, М Д

Пчела – А И

Ведущий – С В

Музыка «Еврейская народная»

Муха выходит слева, танцует, изображает: нашла денежку, рада

Слева направо по сцене движутся двое (М.А. и Т.Н.) с табличкой СПАР и подносом: мандарины, конфеты. Муха переносит блюда с подноса на столы. Муха звонит в мобильник, говорит.

Тараканы выбегают слева с фужерами и бутылкой вина. Наливают, тост, пьют

Муха звонит в мобильник

Выбегают букашки, выносят чашки с блюдцами, ставят торт.

Говорят хором, пьют

Музыка «Цыганочка»

Выходит пританцовывая Пчела. Отдает блюдо Мухе, танцует. Муха нюхает, говорит, отдает обратно.

Пчела несет блюдо за стол

Музыка «Русская народная»

Блошки выносят блюдо. Отдают мухе, танцуют. Забирают блюдо несут за стол.

Музыка «Грузинская народная» В танце выходят муравьи с блюдом. Отдают мухе, танцуют. Забирают, несут за стол

Все полуприседают. Встают тостующие по очереди и говорят

Муха бежит за стол.

Фанфары (5-ая симфония)

Музыка «Танго»

Выходит танцуя Паук. Уводит Муху в танце, сажает на стул спиной к зрителям.

Выходит на середину сцены. За ним становится три человека.

Музыка на фортепиано «Маленькие дети, ни за что на свете…»

Четверо танцуют и поют.

У микрофона поет А. И

Поют и все остальные за столом В это время М.С. и М.А. несут к Мухе большой таз с надписью ЕДА; Ставят перед Мухой и уходят за левую ширму.

Паук подбегает к Мухе, становится спиной к зрителям между ней и ними, руками показывает: «Несите».

Справа налево по сцене передают блюда; при каждом табличка с калориями. Все, кто был за столом, и кто танцевал, выстраиваются в цепочку для передачи блюд. Последний слева поднимает блюдо на вытянутых вверх руках и уносит за левую ширму

Муха (набитая шарами) выходит на середину сцены

Музыка «Полет шмеля»

Вылетает комарик

Фанфары (Что? Где? Когда?)

Двое выносят из-за левой ширмы склеенное из газет пано; на нем рисунок толстой женщины с прорезью для лица. В прорезь просовывает голову Муха. Комар подставляет ей зеркало

Муха рвет бумагу, выходит, идет к правому микрофону

Паук уходит за ширму

На сцену выходят все участники номера, становятся в круг

«Полька акапела»

Все танцуют польку

В конце выходят вперед на поклон.

Ведущий

Муха

Ведущий

В. Д.

Муха

Ведущий

М.Л., Т.Н.,

О.А.

Муха

Ведущий

Муха

В. Д.

Ведущий

Муха

В. Д.

Ведущий

Муха

В. Д.

М.Л.

М.А.

М.С.

О.А.

В. Д.

Муха

Все

Муха

Ведущий

½ хором

другая

½ хором

В.И.

Хором

В.И.

Хором

Ведущий

Муха

Паук

Ведущий

Комарик

Паук

Комарик

Муха

Ведущий

Муха

Комарик

Муха

Комарик

Муха

Комарик

Ведущий

Хором

Ведущий

Ведущий

Музыкальная миниатюра «Муха Цокотуха».

Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по тропинке шла

Муха денежку нашла.

Муха в ближний «СПАР» влетает

Все на радостях скупает

Приходите, тараканы

Я вас вкусно угощу

Тараканы прибегали

Все стаканы выпивали

Ваше здоровье!

Девочки, заходите на чай!..

А букашки

По три чашки

С молоком, с тортиком…

Ой, девчонки! Опять сладкое на ночь?!

Нет, я не буду. Я на диете

Приходила к мухе бабушка-пчела

Жирного гусенка мухе принесла

Ой, какой аппетитный! Жаль, я после шести не ем…

А я ем. Давай мне.

Приходили к мухе блошки

Приносили ей картошки

Как пахнет, прямо слюнки текут…

Давай, давай, неси сюда

Заходили муравьи.

Они хинкали принесли

Обожаю хинкали!!! Завтра с утра обязательно съем…

Айда, за стол

Ай, да муха!

Сила духа!!!

Восхищаемся, - глядим!

Есть не станет на ночь муха!!

