Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитатель: Дмитриева Любовь Алексеевна

МАДОУ «Детский сад «Олененок» Белоярского района, с.Казым

Тема «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»

«Только  тот, кто  любит, ценит

и уважает накопленное и

сохраненное предшествующим  поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным  патриотом ».

Русский поэт, академик Сергей  Михалков.

Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Родины богат народным декоративным промыслом. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно – декоративного искусства.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством народов ханты приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.

Детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края.

Именно поэтому, мы - педагоги поставила перед собой цель: сформировать представления детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа - ханты, его традициях, культуре и особенностях быта, через народное декоративно - прикладное искусство.

Организацию нравственно-патриотического развития личности детей осуществляем через следующие задачи:

- Развивать интерес к жизни народов ханты, их обычаям, традициям;

- Формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве;

- Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

- Развивать художественное восприятие, эстетический вкус, зрительное внимание, моторику рук;

- Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

В работе по формированию нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через декоративно-прикладное искусство мы используем разные формы работы:

- практические занятия по декоративно-прикладному искусству;

- организация и проведение выставок;

- участие в конкурсах и выставках (на муниципальном, региональном,

всероссийском уровне и т. д.);

- проведение мастер классов, открытых занятий для детей и педагогов по

декоративно-прикладному творчеству народов Севера;

- посещение музеев и библиотек с целью знакомства с историей родного

края;

- проведение совместных с родителями праздников и мероприятий.

Одним из важных условий реализации системы нравственно-патриотического  воспитания в нашем дошкольном учреждении является правильная организация предметно-пространственной развивающей среды:

- каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле;

- оснащены театральные, игровые уголки в группах, центры искусства, музыкальные, книжные уголки;

- имеется костюмерная с театральным реквизитом;

- открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки рисунков, используя нетрадиционные техники изображения.

Декоративно прикладное искусство народов севера многообразно, ханты украшали узорами свои жилища, предметы быта, хозяйства, одежду, обувь, головные уборы.

В народном декоративном искусстве народов севера нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное - признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Искусство народов ханты отличается особой простотой, вкусом, выразительностью и оно понятно и доступно даже детям дошкольникам.

В нашем детском саду мы знакомим дошкольников с такими видами декоративно-прикладного искусства народа ханты как

* Работа с мехом – дети узнают о том, что люди коренной национальности, ханты и манси постоянно находятся в работе: выделывают шкуры, изготавливают жилы для меховой одежды, кроят и шьют одежду и обувь.

* Работа с берестой – береста самый распространенный материал в быту у народа хантов. Они и сегодня искусно выделывают самую разнообразную посуду из бересты для своих повседневных нужд и для продажи,

изготовляют люльки. Хантыйские изделия из бересты отличаются особенно красивыми и разнообразными орнаментами.

* Работа с тканью – дети знакомятся с особенностями национального костюма, элементами орнамента. Изучают последовательность, подбор цвета ткани в изготовлении куклы акань из лоскутков цветной ткани.

* Работа с бисером - разнообразие вышивки проявляется в бисерном шитье по ткани, коже, сукну. Налобные повязки, детали одежды декорируются цветным бисером. Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, крестики.

Игрушка – самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства, с которым знакомятся дети дошкольного возраста, являются игрушки. Игрушки народа ханты направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций и обрядов.

Игры отрывают детям красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к ней. Мальчики усваивают навыки охоты, рыболовства, учатся правилам упряжки и езды на оленях. Игры девочек связаны с куклой и домашним хозяйством.

Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы часто посещаем этнографический музей-парк нашего села Казым. Сотрудники музея знакомят детей с фольклором, обрядами и бытом народов Севера, прививают нашим детям любовь к родному краю через просмотр мультимедийных презентаций, творческую деятельность, рассматривание альбомов с фотографиями о ХМАО, чтение сказок, театрализованную деятельность, подвижные игры.

Семья является основным источником знаний об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье ребенок учиться правилам поведения в обществе.

Педагоги активно сотрудничают с семьями воспитанников, создают уголки для родителей. По совету педагогов родители с детьми посещают этнографический музей-парк с.Казым, национальные праздники, сельскую библиотеку.

Привлекают родителей к подготовке и участию в различных  совместных мероприятиях: праздниках, беседах, тематических вечерах, конкурсах, мастер-классах, театрализации.

Многие родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности, воспитывает любовь к родному языку, чувства любви и гордости за свой народ и культуру, на знакомство с семейными традициями народа ханты.

В результате такой работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по приобщению детей к культуре народов Севера средствами декоративно-прикладного искусства способствует:

- получению углубленных знаний о народных промыслах;

- о качестве и возможностях различных материалов;

- приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

- развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;

- выражению эмоционального отношения через свое творчество;

- возникновению желания овладевать особенностями мастерства;

- появлению интереса к истории и культуре народа ханты.

Мы считаем, что такая работа поможет нашим детям сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит и любовь к Родине.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области