Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие лидерских качеств у подростков

Цель Развитие лидерских качеств у подростков в условиях Центра. Задачи изучить теоретические положения о проблеме выявить официально положительного лидера в группе разработать практические рекомендации и советы педагогам по развитию лидерских качеств у подростков.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Объект– личность подростка.

Предмет– воспитание лидерских качеств личности подросткового возраста.

Субъект– группа подростков 13 – 15 лет.

Цель: Развитие лидерских качеств у подростков в условиях Центра.

Задачи:

- изучить теоретические положения о проблеме;

- выявить, официально, положительного лидера в группе;

-разработать практические рекомендации и советы педагогам по развитию лидерских качеств у подростков.

Методы.

- Наблюдение.

- Беседа.

- Опрос (тестирование).

Определение лидерства.

Прежде, чем ответить на вопрос какие лидерские качества есть у подростка, следует определиться с понятием лидерства. Лидер – это человек, уважающий окружающих, не боящийся ответственности, способный увлечь за собой других, вызвать у них желание действовать, умеющий не только побеждать, но и с честью проигрывать, делая правильные выводы.

Лидерство – это групповой механизм. Чтобы стать лидером, нужны определенные склонности и задатки, а так же устойчивая жизненная позиция. Лидерские качества важны для человека, который видит свое развитие в общественной, управленческой деятельности. У таких людей очень высока потребность в самореализации.

Ребенку в подростковом возрасте необходима помощь в самореализации –в реализации творческого потенциала, личностных резервов. Чтобы воспитать лидера, нужно научить подростка активно общаться, вести конструктивный диалог. Необходимо развивать его творческое мышление. Подростка необходимо научить анализировать свои чувства, эмоции, давать адекватную самооценку своим действиям и поступкам. Другими словами, хочешь воспитать лидера – развивай в ребенке личность.

Этапы воспитания лидера:

- помочь подростку активизировать свои возможности и раскрыть лидерский потенциал, определить жизненное пространство, где он будет себя реализовывать;

-помочь определить собственные духовно- нравственные и моральные приоритеты и ценности;

-научить технологиям самопознания, самооценки, самоорганизации, самодисциплины, самовоспитания, саморазвития;

-научить самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность;

-развивать у подростка коммуникативные навыки и учить его мыслить независимо и критично;

-научить действовать в команде;

-помочь избавиться от неуверенности, страхов. Сомнений, привычки концентрироваться на негативе, научить не бояться будущего.

Составные части лидерства:

- самостоятельность;

- самоуважение и вера в собственные силы;

Практическая часть.

Выявление официально-положительного лидера.

Лидерские качества и уровень развития можно объективно и достоверно изучить в практической деятельности, с помощью диагностики и системного наблюдения за воспитанниками и их деятельность.

Практическая значимость данного раздела заключается в психодиагностическом тестировании личности подростков, определении предпосылок характера испытуемых. Было протестировано 20 воспитанников в возрасте 13 – 15 лет. Использована методика Е. С. Федорова, О. В. Еремина «Я – Лидер», с целью изучения коммуникативных умений ( лидерских, организаторских) воспитанников. При оценке результатов были определены следующие уровни:

-Достаточный- 15%

-Средний- 35%

-Низкий- 50%

Оценка результатов по оценке лидерских качеств показала следующее:

-умение управлять собой - у 12 подростков низкий уровень развития, у 8- средний;

-умение решать проблемы - у 10 подростков низкий уровень. У 10- средний уровень;

- наличие творческого подхода к делу – у 5 подростков на высоком уровне;

-организаторские способности – у 5 подростков средний уровень, у 15 – качество развито слабо;

-умение работать с группой – только у 2 подростков качество развито на среднем уровне, у 18 – развито слабо.

Надо отметить, что ответы по качеству – искренность подвергались сомнению и требовали дополнительной работы с воспитанниками.

В перспективе планируется дальнейшая работа по данной проблеме:

-Составление и разработка программы «Я- Лидер» по воспитанию и развитию лидерского потенциала личности подростков.

-Провести мониторинг по развитию лидерских качеств у подростков;

Выводы по тестированию:

Тестирование выявило, что в данной группе подростков, обладающих коммуникативными и организаторскими умениями, очень мало – 1-2 человека. Показатель высокого творческого потенциала у 5 человек дает возможность сформировать лидера в группе, используя инновационные формы и методы работы.

Практические рекомендации:

«Как воспитать ребенка лидером».

Воспитание личности с активной жизненной позицией, способной к самоотдаче, реализации своего творческого потенциала, готовой к самосовершенствованию и саморазвитию предполагает разработку технологии лидерской подготовки подростков. Изучив данные теста по определению лидерских качеств, составлен план работы с подростками по формированию организаторских способностей.

Под организаторскими способностями понимается сочетание индивидуально-психологических свойств личности, которое помогает быстро, надежно, уверенно включать детей в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность в ходе этой деятельности.

Работа по формированию организаторских способностей воспитанников осуществляется по четырем направлениям:

- ознакомление воспитанников с особенностями внутреннего состояния и поведения людей;

- познакомить с особенностями построения эффективного общения и обеспечения разностороннего влияния (знание этапов общения, умение убеждать и т. Д.);

- ознакомление воспитанников с особенностями работы с коллективом людей;

- усвоение информации об организации общего дела.

Сформированные в ходе занятий организаторские знания и умения должны найти применение и подкрепление в реальной практической деятельности. Необходимо работать над формированием качеств личности, которые определяют лидера. В книгах Л. И. Уманского и его ученика А. Н. Лутошкина приводятся общие и специфические качества лидера.

Общие качества лидера(ими обладают не только лидеры, но и те, кто могут стать им):

- Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

- Активность – умение действовать энергично и напористо;

- Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

- Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность в общении с людьми;

- Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

- Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до логического конца;

- Самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

- Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу;

= Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отмечать важное, замечать детали;

- Самостоятельность – независимость в суждения, умение брать ответственность на себя;

- Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Специфические качества лидера(своеобразные индикаторы лидерского таланта):

- Организаторская проницательность – тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;

-Способность к активному психологическому воздействию – разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, сложившейся ситуации,

- Склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя.

Методы работы:беседа, дискуссия, обсуждение, ролевые игры, работа в парах, работа в малых группах, практические задания, мозговой штурм.

Направления работы:

- диагностика, коррекция и развитие подростков;

- формирование знаний по самоуправлению;

- совершенствование детского самоуправдения;

- отработка механизмов совместной работы.

В ходе работы необходимо обеспечить педагогическую поддержку лидера, которая позволяет педагогу привлечь на свою сторону авторитетных ребят, а значит, найти единомышленников. Так рождается педагогика сотрудничества, которая способствует развитию индивидуальности, готовит для общества будущих организаторов, руководителей, лидеров, т.е. людей, готовых взять на себя ответственность за коллектив.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ,

ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5

Тел: (41145)  329-52.

Факс: (41145)329-52

E-mail: aldan_detdom@mail.ru

Согласовано

Заместитель директора

По воспитательной работе

-----------------------А.Э. Даутова

------------------- - 2021г.

Представление

Мини-проекта в рамках методического объединения

педагогов «Центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»

« Развитие

лидерских качеств

у подростков»

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Иванкова Г.В.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области