Исследование психологической адаптации в лицее учащихся 10 классов по гендерному типу
Наш лицей набирает учащихся в профильные классы на базе 9 классов по итогам собеседования. Класс формируются в определенном соотношении село/город. Сельские дети проживают в интернате. Адаптация проходит по многим направлениям: надо приспособиться к требованиям учителя, к манере подачи материала, к новому коллективу в классе и к проживающим в комнате. Научиться самостоятельно ориентироваться в городе, взять ответственность за себя, за свое здоровье.
Цель: Оказать психологическую помощь в адаптации учащихся 10 классов в лицее.
Задачи:
Методы исследования: анкетирование, анализ данных, синтез, классификация.
Практическая значимость: Полученные результаты исследования помогут нам при планировании и разработке воспитательных мероприятий, направленных на создание комфортной среды. Комфортная среда-это обязательное условие для развития личности, раскрытия ее потенциала. В противном случае, в стрессовой ситуации, организм направлен на уровень базовой защиты, что тормозит уровень развития.
Я остро переживаю отрыв от семьи
Мне нужен внешний контроль со стороны взрослых для успешной деятельности в лицее
Моё эмоциональное состояние стабильное
Я легко принимаю требования, выдвигаемые в лицее
Я легко выполняю режим дня
Меня устраивают бытовые условия
Я скучаю по своим близким
Я успешно справляюсь с учебной программой
Я рад(а), что поступил(а) в лицей
Мне больше доставляют радости, чем огорчают люди, с которыми я живу
Я справляюсь самостоятельно с трудностями
Я нуждаюсь во взрослом друге (учителе, воспитателе, психологе…)
Таблица 1 Я остро переживаю отрыв от семьи
Исследование показало, что отрыв от семьи острее переживают девочки (на 93.7%); затрудняются ответить-тоже больше, чем мальчиков (на 4.88%), это связываем мы с большей природной эмоциональностью девочек.
Таблица 2 Мне нужен внешний контроль со стороны взрослых
Нуждаются в контроле больше мальчики (на 4.88%), чем девочки (7.32%). Однако девочки в большей степени, чем мальчики испытывают «метания», не могут выбрать нужную категорию ответа.
Таблица 3
На определение эмоционального состояния 58.54% девочек отмечают свое эмоциональное состояние как стабильное, тогда как мальчики более уравновешены (на 7.34%), чем девочки. Однако 12.2% юношей колебались в оценке своего эмоционального состояния, выбрав категорию ответа «затрудняюсь ответить», что на наш взгляд связывается с нежеланием показывать свои проблемы. Девочки показали 34.15% нестабильного эмоционального состояния, тогда как мальчики 21.95%, что меньше на 12.2%
Таблица 4 Я легко принимаю требования, выдвигаемые в лицее
Оказывается, юношам проще приспособиться к новым требованиям, о чем свидетельствуют 82.93%, что больше чем у девушек на 19.52% И снова девушки показывают «метания» в выборе категорий—на 19.52% больше, чем юноши ответили «затрудняюсь ответить»
Таблица 5 Я легко выполняю режим дня
Юношам проще соблюдать режим, о чем свидетельствуют 56.09% опрошенных. Тогда как только 46.34% девушек утвердительно отвечают на данный вопрос.
Таблица 6 Меня устраивают бытовые условия
Юноши не прихотливы в большинстве случаев (63. 41%) Девушки тоже приспосабливаются, это 43.91% Как видим, на 19.5% юноши чувствуют себя в быту комфортнее.
Таблица 7 Я успешно справляюсь с учебной программой
Субъективно юноши оценивают себя успешнее на 14.64%, чем девушки, которые так же в большей мере, чем юноши сомневаются в своих оценочных суждениях (на 12.18%)
Таблица 8 Я скучаю по своим близким
И юноши, и девушки испытывают эмоциональные привязанности к близким, о чем свидетельствуют результаты опроса 73.17% и 80.49% соответственно. Но девушки более эмоциональны, на что показывает разница в 7.32% Интересно, что юношей, которые сомневаются в испытываемых чувствах больше, чем девушек. Нам кажется, что они просто стесняются признаться в своих чувствах самим себе «мужчины не плачут».
Таблица 9 Я рад, что поступил(а) лицей
Юноши ответили утвердительно - 100%, девушки – 80, 49%, что на 9.51% меньше. И одна девушка (2.44%) сомневается в своем выборе.
Таблица 10 Мне больше доставляют радости, чем огорчают…
Одинаковый процент 80.49% показали и юноши, и девушки, это довольно высокий процент, свидетельствующий о том, что лицеистам психологически комфортно. Однако категорию «затрудняюсь ответить» выбрало 7 юношей (17.07%), тогда как среди девушек всего 9.76%
Вывод: девушки более эмоциональны, что снимает напряжение проживающих в комнате.
Таблица 11 Я справляюсь самостоятельно
Утвердительно ответило 90.15% юношей и 85.36% девушек. Как видим, юноши самостоятельнее на 4.79% (хотя допускаем, что это может быть субъективные ощущения)
Таблица 12 Я нуждаюсь во взрослом друге (учителе, воспитателе, психологе) …
Девушки нуждаются в поддержке взрослого больше, чем юноши (на 48%). Довольно высокий процент самодостаточности у юношей (68%). Стоит отметить, что не знают нужен ли им взрослый друг 17.07% респондентов.
Вывод: Исходя из полученных результатов исследования можно утверждать, что юноши адаптируются в лицее лучше, чем девушки.