Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Моя профессиональная позиция

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Лиджиева Кермен Владимировна,

учитель МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О. Инджиева»

Моя профессиональная позиция

Многое зависит от того, во что мы верим и как осмысливаем происходящее. Я верю, что каждый человек появляется на свет не зря. Есть какой-то проект, замысел относительного любого человека. Каждый жизненный путь – это эксперимент, это творческая задача, постановка вопросов, поиск ответов, это общение и построение своего уникального мира. Я работаю с детьми с особенностями психофизического развития всего лишь несколько лет. И таких учеников у меня трое: Сангаджи, Мингиян и Данара. Всем было рекомендовано обучение на дому.

С Сангаджи мы работали четыре года. Завершив начальную школу, мальчик продолжил обучение в классе – частичная инклюзия. Сейчас он ученик 6 класса. Я искренне радуюсь его маленьким успехам. А главное - Сангаджи нашел себе друзей, активно участвует в жизни класса и школы.

Данара учится во 2 классе. Наш путь к знаниям – это два шага вперед и шаг назад. Несмотря на структуру «сложного» диагноза девочка старается познавать мир. И я надеюсь, что Данары все получится.

Мингиян – мой собственный сын. Сейчас он ученик 3 класса. Я – мама ребенка с задержкой психо-речевого развития, а так же с различными сопутствующими заболеваниями. Именно, рождение в семье такого ребенка заставило меня учиться новой профессии. Мингияну уже 12 лет. Часто мне приходится сталкиваться с определенными мнениями обывателей и специалистов относительно «наших» детей, попавших в сложные, а иногда даже очень сложные обстоятельства для своего развития. Эти мнения бывают разными. К сожалению, нередко удручающими и пессимистичными. Но встречаются взгляды позитивные, вселяющие оптимизм и надежду. Мне посчастливилось познакомиться и поучиться у профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства (г. Москва) Яхниной Елены Захаровны. Беседы с Еленой Захаровной дали мне надежду, а может и уверенность в том, что появление на свет в нашей семье именно такого ребенка, имеющего отклонения от нормы, – это формулировка для него и нас, его родных, усложненного варианта задачи. Решением данной задачи будет поиск такого жизненного пути, на котором можно развить заложенный потенциал, и главное - реализовать его. Однажды я услышала фразу «Когда Бог хочет сделать человеку подарок, он заворачивает его в обёртку из проблемы». Особенный ребёнок в семье — это подарок, но он завёрнут в обёртку не просто из проблемы — из очень сильной боли. Однако если начать разворачивать его, внутри окажется много ценного. Обёртка подарка ужасна, но я не отказываюсь. Я принимаю подарок и начинаю разворачивать его. Там внутри оказывается драгоценный дар: человеческая жизнь.

Когда я начала обучать его, то представляла, что его голова — это Большой Каньон, который мне нужно заполнить землёй — знаниями, умениями, навыками, а у меня в руках всего лишь сапёрная лопатка. От этого опускались руки, и я превращалась в «Сильную маму без сил». Но позже научилась замечать и ценить малейшие изменения в моём сыне, любое проявление нового. Научилась снижать требования к нему и к себе. Научилась радоваться маленьким успехам и сравнивать человека не с «нормой» или «идеалом», а только с ним самим — вчерашним. Оказалось, что собственного ребенка обучать очень трудно.

Мингиян не хватает звезд с небес, но у него появилось увлечение. Он любит рисовать. И замечу, у него не плохо получается. Его работы отмечены жюри конкурсов муниципального и республиканского уровней. Миня с удовольствием посещает мастер-классы художников. Мы стараемся поддерживать его интерес. Кто знает, может именно это искусство станет его профессией.

Ребята, обучающиеся на дому, посещают внеклассные мероприятия в школе, ходят в лагеря дневного пребывания. Их знают дети и взрослые поселка. Мингиян по моему поручению делает покупки в местном магазине, где продавцы с терпением и пониманием относятся к «особенному» покупателю.

