Проект "Зыряне - загадочный народ"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»

Информационная карта

познавательно-исследовательского проекта

«Зыряне -

загадочный народ»

Участники проекта:

дети подготовительной группы

Руководители проекта:

Попова Оксана Петровна

Дмитриева Любовь Алексеевна

2020 год

Содержание

10.Продукты деятельности детей.

Паспорт проекта

Наименование учреждения и место проведения проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым».

Адрес учреждения

с. Казым ул. Школьная, 7б.

Тема проекта

«Зыряне – загадочный народ»

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Информаторы проекта

Истомина Евдокия Петровна – ветеран ХМАО-Югры, сторожила села.

Шуганова Надежда Иосифовна – носитель языка и зырянской культуры.

Попова Клавдия Петровна - потомственная зырянка, ветеран ХМАО-Югра

Возраст детей

6-7 лет

Название итогового мероприятия проекта

Мастер-класс по изготовлению кукол скруток

Сроки реализации проекта

Сентябрь - Ноябрь

Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный

2. Поисково - исследовательский

3. Результативный

4. Заключительный

12.

Целевая аудитория

Дети старшего дошкольного возраста

13.

Практическая значимость проекта

Данный проект может быть использован в практике воспитателями дошкольных учреждений.

14.

Партнеры проекта

Этнографический музей-парк

с. Казым, сельская библиотека, родители, бабушки.

15.

Предмет исследования

Народ зыряне

Актуальность проекта

Живут в Казыме разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим сосновый бор.

У каждого народа язык свой и наряд,

Один кокошник носит, другой надел халат.

Один рыбак с рожденья, другой оленевод,

Один уху готовит, другой одежду шьёт.

Одним милее тундра, другим милей тайга

Но нет милее края, чем Родина-Югра!

Северная Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью, величием и людьми, живущими на этой земле.

В Белоярском районе, в селе Казым, живёт древний удивительный и загадочный народ - зыряне, пришедшие в эти места ровно 100 лет назад, которые до сих пор чтят традиции своего народа, сохраняют язык и культуру.

Зыряне всегда имели свои понятия и представления о жизни. В суровой борьбе за существование и продолжение своего рода они выработали свои законы жизни в гармонии с природой, обычаи и праздники, бережно передаваемые из поколения в поколение. Самое главное - они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Культура зырян мало известна и мало изучена. К сожалению, молодое поколение мало проявляет интерес к изучению своей культуры, возрождению своих традиций, своего родного языка. Вековые обычаи и традиции уходят в прошлое, растворяясь в быстро бегущем современном мире.

Богатейшая и разнообразная культура, традиции зырян, сохраняющие собственные уникальные черты, представляют собой ценный материал для изучения.

Понимая всю важность как познавательного, так и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, для исследования мы выбрали тему об этом загадочном народе, живущем в нашем селе. Считаем тему актуальной, т.к. в нашем селе Казым проживает много представителей этой национальности.

Проект посвящен изучению традиций, быта, образа жизни и культуры зырян.

Цель: приобщение детей к уникальной культуре зырянского народа, живущего в Белоярском районе, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, Сформировать знания детей об уникальных особенностях этого народа, предметах быта, их назначении, об укладе жизни, через включение детей в поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Развивать способность к поисковой деятельности:

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умения экспериментировать с различными объектами;

3. Активизировать речь;

4. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

5. Развивать познавательный интерес к культуре родного края, традициям и обычаям зырян.

6. Воспитывать любовь к малой Родине.

Мотивация: путём исследовательской деятельности использовать различные источники информации, чтобы узнать о зырянах, их культуре, обычаях, традициях.

Постановка проблемы: Почему зырян считают загадочным народом?

Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед с представителями старшего поколения): если мы изучим традиции, обычаи и культуру этого народа, глубже узнаем их историю, то у нас накопятся знания б этом народе. Мы сможем поделиться своими знаниями с теми, кто захочет больше узнать о зырянах.

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

1.Зыряне живут в

с. Казым?

2. Зыряне ухаживают за оленями?

1. Откуда пришли зыряне?

2.Чем занимаются?

3. Где живут?

4. Какие национальные костюмы носят зыряне?

5.Какие традиции и обычай у зырян?

1. Спросить у людей старшего поколения: бабушек и дедушек.

2. Послушать рассказы родителей.

3. Прочитать в библиотеке.

4.Посмотреть в интернете.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность педагога

(организационная, корректирующая, направляющая)

Деятельность детей

I. Организационно-подготовительный

1. Формулирует проблему:

Почему зырян считают загадочным народом?

2. Мотивация: используя различные источники информации, узнать об образе жизни, культуре и традициях зырян.

