Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

В современных условиях развития системы профессионального образования актуальной становится подготовка специалистов не только профессионально компетентных, но и способных соответствовать постоянно меняющейся действительности, сохраняя и совершенствуя при этом свой профессиональный уровень, т.е. способных к личностно - профессиональному творческому саморазвитию

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

Абдикеева Альфия Ибрагимовна, преподаватель

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование)

ГБПОУ «Кузнецкий многопрофильный колледж»

Россия, г. Кузнецк, e-maill: shamilmuftyahetdinov@yandex.ru

В современных условиях развития системы профессионального образования актуальной становится подготовка специалистов не только профессионально компетентных, но и способных соответствовать постоянно меняющейся действительности, сохраняя и совершенствуя при этом свой профессиональный уровень, т.е. способных к личностно - профессиональному творческому саморазвитию.

В формировании профессиональных и личностных качеств, необходимых выпускнику колледжа, большая роль отводится формированию методологической культуры будущего специалиста. Для более эффективного решения данных задач создается система работы и ведется в учебной группе с первых дней обучения.

Выделяя этапы профессионально-личностного саморазвития студентов, можно отметить первый этап - самоопределение. Начинается он на первом курсе, в это время происходит формирование компонентов профессионально-личностного саморазвития: самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления будущего воспитателя детей дошкольного возраста. Представления о себе, как о специалисте, о способах профессиональной деятельности у первокурсников весьма неопределенны. Студенты группы затрудняются самостоятельно выделить причины неудач, ошибки и промахи при выполнении различных заданий. Самооценка на этой стадии была либо заниженной, либо завышенной. Они также испытывают трудности в самоорганизации, считают, что гораздо проще работать под руководством преподавателей. Некоторые боятся выхода на производственную практику. Результатом прохождения этого этапа становится формирование у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессиональной направленности. Для этого проводилась специально организованная система педагогических мероприятий. Начиная с первого курса, студенты получают опыт общения через организацию встреч с авторитетными специалистами и лучшими представителями профессий педагогического цикла: воспитатель, психолог, логопед, социальный педагог, заведующий ДОО, специалист управления образования, ветераны педагогического труда, а также успешные выпускники своей профессиональной организации. Форма их проведения разнообразна: беседа, тематический час общения, вечер - открытие, актуальный разговор и др.

Большую роль играют тренинги по повышению уровня саморазвития у студентов, проведенные совместно с психологом: «Коммуникативный компонент творческого саморазвития личности»; «Самовоспитание и саморазвитие»; «Творчество как один из видов человеческой деятельности»; «Успех внутри тебя». Студенты проявляют живой интерес к выявлению своих индивидуальных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Они с интересом моделируют различные профессиональные ситуации, выступая в них в качестве специалиста, демонстрируют свои знания.

Однако студенты первоначально имеют весьма смутное представление о своих идеалах, образах, к которым нужно стремиться. Самостоятельно никто из них не мог четко сформулировать ближайшие цели, как правило, на этой стадии, цель для всех едина – получить диплом. Они не в состоянии серьезно подойти к решению той или иной профессиональной проблемы или задачи, ответы на вопросы, как правило, являются воспроизведением ранее услышанного или увиденного, а поведение в предложенных ситуациях сконцентрировано на подражании кому-либо.

Следующий этап профессионально-личностного саморазвития – самовыражение – реализовывался в условиях собственно профессиональной подготовки. Цель этой стадии заключается в приобретении студентами нового способа действия, профессиональных знаний и умений. Характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая, в свою очередь, определяется как степень развития у конкретного студента таких качеств, как рефлексивность, креативность, критичность, усилением потребности в личностной и профессиональной самореализации. Данная стадия в профессионально-личностном саморазвитии будущего воспитателя характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, устойчивыми навыками самоорганизации и самоуправления. Но последние два компонента проявляются лишь ситуативно, в зависимости от обстоятельств, которые студенты считают наиболее благоприятными. Мероприятия профессиональной направленности – устные журналы по обзору новинок печатных и интернет – изданий, необходимых для осуществления педагогической деятельности, диспуты, дискуссии, педагогические дебаты, участие в качестве волонтеров в колледжном этапе движения Ворлдскиллс Россия, внутреннем этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по укрупненной группе специальностей СПО 44.00.00. Образование и педагогические науки

Результатом этого этапа профессионально-личностного саморазвития становятся актуализация способности будущих воспитателей к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей будущей профессиональной деятельности. На втором курсе организуется цикл экскурсий для расширения представлений о месте потенциального трудоустройства: дошкольные образовательные организации разного типа, психолого-педагогический центр, студия развития, Дом ребенка, Центр защиты детства, Дом детского и юношеского творчества.