А мы, пожалуй, поедим…

Ой, как кушать хочется… Может чуть-чуть чего-нибудь…

Иди к нам…

Иду!

Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу муху в уголок поволок…

Цокотуху соблазнить…

На ночь муху накормить!

Аппетит приходит

К тем, кто ночью бродит

В холодильник смотрит

И вздыхает: «Ах,

Дайте мне котлетку,

Тортик и конфетку…

Кушай-кушай, детка,

Приятного аппетита!!!

Кушай-кушай, муха

Будешь ты толстуха.

Будет круглым брюхо

Раз и навсегда.

Кто сказал: «Диета»?

Просто глупость это!

Талия осиная –

Просто ерунда.

Это блюдо взвесьте, -

Здесь калорий двести!

Я б на вашем месте

Слопал это. Да!

Будет несваренье

От перееденья

Будет без сомненья

Вздутье живота.

А злодей-то не шутит.

Руки-ноги он мухе веревками крутит

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кушать ее заставляет!

Дорогие гости, помогите

Аппетит скорей остановите.

И кормила я вас и поила я вас…

А меня от еды разорвет сейчас!

Пожалуй, еще что-нибудь принесу!..

Вдруг в окно влетел комар

Обворожительный на вид.

Покажу тебе кошмар,

И исчезнет аппетит…

Ой, ой, ой, испугал… Видали мы таких!

Внесите! (фанфары)

А! Какой ужасный вид!..

Жизнь моя разбита!!! (рвет бумагу)

Куда делся аппетит?

Нету аппетита

Я злодея победил?

Да

Я тебя освободил?

Да

А теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!

Тут букашки и козявки

Вылезают из-под лавки:

«Слава, слава комару, -

Победителю!»

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали:

Бом-бом-бом-бом!

Пляшет Муха с комаром!!!

От себя добавлю лично,

Люди верно говорят, -

Очень вредная привычка, -

На ночь кушать все подряд

ДИСПУТ: АЛКОГОЛЬ. НА ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕКУ? ИЛИ ВО ВРЕД?

ОПРОСНИК

Сколько их (напиши цифру) ______________. Дальше мы будем говорить конкретно об этих людях.

Сколько из них:

однозначно отрицательно относятся к алкоголю,

вообще не употребляют алкоголь

очень редко употребляют алкоголь и в малых дозах

(укажи те жизненные ситуации, когда эти люди могут употреблять алкоголь)

достаточно часто употребляют алкоголь;

имеют склонность искать поводы, чтобы выпить

(любят из-за этого ходить в гости или собирать компании у себя,

или ходить в рестораны, кафе, клубы и т.п.),

употребляют алкоголь почти каждый день или каждый день,

и в будние дни, и в праздники;

могут выпивать несколько дней подряд;

имеют алкогольную зависимость

Был ответ

Какие эмоции, ощущения у тебя вызывали эти люди в конкретных обстоятельствах

(хорошо бы с цифрами. Например, вспомнилось 3 случая.

Из них в одном - …, в двух - …)

Были среди них такие, глядя на которых (общаясь с которыми), тебе хотелось им подражать. Если да, то сколько. И в чем тебе хотелось быть таким же, как человек, который находился в состоянии опьянения

Были среди них такие, глядя на которых (общаясь с которыми), ты почувствовал разочарование; ты раньше думал об этом человеке лучше. Если да, то сколько. И чем именно тебе не понравилось увиденное

Были среди них такие, глядя на которых (общаясь с которыми), тебе стало жалко человека. Если да, то сколько. И почему тебе стало жалко человека, который находился в состоянии опьянения?

А, если бы твои дети (сын, дочь) становились алкоголезависимыми, какое бы у тебя было к ним отношение?

«К родителям так же хорошее; старался бы избавить их от этого»

«Я бы все равно их любила. Родителей не выбирают»

«Конечно, это жутко, когда пьют твои родители. Я бы изо всех сил старалась помочь им жить без алкоголя»

«Я бы, наверное, их боялась. Жалела. Иногда бы раздражалась. И стыдилась»

«Я бы постарался выкинуть у них всю водку»

«Я бы, наверное, не любил родителей. И вырос не сильно отличным от них человеком»

«Я бы испытывал чувство стыда за родителей. Безусловно, пытался бы отговорить их от этого»

«К ним бы пропало уважение и доверие»

«Детей наказал бы»

