УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего МБДОУ
«Детский сад №1 «Семицветик»»
от___________20____г. №_____
ПРОЕКТ
«В мире сказок»
(срок обучения 2 года, возраст 1-3)
Воспитатели:
Коротких В. В.
Назмутдинова Л. А.
Гаджиево, 2020 год
Пояснительная записка
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей.
Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.
Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Актуальность темы
Знание родного языка, имеет большое значение для каждого человека, но прежде всего детям, что помогает воспринимать окружающий мир и является средством общения. Уже начиная с раннего возраста приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Именно ранний возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться во всех режимных моментах.
Новизна проекта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению сказок, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Цель проекта: активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок.
Задачи проекта:
Главные задачи, которые ставятся при формировании это расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к сказкам, формирование кругозора ребенка.
В число задач также входят:
Образовательные: познакомить с русскими народными сказками; учить детей эмоционально воспринимать содержание произведения; создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками; способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
Развивающие:развивать речевую активность у детей; развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи, моторику рук; развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Воспитательные: воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность; формировать понятия добро и зло; помогать налаживать игровые взаимодействия со сверстниками.
Программа реализует следующие принципы:
Жизненная среда может и должна развивать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и с взрослыми и другими детьми. Тактика построения развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности
Содержание проекта строится на принципах:
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Продолжительность проекта: 2 года (62 занятия)
Тип проекта: ролевой - игровой
Участники проекта: воспитанники младшей группы, воспитатели, педагог-психолог, логопед и родители.
Обеспечение проекта:
Для эффективной реализации Программы необходимо дидактическое обеспечение:
1.Создание условий:
2. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:
3.Взаимодействие с родителями:
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный (01.10.2020 – 31.12.2020):
-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
-Анкетирование родителей
-Информация для родителей «Участвуем в проекте «В гостях у сказки»».
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Определение тематик бесед.
-Разработка содержания проекта: «В гостях у сказки»
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап – основной (11.01.2021-28.02.2022):
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Выполнение проекта.
3 этап - заключительный этап (01.03.2022-29.02.2020):
- Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»
- Викторина «По дорогам сказок»
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
-Развлечение «Русская народная сказка «Теремок»
-Презентация проекта
-Анализ результатов проекта.
Формы работы:
Курс занятий начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий для детей 1-2 года – 8-10 минут, для детей 2-3 года – 10 мин.
Методы и формы проведения занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения, и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в Программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Тематическое планирование курса занятий по проекту «В мире сказок»
(Приложение 1)
Условия реализации проекта: Наполняемость групп - не менее 5 человек.
Продолжительность обучения: 2 года
Ожидаемые результаты:
Список литературы.
1. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, Москва. 2008г.
2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду». - М. : Школьная пресса, 2000.
3. http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput67.htm
4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.
5. Лебедев Ю. А. и др. «Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/». - М. : ВЛАДОС, 2001.
6. Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». – Ярославль: Академия развития, 2001.
7. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам.»- М. : Просвещение, 1969.
8. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
Тематическое планирование курса занятий по проекту «В мире сказок»
№п/п | Тема | Цель | Методы и приемы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
2020/2021 гг. | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | Чтение сказки «Курочка Ряба» | формирование представление о добре, вежливости и желание проявлять эти качества. | чтение художественного произведения, упражнение в подражании голосам птиц | |
2 | Рассматривание иллюстраций к сказке | создать у детей радостное настроение, развивать внимание, наблюдательность. | наблюдение | |
3 | Лепка «Зернышки для Рябы» | формирование интереса к лепке | Образец, сюрпризный момент | |
4 | Кукольный театр «Курочка Ряба» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Курочка Ряба» через кукольный театр. | показ | |
НОЯБРЬ | ||||
5 | Чтение и разучивание потешки «Курочка – пеструшка» | расширять представления детей о домашних животных и птицах, используя произведения фольклора, активизировать речь | Словесные методы | |
6 | Чтение сказки «Репка» | Ознакомление со сказкой. | чтение художественного произведения, упражнение в подражании голосам птиц | |
7 | Рассматривание иллюстраций к сказке | изменить сказку, придумав новую ситуацию, помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. | Внесение картин, художественное слово. | |
8 | Дидактическая игра «Овощи» | Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; | Рассматривание, сравнение | |
Выставка поделок «Чудо-овощ» | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||
9 | Настольный театр «Репка» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Репка» через кукольный театр. | Показ | |
10 | Просмотр мультфильма «Репка» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Репка» через мультфильм. | Показ | |
11 | Аппликация «Выросла репка большая- пребольшая» | Развитие моторики | Образец, сюрпризный момент | |
12 | Пальчиковая игра «Репка» | Развитие речи и моторики. | Показ, повторение | |
ЯНВАРЬ | ||||
Инсценировка сказки «Репка» (с отцами и детьми) | ||||
13 | Чтение сказки «Колобок» с показом на фланелеграфе | Ознакомление со сказкой. | Показ, художественное слово. | |
14 | Настольный театр «Колобок» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Колобок» через кукольный театр. | Показ, художественное слово | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
15 | Рисование цветными мелками «Дорожки для колобка» | Развитие творческой активности и детского воображения. Закрепления знание цвета: желтого, белого, синего. | Показ. | |
16 | Игра «Раз, два, три – колобка догони!» | Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький; закреплять умение ходить и бегать по кругу, катать мяч друг другу; упражнять в ползании четвереньках. | Беседа по сказке, хождение и бег. | |
17 | Слушание песенки «Колобок» | закреплять знания детей о музыкальной сказке, ее образах через слушание музыки. Создавать хорошее, радостное настроение. | слушание | |
18 | Пальчиковая игра «Колобок» | Развитие моторики | показ | |
МАРТ | ||||
19 | Беседа про безопасное поведение (по мотивам сказки «Колобок») | Сохранение и укрепление здоровья детей. | беседа | |
20 | Беседа о лесных животных | Ознакомление с животными | Беседа, показ | |
21 | Лепка «Колобок» | Развитие моторики | Показ, образец | |
22 | Кукольный театр «Колобок» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Колобок» через кукольный театр. | Показ, художественное слово | |
Выставка детских рисунков «Моя любимая сказка» | ||||
АПРЕЛЬ | ||||
23 | Чтение сказки «Теремок» | Ознакомление со сказкой | Художественное слово | |
24 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок» | изменить сказку, придумав новую ситуацию, помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели | Показ, сравнение | |
25 | Конструирование «Построим теремок» | Развитие воображения. | Показ, образец | |
26 | Дидактическая игра «Кто за кем?» (по сказке «Теремок») | развивать речевую активность, обогащать словарный запас детей. | Игра | |
МАЙ | ||||
27 | Настольный театр «Теремок» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Теремок» через кукольный театр. | Показ, художественное слово | |
28 | Пальчиковая игра «Теремок» | Развитие моторики | Показ, повторение | |
29 | Развлечение «Поляна сказок» (совместно с родителями) | Вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от встречи с любимыми сказками; стимулировать детей к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах. | ||
2021/2022 | ||||
СЕНТЯБРЬ | ||||
30 | Чтение сказки «Маша и медведь» | Ознакомление со сказкой | Художественное слово | |
31 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Маша и медведь» | Развитие речи с помощью иллюстраций | Показ, наблюдение | |
32 | Кукольный театр «Маша и медведь» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Маша и медведь» через кукольный театр. | Показ, художественное слово | |