Постоянное взаимодействие с такими организациями, как музейно-выставочный центр, городская библиотечная сеть, другие учреждения образования и культуры поможет реализовывать проектную деятельность ДОО с социумом в профессиональной деятельности выпускника. Формы проведения мероприятий изменили свой характер. Ими стали вечер - портрет, сюжетно - ролевая игра, дискуссионные качели и другие. Деятельность на третьем курсе сопряжена с полным погружением в профессию, любое дело, встреча рассматривается через призму применимости в профессии как в работе с дошкольниками, так и с их родителями.

Организация участия студентов группы в научных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях различного уровня также является средством формирования профессиональных и личностных качеств будущих воспитателей. С особенной тщательностью готовится мероприятие по ознакомлению дошкольников с рабочими профессиями в рамках регионального проекта.

Третий этап устойчивого саморазвития предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов и характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, высоким уровнем самоорганизации и самоуправления будущего специалиста. Результатом данного этапа стала актуальная потребность у будущего воспитателя в дальнейшем саморазвитии, сформированная субъектность. Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в глазах студента личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития. Подход к подготовке любого мероприятия студентами осуществлялся уже творчески, с элементами креатива. На 3-4 курсах студенты группы принимают активное участие в конкурсах профмастерства, чемпионатном движении Ворлдскиллс Россия, где демонстрируют свою профессиональную компетентность, полученные знания и умения.

Нельзя не отметить тесный контакт с родителями студентов по вопросу саморазвития будущих воспитателей, поддержка постоянной связи с ними на протяжении всего курса обучения.

Масштабным событием в жизни группы и личностно - профессиональном саморазвитии студентов на четвертом курсе становится проведение месячника карьеры выпускника (анкетирование выпускников о предварительном трудоустройстве, прогноз трудоустройства, Единый день информирования выпускника, встречи с работодателями и специалистами Центра занятости по вопросам предстоящего трудоустройства). Для оказания психологической помощи проводятся тренинги «Как вести себя при трудоустройстве», «Готовим резюме», «Оформляем портфолио», деловая игра «Кадровый вопрос».

Окончание профессионального учебного заведения не означает для студентов завершение обучения и достижение им вершин профессионального мастерства. Скорее наоборот, именно с этого момента и начинается трудный путь к подлинному профессионализму. Осознание того, что колледж дает необходимую базу знаний, умений и навыков, формирует определенную систему взглядов и убеждений, помогает студентам определиться со смыслом своей будущей деятельности. В выбранной специальности нельзя остановиться в развитии, нельзя прекратить свой профессиональный рост, удовольствовавшись достигнутым уровнем. Таким образом, профессиональное и личностное саморазвитие студентов протекает на всем протяжении процесса обучения в колледже и является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит как от осознания своих профессиональных и личностных качеств, сформированности профессиональной компетентности, так и от уровня воспитательной работы со студенческим сообществом.

Список литературы

1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития [Электронный ресурс]/В.И.Андреев.- Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F1925355376/Andreev.V.I..Pedagogika._redaktorskaya.versiya_.pdf

2. Батракова, С.Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности /С.Н. Батракова // Мир психологии. – 2004. –№ 4. – С.183-193.

3. Бибина, С.В. Компетенция саморазвития профессионального самоопределения человека в современном обществе: Инновации в профессиональном образовании /С.В. Бибина //Тезисы докладов 15 Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2008.

4. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л. Н. Куликова. – Хабаровск: ХГПУ,1997.

5.Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы) / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994.

6. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую

деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Г.Б. Скок. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области