«Я бы помогла им справиться с этим»

«Прежде всего я бы винила себя, как мать, что не досмотрела. Я его бы также любила, как раньше»

«Детей я бы начал ругать и всячески пытался их вернуть к нормальной жизни»

«Я бы винил себя, что допустил такое, не мог бы смотреть им в глаза из-за этого»

«Нужно сначала беседу провести. А если не получается, ремень нужен»

«Они бы не были алкоголезависимыми»

Если увижу в детях алкогольную зависимость, буду строгими мерами отучать от алкоголя»

Ты когда-нибудь употреблял спиртные напитки (имеется в виду сознательно, а не «нечаянно отхлебнул»)

Продолжая предыдущий вопрос:

- сколько раз?

- какие именно спиртные напитки?

- твои ощущения?

Дальше будут написаны некоторые высказывания, которые можно услышать от людей. Поставь напротив каждого, согласен ты с этим мнением, или нет.

А лучше напиши более «развернутый» комментарий к высказыванию

«От двух банок пива ничего не будет»

+ 8

- 42

Не знаю 2

«Люди, пьющие пиво, у меня ассоциируются с бездельем, неприкаянностью, разболтанностью, праздным время провождением»

«…а потом еще и еще»

«Нет, будет. Не стоит играть с алкоголем»

«Так говорят пьяницы»

«Доказано, что 2пивной алкоголизм» может возникнуть и на фоне потребления пива в малых дозах»

«Это девиз алкоголиков»

«Будет, будет зависимость»

«Да, ладно?!»

«Уж лучше водка, чем пиво»

+ 7

- 32

Не знаю 5

«Что водка, что пиво – не лучше – 6 человека»

«Водка более крепкая. Для организма это существенно»

«Лучше вода» 2

«С точки зрения химического состава, думаю, да»

«Пиво вредно»

«Все плохо»

«Красное вино полезно для здоровья»

+ 30 в определенных дозах

- 13

Не знаю 9

«Змеиный яд тоже полезен… Все дело в дозе»

«Не думаю, что алкоголь может быть полезен»

«Верю маме, она так говорит»

«Если только у тебя диагноз – анемия»

«Одна из самых частых причин разводов и ссор в семьях – пьянство кого-то из членов семьи»

+ 39

- 3

Возможно 2

Это одна из причин 5

«Алкоголь снимает стресс. Без него в современном мире нельзя»

+ 4

- 44 в мире много развлечений

«Много чего снимает стресс. Например, хорошая музыка, прогулка по лесу, сон, ароматный чай… Каждый человек выбирает сам»

«Он не снимает стресс. Он просто отключает мозг»

«В мире можно и без алкоголя прожить. А стресс снимается спортом»

«Если человек не может бороться со стрессом без помощи алкоголя, - он жалок»

«Вполне может быть. А может быть, что это просто повод выпить»

«Нет, алкоголь, это просто уход от реальности. Можно получить «2» за контрольную и забыть про нее. Однако, «двойка» от этого никуда не исчезнет»

«Когда я выпью в компании, я перестаю комлексовать»

+ 9

- 31 я и трезвым не комплексую

Не пробовала, не знаю 9

«Я предпочетаю, раз уж быть в компании, то среди близких людей. Я в ней не комплексую»

«Когда ты выпьешь в компании, ты перестаешь себя контролировать. Тебе будет проще сделать что-то постыдное»

«Это отговорка, чтобы себя оправдать»

«Не ходи в такие компании и не сопьешься»

«Ты просто тупеешь»

«Пьющий отец – горе для семьи»

+ 53 однозначно!

«Отец в семье глава, и все берут с него пример»

«Конечно, он же добытчик. А как он будет содержать семью, если пьет?!»

«Да, горе»

«Если отец пьет, он вряд ли будет нормально зарабатывать. А если и будет, то будет их пропивать»

«А пьющие и отец, и мать – трагедия»

«Женский алкоголизм не излечим»

+ 26

- 14

Не знаю 8

«Мне очень жаль, если это так. В таком случае, лучше не пробовать…»

«Любой алкоголизм не излучим»

«Я могу в любой момент бросить пить…»

- 28

Не знаю 6

+ 10

«Так все говорят…»

«Ошибка многих людей. Можешь – сделай»

«Это будет труднее, чем на словах»

«Если ты этого очень захочешь»

«Это очень сложно»

«Дерзай»

Ввранье, нельзя просто так бросить зависимость»

«А не начинать слабо было?»