33 | Лепка «Тарелка для медведя» | Формировать умение лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Закреплять умение лепить аккуратно | Показ, образец | |
ОКТЯБРЬ | ||||
34 | Игра «У медведя во бору» | учить детей слышать воспитателя действовать по сигналу взрослого. | показ действий воспитателем, зрительные ориентиры. | |
35 | Пальчиковый игры с Машей | Развитие моторики | Показ, повторение за действием педагога | |
36 | Просмотр мультфильма «Маша и медведь» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Маша и медведь» через мультфильма | Показ, художественное слово | |
37 | Дидактическая игра «Раз, два, три –Машу догони!» | Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький; закреплять умение ходить и бегать по кругу, катать мяч друг другу; упражнять в ползании четвереньках. | Игра | |
НОЯБРЬ | ||||
38 | Чтение сказки «Заюшкина избушка» | Ознакомление со сказкой | Художественное слово | |
39 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка» | Развитие речи с помощью иллюстраций | Показ, наблюдение | |
40 | Чтение и разучивание потешки «Петя – петушок» | Развитие речи | Художественное слово | |
41 | Коллективная аппликация по сказке «Заюшкина избушка» | Развитие моторики и коллективизма | Показ, образец | |
ДЕКАБРЬ | ||||
42 | Кукольный театр «Заюшкина избушка» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Маша и медведь» через кукольный театр. | Показ, художественное слово | |
43 | Игра «Зайки и лиса» | Продолжить учить детей выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в беге в рассыпную; развивать внимание; воспитывать интерес к играм. | игра | |
44 | Рисование «Морковка для зайца» | Формирование знаний об окружающем мире через изобразительную деятельность. | Показ | |
45 | Музыкальная игра «Зайка серенький сидит» | Развивать умение играть вместе со сверстниками, побуждать детей к двигательной активности. | Показ, музыка | |
Выставка поделок «Мой любимый сказочной герой» | ||||
ЯНВАРЬ | ||||
46 | Чтение сказки «Три медведя» | познакомить со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя» | Художественное слово | |
47 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя» | дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно. | Показ | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
48 | Беседа о медведях. | Дать представление о медведях | беседа | |
49 | Рисование «Тарелки для медведей» («Рассади медведей на стулья) | учить воспитанников скатывать круговыми движениями шар из пластилина, а затем прижимать его ладонью и надавливать сверху, для получения сплющенной формы. | Показ | |
50 | Чтение и заучивание стихотворения «Мишка косолапый» | продолжать знакомить с названиями игрушек (медведь, формировать умение узнавать и называть в игрушках некоторых диких животных (медведя); | Заучивание, художественное слово | |
51 | Просмотр мультфильма «Три медведя» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Три медведя» через мультфильм | Показ | |
МАРТ | ||||
52 | Дидактическая игра «Маша заблудилась» | Закрепить у детей понятие «заблудился». Воспитывать основы безопасного поведения в общественных местах. | Сюрпризный момент, показ | |
53 | Кукольный театр «Маша и медведь» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Маша и медведь» через кукольный театр | Показ, художественное слово | |
54 | Пальчиковая игра «Сидели два медведя» | Развитие речи и моторики | Художественное слово | |
55 | Коллективная работа конструирование «Дом для медведей» | приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности. | Сравнение, показ, иллюстрации | |
АПРЕЛЬ | ||||
56 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Учить детей слушать большую по объему сказку. Поощрять стремление детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать умение делиться впечатлениями. Воспитывать внимание, память, доброжелательность. | Художественное слово | |
57 | Рассматривание иллюстраций | Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения. | показ | |
58 | Подвижная игра «Гуси-гуси» | Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции. | Игра | |
59 | Чтение и заучивание потешки «Гуси-гуси» | Развитие речи | Художественное слово | |
Выставка работ детей и родителей «Обложка для книжки» | ||||
МАЙ | ||||
60 | Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди» | Закрепление знания детей по содержанию сказки «Гуси - лебеди» через мультфильм | Показ | |
61 | Рисование «Гуси-лебеди» (нетрадиционная техника» | развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у детей, продолжить знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования: | Нетрадиционная техника, показ | |
62 | Развлечение вместе с родителями «В гостях у сказки» (совместно с родителями) | Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к русским народным сказкам. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении, побуждать детей к речевым высказываниям | Развлечение, игра |