Эссе преподавателя Кузнецовой Елены Владимировны на тему:
«Некоторые аспекты современного преподавания
в Детской школе искусств».
В современном мире, бурном и динамично развивающемся, порой достаточно сложно сориентироваться родителям и ответить на вопрос: «Куда же будет ходить его драгоценное дитя после общеобразовательной школы и чему его учить?». Конечно, желание родителей попробовать записать ребенка на танцы, музыку, рисование и спорт, очень понятны. Так можно в дальнейшем выбрать то, что у ребенка лучше получается и к чему он более способен, а значит отдать предпочтение тому или иному виду дополнительного образования.
Мы поговорим про дополнительное общеразвивающее образование в «Детской школе искусств», а не профессионально ориентированное.
В целом, как показывает практика, дети остаются заниматься как минимум на 2 кружках. Конечно, занятия в « Школе искусств» – это не кружок, а настоящая школа со своей загруженностью и занятостью. Вот и получается, что с каждым новым учебным годом возрастают требования в обеих школах и маленький ученик, который еще недавно справлялся с нагрузками и домашними заданиями, уже устает гораздо больше и не всегда готов к уроку. Родители тоже в силу занятости и загруженности, а иногда и некомпетентности, не могут помочь ребенку так, как нужно.
Ученик, придя на урок, жалуется, что не успевает выполнить домашнюю работу. Конечно же, хочется «включить учителя» и поругать ученика. Но и от этого ситуация не изменяется намного к лучшему. В крайнем случае, при постоянном дискомфорте у ученика и родителей возникают мысли сделать выбор и даже перестать посещать занятия музыкой.
Вот здесь и приходит на помощь педагогический опыт, мудрость, терпение педагога, любовь к своему делу. Психология – верный помощник и добрый друг. Чуткий, внимательный педагог всегда увидит в ребенке плохое настроение и самочувствие, или горящие глазки и желание рассказать про яркое интересное событие, которое с ним произошло. На уроки музыки ребенок начинает приходить не просто затем, чтоб показать выполненную работу и получить новое задание, а и для того чтобы рассказать как прошли его предыдущие дни. Ребенок рассказывает, как они отдыхали с семьей, какие оценки он получил в общеобразовательной школе, как его поцарапал котенок и даже когда и что он кушал.
Очень часто учащимся особенно младшего возраста удается на уроке музыки получить эмоциональную разгрузку, зарядиться положительными эмоциями, позаниматься на любимом инструменте с радостью, даже если что-то не получается. Постепенно от урока к уроку время на психологическую составляющую урока можно сокращать, уделяя больше времени техническим моментам исполнения. Либо вернуться на исходные позиции.
Мой опыт показывает, что такая индивидуальная работа с учащимися в дополнительном образовании очень нужна. Ребенку становится комфортно заниматься в атмосфере добра и заботы. Именно индивидуальный подход к каждому учащемуся, ребенку, а потом подростку помогает увидеть и понять, глубже раскрыть его проблемы, помочь их решить.
В свете последних трагических событий в учебных заведениях, думаю, что многие психологические проблемы подростков могли бы быть разрешены, будь рядом чуткий педагог, отзывчивый наставник и верный друг. Одна из приоритетных задач дополнительного общеразвивающего образования постараться сделать наш мир чуточку добрее, привить любовь к миру музыки и творчества. Как правило: родители, которые сами занимались музыкой, обязательно приведут своего ребенка в Школу искусств.