«Нельзя распивать спиртные напитки в общественных местах»

+ 48

«Правильно. Это важно для воспитания детей»

Систематическое употребление алкоголя приводит, как правило, к хроническим заболеваниям. В первую очередь пищеварительной системы. А, так же, кровеносной и нервной систем.

+ 50

Не знаю 2

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯМ-ПРЕДМЕТНИКАМ

Учителя готовили по данным вопросам маленькие выступления с презентациями или другими вариантами наглядности.

ЛИТЕРАТОРАМ

БИОЛОГАМ

Первая часть вопросов:

Вторая часть вопросов:

ХИМИКАМ

Первая часть:

Вторая часть:

СОЦИОЛОГАМ

ИСТОРИКАМ

ПЛАН ВЕДЕНИЯ ДИСПУТА

1. Приветствую всех собравшихся. Напомню, мы сегодня собрались на диспут Диспут подразумевает разговор на какие-то спорные темы.

Винопитие, безусловно спорная тема.

И так далее.

Эта тема, действительно, очень дискутабельна. Чтобы говорить предметно, надо иметь определенный уровень информации, а не просто рассуждать на уровне «А я слышала…», или «Мне всегда казалось…». Поэтому я пригласила ЭКСПЕРТОВ на диспут, людей, которые в силу своих профессиональных знаний и кругозора помогут ответить нам на вопросы, которые, безусловно, появятся по ходу разговора. Наших экспертов вы все хорошо знаете.

Эксперт в области биологии – Елена Владимировна Подшибякина,

эксперт в области литературы – Анастасия Игоревна Тимофеевна,

эксперт в области истории – Валерий Дмитриевич Строков,

эксперт в области социологии – Татьяна Николаевна Шашкова,

эксперт в области теологии – отец Николай,

и в области химии – Светлана Владимировна Белова.

Еще один организационный момент. Сегодняшний разговор включает в себя три составляющие. Во-первых, это просветительская составляющая; она нужна для расширения представлений об обсуждаемом предмете.

Во-вторых, статистика; здесь я имею в виду результаты опроса по выбранной нами теме, в котором участвовали гимназисты с 7-го по 11-ый класс и некоторые учителя.

И, наконец, само обсуждение; по поводу последнего предлагаю следующие правила:

Возражений нет? Тогда начнем

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

«Характеристика этилового спирта»

2. Спасибо.

Обратимся к результатам опроса

На вопросы анкеты ответило 58 человек.

Первый вопрос звучал так: Представь себе круг людей, с которыми ты часто находишься рядом, общаешься. Это могут быть твои родные, близкие родственники, друзья. Сколько из них:

такие люди упомянуты во всех анкетах; их число самое большое в каждой анкете

такие люди упомянуты в 14 анкетах из 58

в 4-ех анкетах из 58

в 48 анкетах дан положительный ответ. Я позволю себе комментарий: скорее всего вопрос был прочитан невнимательно или неправильно понят. Здесь имелись в виду люди, вообще никогда не употребляющие алкоголь. Если честно, я очень сомневаюсь, что таких людей много. И что среди нашего ближайшего окружения, имея в виду взрослое окружение, у 83% в семьях (а я думаю, что в первую очередь вы говорили о своих родных) есть люди, которые ни разу в жизни не употребляли алкоголь

Однако, идем дальше по тексту. Вопрос второй.

«Какие эмоции, ощущения у тебя вызывали эти люди в конкретных обстоятельствах»

Ответы примерно были похожими:

«Были среди них такие, глядя на которых (общаясь с которыми), тебе хотелось им подражать. И в чем тебе хотелось быть таким же, как человек, который находился в состоянии опьянения»

Приведу некоторые высказывания:

И у меня в этой связи есть вопросы к эксперту по литературе:

Возвращаемся к опроснику

«Были среди них такие, глядя на которых (общаясь с которыми), тебе стало жалко человека. И почему тебе стало жалко человека, который находился в состоянии опьянения?» Ответы:

Согласитесь, читаешь и каждый раз представляешь себе конкретный случай

«Были среди них такие, глядя на которых (общаясь с которыми), ты почувствовал разочарование; ты раньше думал об этом человеке лучше. И чем именно тебе не понравилось увиденное» Варианты:

