Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Концептуальные подходы к оценке результативности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу. Эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. При этом классики дошкольного образования подчеркивают, что содержанием образования для дошкольников должно стать максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Концептуальные подходы

к оценке результативности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Подготовила:

Старший воспитатель

Дорогая Д.В.

МДОУ детский сад «Родничок»

р.п. Линево

Действующие критерии оценки работы дошкольных учреждений связаны с оценкой условий пребывания в них, с расширением образовательных направлений, по которым работает ДОО, и с его социально-культурными инициативами. Все перечисленное может способствовать повышению качества образования, но не является показателем эффективности образовательного процесса в отношении конкретного ребенка.

На всех управленческих уровнях идут поиски индикаторов для оценки результативности и качества образовательных услуг, эффективных методов анализа результативности.

Традиционно цели, содержание и средства обучения были направлены на достижение наибольшего эффекта в овладении знаниями и умениями. Ожидаемые параметры личности прежде всего отражали тот запас знаний, умений и навыков, которым должен был обладать учащийся. Основным инструментом мониторинга результативности дошкольного образования признаны и до сих пор используются основные диагностические методики, включающие тесты, анализ продуктов детской деятельности, беседы с ребенком, наблюдение. Основная цель мониторинга – изучение уровня освоения образовательной программы. Особенностью существующей практики диагностирования и интерпретации полученных данных является то, что оценка развития ребенка чаще всего ведется по пути поиска затруднений или по пути фиксации уровня развития при сопоставлении с условной нормой или результатами других детей. Подобные подходы, с точки зрения их эффективности, всегда были спорными, а в условиях гуманизации и индивидуализации дошкольного образования стали просто недопустимыми.

Основные противоречия:

В современном понимании образования как условия и средства становления человека, обретения им себя, своей человеческой сущности, неповторимой индивидуальной духовности получают новое звучание цели и задачи образования: не только и не столько передать определенную сумму знаний, умений и навыков, сколько содействовать в становлении самого человека.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу. Эта задача формулируется традиционно как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. При этом классики дошкольного образования подчеркивают, что содержанием образования для дошкольников должно стать максимально полное проживание и расширение возможностей самого дошкольного детства. Зачастую и родители, и специалисты в области дошкольного образования противопоставляют целенаправленную подготовку к школе и собственно дошкольное образование. Именно тогда складывается ситуация, когда дети в детском саду учатся писать и читать в ущерб конструированию, игре и другим дошкольным деятельностям. Однако диалектика возрастного развития заключается в том, что готовность к школе вызревает именно в дошкольных деятельностях и способностях. Натаскивание с целью опережающего формирования некоторых школьных умений гораздо в меньшей степени развивает стартовые возможности ребенка при поступлении в школу, чем полноценная игра, конструирование, речевые и другие занятия, которые проводятся в соответствии с программами дошкольного образования.

Исходя из этого, при выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться именно на достижения детей в развитии способностей, что поставит детей в центр педагогической деятельности.

Что такое компетентность? Самое короткое определение компетентности «компетентность – успешное действие в конкретной ситуации». Проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности. Результата, который важен самому «деятелю» и не вызывает протеста окружающих, то есть позитивно оценивается ими.

По каким основаниям можно увидеть, идет ли формирование компетентности? По двум основным – инициатива и активность, с одной стороны, и осознанность, с другой.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности от нанизывания колец в пирамидке и завязывания шнурков до организации совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями, без сомнения, ребенок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества.

Таким образом, показателями успешности ребенка, эффективности деятельности ДОУ и результативности дошкольного образования относительно ребенка раннего и дошкольного возраста приняты начальные компетентности: социальная, коммуникативная, деятельностная, информационная, здоровьесберегающая

Оценка достижений воспитанников осуществляется педагогами в течение всего времени пребывания в ДОУ в ходе систематического целенаправленного наблюдения за ребенком в привычной для него обстановке. Цель наблюдений – сбор фактов, свидетельствующих о приобретении и применении ребенком ключевых компетентностей, его успешности. В сборе фактов в равной степени принимают участие специалисты ДОУ, по мере возможности включаются родители, наблюдая за действиями ребенка в домашних условиях. Факты, свидетельствующие о проявлении компетентностей, накапливаются в персональном портфолио ребенка. Все параметры включены в «Журнал достижений детей группы», единый по форме для всех возрастных групп и видов детских садов. «Журналы динамики достижений детей группы» введены в перечень обязательной документации ДОУ. Журналы снабжены пояснительной запиской – своего рода инструкцией для педагогов.

Таким образом, у педагогов появляется возможность и необходимость анализировать особенности динамики достижений относительно конкретного ребенка, а также относительно всей группы, а у администрации ДОУ возникает возможность судить о динамике развитии детей детского сада и об эффективности организации психолого-педагогических условий.

Начальная социальная компетентность:

Начальная коммуникативная компетентность:

Начальная деятельностная компетентность:

Начальная информационная компетентность:

Начальная здоровьесберегающая компетентность:

Показателями успешности ребенка, эффективности деятельности ДОУ и результативности дошкольного образования относительно дошкольного возраста приняты:

Начальная социальная компетентность:

Начальная коммуникативная компетентность:

Начальная деятельностная компетентность:

Начальная информационная компетентность:

Начальная здоровьесберегающая компетентность:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области