Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:
Что должен знать и уметь ребёнок 3 – 4 лет.
Умывание.
- Правильно и аккуратно пользоваться мылом.
- Соблюдать последовательность при мытье рук и лица.
- Знать своё полотенце, правильно им пользоваться и вешать на место.
Поведение за столом.
- Уметь пользоваться столовой чайной ложкой, вилкой, салфеткой.
- Не крошить хлеб, не проливать еду; пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- После еды говорить спасибо.
Одевание.
- Проявлять самостоятельность при одевании и раздевании, соблюдая определённую последовательность.
- Вежливо обращаться за помощью к взрослым (застегнуть, завязать).
- Следить за своим внешним видом (быть опрятным).
Культурно - гигиенические навыки – это, прежде всего, важное условие здоровье детей, т. к. соблюдение правил личной гигиены предотвращает развитие заболевание.
Ребёнок познаёт окружающий мир, учится осмысливать простые связи через пользование разными предметами (если аккуратно есть ложкой – не испачкаешь руки, лицо, рубашку).
При формировании правильного поведения за столом – развивается речь (дети запоминают название блюд, как правильно пользоваться столовыми предметами); при сопровождения процесса умывания - как правильно совершать действия, сопровождение процессов стишками, потешками).
Повторение детьми действий, движений ежедневно делает их более точными, координированными; воспитывается у детей стремление к самостоятельности.
Чтобы соблюдения культурно – гигиенических навыков не было утомительным для детей, а доставляло удовольствие, можно использовать небольшие стишки и рифмовки:
Кран.
Ну-ка, краник покрутись,
Слева – справа повернись,
Дай в ладошки нам водичку,
Вымыть ручки, вымыть личико,
А теперь закрутись.
Справо – влево повернись.
Микроб.
Кукла оля не играет,
У неё болит живот,
Виноват во всём микроб!
Чтоб микроба победить,
Надо руки мылом мыть,
Грязь отмылась до бела,
Кукла Оля весела –
Продолжается игра.
За столом.
Ели аккуратно – стало всем понятно:
Малышам приятно – выглядеть опрятно.
Салфетка.
Суп в тарелку наливают,
А из чашки пьют компот,
А салфеткой вытирают,
Если ты испачкал, рот!
В песочнице.
Мы в песочнице играли,
Своих ручек не узнали.
Ну-ка, быстро, детвора,
Умываться нам пора.
Мылом мыли-мыли,
Наконец всю грязь отмыли.