Взаимодействие ДОУ с семьёй
Выполнила: Семенцина
Виктория Алексеевна
Как привлечь современных родителей к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей дошкольного возраста, чтобы ребенок чувствовал любовь, поддержку и понимание в семье?
Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную стратегию воспитания своего ребенка. С этой целью мы проводим различные формы работы с родителями в детском саду, одна из которых это тренинг для родителей. В ходе тренинга мы предпочитаем деловую позицию «рядом», во время которой педагог находится рядом с родителями в их отношении к ребенку, его воспитанию, обучению и развитию.
Цель тренинга: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.
Участники встречи: семьи воспитанников
Время встречи: 4 часа 35 минут
Расположение участников: в круге
Необходимые материалы: анкеты, мяч, проектор, мультимедиа.
Программа тренинга
Этап | Время | Тема | Содержание | Примечание | ||
1 | 25 минут | Знакомство – приветствие. | Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе. Например: Меня зовут_______, моего сына (дочь) зовут__________. Моя основная деятельность__________. В свободное время я люблю___________. | Слайд № 2. Участники рассказывают о себе | ||
2 | 20 минут | Обсуждение в кругу «Общение – это…» | . 1.Вопросы к участникам: Как вы думаете, что же такое общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребенком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении? 2. Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом общения со своими детьми дома. 3. обобщая высказывания: «Общение – один из главных видов деятельности человека. | Слайд № 3 Создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта. | ||
3 | 30 минут | Мини – лекция « Значение общения со взрослым для развития ребенка» | 1.Стиль общения взрослого с ребенком бывает: - Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя!) - Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь) - Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься) - «Проблемные», непослушные»,«гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. | Слайд № 4 Показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем | ||
4 | 30 минут | Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…» | 1.Вопросы к участникам: - Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком? (2-3 ответа родителей) 2.Рассказ воспитателя родителям: - Выражение своей любови к ребёнку. 3. Беседа с родителями «А Вы обнимаете своего ребенка?» 4. Беседа с родителями «Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?» | Слайд № 5 Поговорить о способах выражения безусловной любви к своему ребенку, способах принятия его; а также как правильно выражать недовольство ребенком, не задевая его чувств | ||
5 | 40 минут | Упражнение «Я –высказывание» | 1.Познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных. 2.Схема «Я-высказывания»: Родителям предлагается заполнить опросник (см. Приложение №2) | Слайд № 6 Познакомить родителей с «Я - высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативны | ||
6 | 15 минут | Опросник «Общение родителей с ребенком» | 1. Разговор с родителями о причине негативного чувства, в обобщенной форме. 2. Тренировка с родителями: «Каждому из родителей предлагаем ситуацию с ребенком, в которой необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя «Я-высказывании» | Слайд № 7 Заполнение опросника | ||
7 | 30 минут | Упражнение «Чтение сказки» | 1. Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст. | Слайд № 7 Показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы | ||
8 | 10 минут | Упражнение «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает». | -Как же мы хвалим ребенка? -- -Как выражаем ему свое одобрение, поддержку? - Кого и что хвалить — самого ребенка или его дела? | Слайд № 8 Знакомство родителей со способами поддержки ребенка через похвалу. | ||
9 | 40 минут | Игра «Мой идеальный ребенок» | Высказывание родителей: «Педагог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе» | Слайд № 9 Положительный рассказ о своем ребенке | ||
10 | 20 минут | Подведение итогов. | Подведите итог встречи, перечислите все важные этапы, которые были пройдены во время бесед, анкетирования. Попросите участников высказать одним-двумя предложениями свои впечатления от встречи. . | Слайд № 10 На слайде заранее пишется тема, дата, время следующего занятия. | ||
11 | 15 минут | Рефлексия: | Передавая мячик расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собраний, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком? | Слайд № 11 Варианты в копилке. Данное упражнение направлено на понимание своего ребенка. |
Использованная литература:
Опросник «Общение родителей с ребенком»
Инструкция: Уважаемый родитель! Отметьте, пожалуйста, те виды деятельности, которыми вы занимаетесь с ребенком, и как часто. Спасибо.
Приложение № 1
№ п/п | Виды деятельности с ребенком | Что именно и сколько времени Вы уделяете этому виду деятельности (каждый день, 1-2 раза в неделю, по выходным) |
1. | Чтение ребенку художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, потешки и т.п.) | |
2. | Совместная продуктивная деятельность с ребенком (рисование, лепка, аппликация и т.п.) | |
3. | Семейные походы, прогулки, поездки, направленные на интересы ребенка | |
4. | Совместное выполнение домашних дел | |
5. | Игры в кругу семьи (настольно-печатные, подвижные и др.) | |
6. | Разговор наедине с ребенком, «по душам» (между делом не засчитывается), обсуждение волнующих его событий |
Ситуации для упражнения
Ситуация | Ваше чувство | Ваше высказывание |
Ребенок шалил за столом, и несмотря на предупреждение, пролил чай. | ||
Ребенок собирается в детский сад, одевая грязные брюки. И отказывается одевать другие, чистые. | ||
Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается | ||
Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. | ||
Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта. | ||
Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил. |