И тут хочется задать целый ряд вопросов эксперту по биологии

Я позволю себе добавить, как химик, к этому содержательному рассказу только несколько слов

Любые вещества, попадающие в организм, оцениваются с нескольких позиций: 1) с энергетической (в химических связях заложена энергия; если связи разрушить, энергию можно высвободить и использовать), 2) с точки зрения использования пришедших молекул как материала для биосинтеза с целью получения веществ, нужных организму, 3) наконец, с точки зрения безопасности (если поступившее вещество опасно, его надо обезвредить). Если мы говорим про вещества, попавшие в организм через рот, то известные части пищеварительного тракта (желудок, тонкий кишечник), а так же, железы (поджелудочная, печень) переваривают пищу. То есть расщепляют большие органические молекулы (белки, жиры, углеводы) до маленьких (соответственно аминокислот, глицерина и жирных кислот, моносахаридов). Но печень при этом выполняет еще и барьерную функцию. В частности, этиловый спирт, проходя через пищевод, желудок и тонкий кишечник никак не изменяется. Для него контрольный пункт, это печень. В печени происходит целый ряд реакций. Сначала этиловый спирт дегидрируется до ацетальдегида. Этот процесс проходит с участием фермента алкогольдегидрогеназы. В энергетической станции клетки НАД при этом запасается выделенная порция энергии. Затем, альдегид окисляется до уксусной кислоты, которая в свою очередь притерпевает несколько изменений. В конечном счете будет углекислый газ. Энергия высвобождается на каждом этапе.

Не забываем, что помимо всего прочего этанол и ацетальдегид идентифицируются организмом, как яды!

То есть, можно проассоциировать печень с границей. Идет этиловый спирт, такой вредный лазутчик, а на границе стоят пограничники – алкогольдегидрогеназа. Они отлавливают спирт и обезвреживают; отбирают взрывчатку, например. Спирт «меняет личину», он становится альдегидом, но не перестает быть вредным; назовем его камикадзе. Вторая линия пограничников – это альдегиддегидрогеназа; она отлавливает ацетальдегид, то есть камикадзе, и обеззараживает. Тогда почему же, спросите вы, человек пьянеет? Потому, что пограничников не хватает на количество лазутчиков. И определенное количество этанола проходит через печень. Идет в сердце, затем в мозг. В клетках мозга под действием этиливого спирта высвобождается ряд веществ, в частности, дофамин. Это вещество вызывает чувство эйфории, ощущения возрастающих возможностей. Одновременно, дополнительное количество этанола уже начинает свое действие в качестве яда. Не углубляясь в подробности (они сложны), действие спирта разрушает связи между нейронами в определенных участках мозга, в первую очередь, коры мозга. Как правило это «последние» связи. То есть не глотательный и дыхательный рефлекс, эти рефлексы «Последними из усвоенных» не назовешь, они глубинные. Спирт разрушает связи, которые относятся к культуре поведения. Например, громко смеяться или что-то рассказывать в обществе, целоваться на виду у всех (и целоваться тоже можно по- разному), танцевать непристойно. Вот это «пристойно-непристойно» меняется.

Чем больше уровень алкоголя в крови, а значит и в мозге, тем сильнее его отравляющий эффект. Вам уже говорили об этом: разрушаются связи в отделах, отвечающих за координацию движения – пьяная походка; в отделах, отвечающих за речевую память – заплетается язык и т.д. Можно дойти до самых глубин: до дыхательного рефлекса, например? Можно, но это уже летальный исход.

А на следующий день организм проводит «уборку». Он вымывает мертвые клетки, точнее то, что от них осталось, Нормализует обменные процессы, занимается регенерацией, установлением новых связей в замен утерянным. Много всего повреждено. В желудке повреждения, он обтекает гноем. В печени, уж она-то была на переднем крае обороны. В мозге «как Мамай прошел». Поэтому там болит, и тут тяжело. А сколько водя надо, чтобы вымыть, удалить всю гадость. И пьем, пьем, - а от этого артериальное давление повышается. В общем, все плохо после «обильных возлияний».

Но, заметьте, чтобы человек, пройдя однажды через такое, после совсем отказался от алкоголя и никогда больше его не пил – это очень редкий случай. А есть люди, которые испытывают такие ощущения по нескольку раз в неделю и не бросают пить…

Был такой вопрос:

«Как ты относишься к людям, которые пьют почти каждый день или каждый день; не могут (не хотят) жить без алкоголя: жалеешь, осуждаешь, поддерживаешь… Что-то другое?»