3. Формулирует задачи:

4. Создаёт учебно-методическую базу для успешной реализации проекта

1. Входят в проблему.

2. Узнают информацию из различных источников. 

3. Принимают задачи.

Уточняют задачи проекта.

II. Поисково-исследовательский

Практическая деятельность по решению проблемы.

1. Проводит беседы, экскурсии, интегрированные занятия, показ презентаций, организовывает встречу с представителями старшего поколения, разучивает игры.

2. Обновляет содержание предметно-развивающей среды.

3.Оказывает практическую помощь в решении задач.

4. Организует и помогает спланировать деятельность детей.

5. Направляет и контролирует осуществление проекта.

6.Взаимодействует с родителями воспитанников, сотрудниками музея, библиотеки, людьми старшего поколения – представителями зырян.

1. Ищут способы решения задач. Проводят исследование.

2. Применяют содержание

предметно-развивающей среды во всех видах деятельности.

3. Выбирают необходимые материалы для поисковой, продуктивной, игровой деятельности.

4. Планируют свою деятельность.

5. Объединяются в рабочие группы.

6. Совместно с родителями готовятся к мероприятиям.

III. Результативный

1. Праздник «У семейного очага»

2. Презентация проекта.

3. Выставка творческих работ

1. Участвуют в празднике.

2. Презентуют проект

3. Представляют продукты деятельности.

IV. Заключительный.

Подведение итогов, анализ работы по проекту:

Подведение итогов и обсуждение с детьми результатов проекта.

Ожидаемые результаты:

- повысится познавательный интерес к истории родного края к традициям и быту зырян;

- сформируется чувство гордости за свою малую Родину.

Основная задача: помочь детям найти ответы на эти вопросы.

Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Формы и методы работы над проектом:

•беседы с детьми;

•организация с детьми подвижных игр народов зырян.

•организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с одеждой и бытом и занятиями зырян;

•слушание музыкальных и литературных произведений;

•непосредственно образовательная деятельность с детьми;

•встреча с оленеводом и чумработницей;

•показ слайдовых презентаций;

•экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций;

•проведение конкурса рисунков и творческих работ,

•проведение праздника.

Ресурсы проекта:

Временные – осень, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Человеческие (кадровые) – воспитатели, музыкальный руководитель.

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски.

•художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, предметы быта зырян, рисунки;

- фонотека музыкальных произведений (песен);

•макет жилища (чума) с утварью;

Продукты деятельности детей:

•Рисунки.

• Поделки.

Продукты деятельности педагогов и родителей:

•Пошив родителями зырянской одежды для кукол.

• Конспекты НОД и развлечений для детей.

•Консультации для родителей на темы: «О любви к родному краю», «Как приобщить ребёнка к родной культуре».

Результат деятельности педагогов:

• Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с укладом жизни людей, проживающих на территории округа, в частности – зырян

• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений о культуре, быте и уникальных особенностях зырянского народа во все виды детской деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Помощь детям в подборе загадок, стихов о предметах быта, чтение сказок, поиск информации, помощь в изготовлении поделок и рисунков, подготовка и участие в празднике «У семейного очага». Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, поиск информации, беседа с родственниками, людьми старшего поколения – представителями династий.

Экспериментально-продуктивная деятельность:

Эксперимент «Выделка камысов (шкуры с ног оленя) двумя способами».

Виды деятельности в соответствии с образовательными областями:

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

1. Познавательно-исследовательская:

Социально-коммуникативное развитие

1. Коммуникативная:

2. Игровая:

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

1. Двигательная:

Системная паутинка по проекту «Деятельность детей в центрах активности»

Социальный эффект

Работа по проекту «Зыряне – загадочный народ» направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к населению ХМАО-Югры, их укладу жизни, быту, традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с музеем – парком, библиотекой, организация праздника, выставки позволяет повысить социальную активность детей и их родителей.

Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей воспитанников и педагогов группы.

Выход:

Информация, полученная в ходе исследования, представлена детьми в виде выступления с использованием слайдовой презентации перед экспертами и детьми старшего дошкольного возраста. Организована выставка детского творчества. Итоговым мероприятием проекта стал праздник «Мастер-класс по изготовлению зырянских кукол-скруток».

Риски:

Непостоянство состава детей в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Пути преодоления: индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в следующем:

Исследовательская деятельность по изучению культуры, обычаев, традиций и уклада жизни зырян представлена во всех образовательных областях, что позволило включить национально-региональный компонент во все виды образовательной деятельности. Использование интегрированного подхода позволило решить поставленные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечения родителей к тесному сотрудничеству.

Достигнутые результаты:

Участие в проекте способствовало повышению познавательной и исследовательской активности детей к народам, проживающим на нашем округе. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Приложение

Фотообзор





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.01.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.