Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Сказка» поселка Караваево»
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья
краткосрочный педагогический проект
в младшей группе
Разработала: воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Сказка» поселка Караваево»
Кильгенина С.К.
Караваево 2021
Полное наименование проекта: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 месяца)
Проблема и актуальность
На создание данного проекта меня подтолкнул один вопрос: «Как познакомить детей с неживой природой?» Мы знаем, что любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. И для того, чтобы побудить детей к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области, а именно – свойства воды, воздуха и солнца, был разработан данный проект, где дети участвуют в различных опытах и экспериментах. Так эксперимент объединяет творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Отсюда вытекает проблема: развитие у детей навыков и умений опытно-исследовательской деятельности, требующих от ребенка не столько конкретных знаний, сколько умения думать, находить собственные решения, выдвигать гипотезы – догадки.
В проекте участвуют не только дети, а также их родители, они помогают закрепить знания у детей о свойствах неживой природы. Данный проект является актуальным, так как предоставляет широкие возможности для укрепления не только физического, психического, но и социального здоровья воспитанников, так как очень важно научить ребенка думать не только о себе, но и о других.
Цель проекта: укреплять физическое, психическое и социальное здоровье детей.
Задачи проекта:
Сроки реализации проекта: июнь – август 2021 г.
Ожидаемые результаты:
Описание проекта
Проект разделен на три блока, в которых дети в увлекательной форме, без заучивания и повторения правил приобретают знания о свойствах воды, солнца и воздуха. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно участвую в различных экспериментах.
Перспективный план по реализации проекта
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – с 1 по 11 июня
Мероприятие | Цель |
Подбор художественной литературы, скороговорок, считалок по теме исследования. | Проанализировать литературу для ознакомления детей с неживой природой с помощью сказок, стихов, скороговорок, считалок. |
Создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем. | Мотивировать дошкольников к познанию неживой природы. |
Выставка рисунков детей на тему: «Солнце, воздух и вода». | Побудить родителей и детей к совместному творчеству в рамках проекта. |
Пополнение картотек стихотворений, потешек, загадок по исследуемой теме. | Систематизировать и использовать картотеки как основу для проведения исследовательской работы. |
Подбор сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, иллюстраций по теме. | Формировать умения детей творчески развивать сюжет игры. |
Привлечение родителей к пополнению мини-лаборатории предметами для проведения экспериментов. | Привлекать внимание родителей к детскому творчеству и созданию условий для проведения экспериментов. |
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ – с 14 июня по 13 августа
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Июнь | ||
1 блок «Царство воды» | ||
ООД «Течет, течет водичка». Цель и задачи: учить детей проводить несложные опыты с водой. Закрепить знания о том, что вода без вкуса, запаха, цвета. Воспитывать у детей бережное отношение к воде. Развивать логическое мышление, учить рассуждать. Активизировать словарный запас. НОД «Делаем мыльные пузыри». Цель и задачи: познакомить со способами взаимодействия воды и мыла, изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла. Развивать умение обобщать, проводить опыт, сравнивать результат. Воспитывать умение сотрудничать в парах. ОО «Художественное творчество». Рисование на мокрой бумаге «В водном царстве». Цель и задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. OO «Чтение художественной литературы». Разучивание потешек о воде («Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды», «Водичка-водичка, умой мое личико» и т.д.), чтение стихотворений («Что такое вода», «Ручеек и речка», «Берегите воду»). ОО «Безопасность». Беседы с детьми о пользе воды для человека, об опасности употребления грязной воды. | ОО «Труд». Игровое упражнение «Вымоем посуду», «Польем цветы». Игра – экспериментирование «Путешествие капельки». ОО «Музыка». Разучивание песни «Дождик, дождик». ОО «Социализация». С/р игры: «Напоим куклу чаем», «Покажем Петрушке фокусы с водой»; театрализованная деятельность «Ручеек и речка»; дидактические игры: «Солнце, воздух и вода» -на прищепках, «Собери картинку» и т.д. | |
Июль | ||
2 блок «Воздух - невидимка» | ||
НОД «Воздух, которым мы дышим». Цель и задачи: способствовать расширению знаний о воздухе. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей. Воспитывать умение добиваться результатов. ОО «Художественное творчество». Аппликация из ватных дисков на свободную тему. Цель и задачи: обогащать сенсорный опыт, развивать умение выделять свойства и качества предметов, обеспечить познавательную активность детей. Эксперимент «Где чище воздух» ОО «Чтение художественной литературы». Загадывание загадок о воздухе, чтение стихов о природе, пословиц и выражений о воздухе. Образовательная область «Физическая культура». Проведение занятия по физкультуре на свежем воздухе. ОО «Безопасность». Беседы с детьми на тему «нам полезен чистый воздух», «Как правильно себя вести на улице». Показ презентации «Воздух, которым мы дышим». | ||
Август | ||
3 блок. «Солнышко лучистое» | ||
НОД «Что, если не будет солнца?». Цель и задачи: развивать познавательный интерес к солнцу, символу света, источнику тепла. Повышать речевую активность. Воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром. Самостоятельная деятельность детей «Солнечные зайчики», «Цветные стекляшки». ОО «Чтение художественной литературы». Чтение сказок, потешек, закличек о солнышке, загадывание загадок о неживой природе. ОО «Художественное творчество». Рисование «В гостях у солнышка». Конструирование из бумаги «Солнышко лучистое». ОО «Безопасность». Беседа с детьми о том, для чего нужно солнышко, как может быть опасно солнце, как правильно одеваться в солнечную и жаркую погоду. ОО «Музыка». Разучивание песен «Солнечные зайчики», «Солнышко лучистое». ОО «Социализация». Дидактические игры «Сравни картинки», «Что лишнее», «Собери солнышко» и т.д. |
III этап – ИТОГОВЫЙ – с 16 по 28 августа
Мероприятие | Цель |
Беседа с детьми на тему: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». | Обобщить знания детей о свойствах солнца, воздуха и воды, сформировать у детей представление об их пользе. |
Совместное мероприятие детей с родителями на свежем воздухе «Спортивная эстафета». | Привлекать детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения. |
Выставка фотографий с занятий, мероприятий. | Показать проделанную работу посредством фотографий. |
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по данному проекту позволила расширить знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца. Удалось научить детей самостоятельно проводить простейшие опыты. Участие родителей в организации создания мини-лаборатории, в совместном творчестве с детьми, в мероприятии на свежем воздухе позволило укрепить детско-родительские отношения. У детей сформировалось начальное представление о здоровом образе жизни, двигательная активность детей и общий тонус организма повысились. И родители, и дети получили огромное удовольствие, исследуя тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Перспективы