Конечно, за основу в работе со своими подопечными брала рекомендации, прописанные в заключениях ЦПМПК. В процессе работы с ними поняла, что необходимо постоянно поддерживать уверенность детей в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям учащегося. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Старалась не ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно нужно дать некоторое время для обдумывания. Не следует давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов. Старалась облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, так как объём восприятия снижен. Важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

На сегодняшний день рынок учебной литературы предлагает огромное количество учебно-методических комплексов, пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ. Для того, чтобы развивать и корректировать познавательные процессы младшего школьника недостаточно владеть технологиями, методиками и приемами. Важное условие успешности развивающей деятельности – мотивация и познавательный интерес самого ребенка. Для того, чтобы интерес был, занятия должны быть активными, энергичными, а используемый материал – ярким, красочным, привлекающим детское внимание. С того момента, как появился интернет, он стал одним из необходимых условий комфортного существования человека.  В сети можно найти единомышленников. Очень много специалистов – дефектологов делятся своим опытом, предлагают пособия, которые помогают в работе, предлагают обучение на различных вебинарах и тренингах.

Несмотря на свой небольшой опыт, я выделила две составляющие, которые считаю важными в работе с детьми с психофизическими отклонениями развития.

Первая – это время. Начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития. Мнение о том, что в школу пойдет – научится, для детей с ОВЗ неверно. Дошкольный период очень важен для познания мира.

Родителям и педагогам необходимо увидеть «окна возможностей» детей - это временные отрезки особой чувствительности ребёнка к формированию определённых навыков. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и легко не произойдёт. Учёные назвали это явление сензитивными периодами. Сензитивные периоды являются движущими силами в детском развитии в течение первых шести лет жизни. Мария Монтессори предположила, что для развития речи существует наиболее оптимальный возраст – до шести лет, и если этот возраст упущен, то речь не появляется. Как это и произошло с мальчиком Гаспара Итара. Вам, наверное, известна история французского врача Жан Поля Гаспара Итара. Он попытался воспитать так называемого аверонского дикаря — мальчика 12 лет, который до этого времени был полностью изолирован от людей. Мальчик жил и воспитывался в среде животных, поэтому передвигался и общался непривычными способами. Гаспар Итар был уверен, что если создать условия и заниматься, то он восстановит свои психические функции и научится говорить. Мальчик действительно приобрёл какие-то навыки, но нормального уровня развития не достиг, так и не смог научиться говорить.

У учёных до сих пор нет единого мнения, сколько окон возможностей открывается перед ребёнком. Мария Монтессори не выделила чёткого списка, поэтому в работах последователей указаны четыре, пять, шесть и даже двенадцать. И период развития речи у детей длится до 9 лет. Я думаю, что очень важно увидеть этот временной отрезок и создать условия для развития тех или иных навыков.

Непрерывность обучения, по-моему, будет способствовать развитию не только когнитивных способностей, но и социальных навыков. «Наш человек» постоянно должен получать пусть небольшую порцию новых знаний, нового опыта. Я согласна с теорией канадского журналиста и социолога Малкольма Гладуэлла от том, чтобы стать успешным в своей деятельности, нужно потратить на это 10000 часов. Например, если на предмет «Развитие речи» каждый день выделять один час, то понадобятся 27 лет занятий без выходных.

Очень мудро говорят китайцы: «Все потерянное, кроме времени, можно найти».

Вторая составляющая – это индивидуализация обучения. Всем детям с ОВЗ необходима индивидуальная коррекционная работа, которая будет вестись определенным специалистом. У каждого ребенка свой темп усвоения материала, возникают свои трудности и дополнительной работы требуют разные моменты. Это у всех людей так, не только у детей с различными нозологиями. Но именно таким детям нужно больше внимания и индивидуальной проработки проблемы. Инклюзия, социализация, создание специальных условий – это, конечно, хорошо. Но если в школе нет дефектолога, коррекционного специалиста, что делать? Ответ один – идти в частный кабинет.

Хочу вернуться к вопросам, которые я задала в начале этого эссе.

«Глаза больных детей – что может быть тревожней?» Тревожней должно становиться нам, взрослым, которые готовят таких детей к самостоятельной жизни.

«Готов ли этим детям сердце ты отдать?» Да, готова! Я думаю, именно дети с особенностями психофизического развития испытывают общество на человечность, на выживаемость, на возможность осмысливать культуру и передавать ее другим поколениям. Работа с этими детьми – это тест на взаимовыручку, на оптимизм, на возможность совершать усилие, чтобы понять другого.

P.S: Говоря о Мингияне, я не только сердце, я готова ему жизнь свою отдать. У нас все получится! Сынок, я верю в тебя.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области