Ответы разделились. Одни говорили

Другие говорили:

А я бы хотела предложить на обсуждение такое высказывание:

«Я считаю, что не могу осуждать того человека, который столкнулся с незнакомой мне самой проблемой, но систематический алкоголизм я явно не одобряю»

Во-первых, «Я считаю, что не могу осуждать» за что: за единичный прием алкоголя сверх меры? За то, что впал в запой?

И во-вторых, «не могу осуждать человека, если он пьет, потому что столкнулся с такой проблемой, которая мне не знакома». Это можно понимать так, что: из знакомых мне проблем нет таких, которые оправдываются «запиванием» спиртным?

ОБСУЖДЕНИЕ

Продолжает тему об алкогольной зависимости вопрос

«Можешь объяснить, почему некоторые люди становятся зависимыми от алкоголя?» Вот некоторые суждения:

Есть среди перечисленных причин такие, которые, по-вашему мнению, оправдывают запой? А однократное употребление спиртного выше нормы?

И еще одно высказывание на обсуждение.

Вопрос тот же: почему некоторые люди становятся зависимыми от алкоголя?

А высказывание такое:

«Мне кажется, самая главная движущая сила – человеческая гордыня, самолюбие. Если человек начинает пить в компании, то чтобы быть не хуже других, «как все», не быть «белой вороной»… Почему? Потому, что он себя любит и любыми средствами хочет добиться, чтобы его любили окружающие. Если человек начинает пить «с горя», это снова из-за самолюбия. «Меня никто не понимает…» или «Никому никогда не было так плохо, как мне сейчас,,,». Я уже не говорю о тех случаях, когда человек говорит: «А мне не слабо, я один могу выпить бутылку водки!» или «Да я, когда захочу, сразу брошу!»

Прочитайте еще раз каждый про себя…

Меня интересует утверждение «движущая сила -человеческая гордыня, самолюбие». Она толкает человека к винопитию в неоправданных количествах. Что скажете на это?

ОБСУЖДЕНИЕ

Предыдущее высказывание заканчивалось словами: да, я, когда захочу, сразу брошу. Такое же высказывание предлагалось в опроснике.

«Я могу в любой момент бросить пить…»

С таким утверждением согласны 10 человек

не согласны 28 человек

ответили «не знаю» 6 человек

Среди комментариев были, например, такие:

Сам вопрос и варианты ответов к нему выдвигаю на обсуждение.

Что вы думаете об утверждении «Я могу в любой момент бросить пить»

ОБСУЖДЕНИЕ

Продолжая обнародовать результаты опроса, приведу еще несколько вопросов и мнений старшеклассников на этот счет.

«От двух банок пива ничего не будет»

С таким утверждением согласны 8 человек

не согласны 42 человека

ответили «не знаю» 2 человека

«Алкоголь снимает стресс. Без него в современном мире нельзя»

С таким утверждением согласны 4 человека

не согласны 44 человека

«Когда я выпью в компании, я перестаю комлексовать»

С таким утверждением согласны 9 человек

не согласны 31 человек

Ответили: не пробовал, не знаю 9 человек

«Нельзя распивать спиртные напитки в общественных местах»

48 человек согласились с этим утверждением

Но был и такой ответ:

«А что, в подворотнях лучше?»

И мой следующий вопрос эксперту по социологии.

Снова вопрос к эксперту по биологии

Спасибо, а я продолжу опросник

«Систематическое употребление алкоголя приводит, как правило, к хроническим заболеваниям. В первую очередь пищеварительной системы. А, так же, кровеносной и нервной систем.»

С таким утверждением

согласны 8 человек

ответили «не знаю» 2 человека

И, все-таки, люди пьют спиртные напитки

Из 58 заполненных анкет на вопрос:

«Ты когда-нибудь употреблял спиртные напитки (имеется в виду сознательно, а не «нечаянно отхлебнул»). Сколько раз?

Какие именно спиртные напитки?

Твои ощущения?»

утвердительный ответ был дан в 25 анкетах

А это почти половина отвечавших! Напомню, большинство респондентов были гимназистами 7, 8, 9, 10, и 11 классов.

Конечно, среди гимназистов нет алкогользависимых. Много ответов «Да» сопровождаются припиской «1-2 раза несколько глотков».

Были и такие ответы:

Меня обеспокоил ответ такого содержания:

«Да, а сколько – понятия не имею. Шампанское, вино, коньяк, ром. Я не пьянею, на меня оно не действует»

Обеспокоило не небрежное перечисление названий спиртных напитков, а последняя самоуверенная фраза: «Я не пьянею, на меня оно не действует»

Во-первых, позвольте отметить, что это наглядный пример гордыни и самоуверенности. А мы помним, что именно гордыня низвергла человека из рая на землю. Кто говорит с абсолютной самоуверенностью о себе: «Я молодец, мне это не грозит», обязательно когда-нибудь споткнется и упадет на том месте, где считал себя героем. И, как правило, презирал при этом других, которые слабее.

А, во-вторых, есть и химико-физиологические риски такого отношения со спиртным. Вспомним рисунок «границы». Если алкогольдегидрогеназа у человека вырабатывается хорошо, то этанол быстро и в большом объеме переходит в ацетальдегид. То есть этиловый спирт практически не попадает в мозг, а, следовательно, человек не пьянеет долго.

Если альдегиддегидрогеназы вырабатывается мало, то полученный из спирта альдегид не успевает окислиться до кислоты, проходя через печень. Альдегид идет в клетки мозга, а это сильный яд. Как следствие, боль, тошнота. Иногда резкое отключение, например, сон. Помните во втором фильме «С легким паром» главный герой говорит: «Мне нельзя пить. Я сейчас выпью и как будто умру. Я засну и ничего не буду соображать…» Вот такая реакция организма на ацетальдегид. Но именно у таких людей риск развития алкоголизма минимален. Потому что им быстро становится плохо. Не эйфория у них, не раскованность, а резкое ухудшение самочувствия. Тогда не остается никаких плюсов в принятии спиртного. А вот у тех, кто долго не пьянеет, риск попасть в зависимость от алкоголя велик!

Во-первых, «не пьянею», это не значит еще, что и желудок, и пищевод, и кишечник, и печень при этом не страдают от чрезмерной доли алкоголя.

Во-вторых, уверенность человека, что алкоголь его не берет, приведет рано или поздно к увеличению дозы. А возможности человеческого организма не безграничны; у каждого есть своя «контрольная» доза. Есть и его доза опьянения. Есть и его доза отравления. Надо это понимать!

Продолжаю эту тему, обращусь еще к двум вопросам. Было утверждение:

«Женский алкоголизм не излечим»

С таким утверждением согласны 26 человек

не согласны 14 человек

ответили «не знаю» 8 человек

Комментарии:

Разумеется, меня заинтересовало последнее мнение: «Любой алкоголизм не излечим». И я хочу задать вопросы эксперту по истории

Когда мы говорим об известных исторических личностях и любой проблеме, например, алкоголизме, нам все равно не так больно, страшно, обидно, как, если речь идет о наших близких людях.

На вопрос

«Вспомни случаи, когда ты видел людей в состоянии алкогольного опьянения; представь себе конкретные случаи и конкретных людей. Сколько случаев тебе вспоминается?»

было дано немало ответов с помощью вот такого значка (бесконечность) Но были ответы и похуже…

Ответы практически на все вопросы опросника были не однозначные. Лишь одно высказывание опросника получило однозначное подтверждение

«Пьющий отец – горе для семьи»

53 согласия из 53 ответов

А комментарии?

«Отец в семье глава, и все берут с него пример»

«Конечно, он же добытчик. А как он будет содержать семью, если пьет?!»

«Да, горе»

«А пьющие и отец, и мать – трагедия»

А многие высказались одним словом: «Однозначно!»

Я хочу, чтобы все парни, сидящие в этом зале, услышали эту мысль и пропустили ее через себя: «Пьющий отец – горе для семьи. Однозначно!». К сожалению, именно мужчины в нашей стране особенно падки до алкоголя. И огромного количество семей живет с этим горем.

«Что делать человеку (или чего ему не делать), как жить, чтобы обезопасить себя от алкогольной зависимости?»

Очень много советов было дано и мнений высказано:

Давайте подведем итоги нашего разговора.

Я бы предложила следующие выводы:

Проси вразумления у Бога, и не согрешишь

Белова С.В.,

учитель Тульской Православной

классической гимназии

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области