МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СИБАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Утверждаю»
Заведующий МДОБУ
ЦРР – детский сад «Белочка»
____________ Мурзикова Л. П.
« ___»_______________ 2020г.
Утверждена на заседании
Программно-экспертного совета
протокол № 159 от 30 сентября 2020г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Искорка»
(возраст детей 5-7 лет, срок реализации 2 года)
Автор-составитель программы:
Такалова Фидалия Фанисовна
Музыкальный руководитель
МДОБУ «ЦРР-д/c «Белочка»
г.Сибай РБ
2020 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека.
Основная идея педагога должна заключаться в стремлении научить ребенка хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне.
Направленность образовательной программы. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения пению разные виды музыкальной деятельности тесно переплетаются между собой и связаны общей идеей развития личности учащегося, способной к творческой самореализации посредством интеграции музыки, психологии, вокального исполнительства и коллективно-творческой деятельности.
Во время обучения пению учащиеся изучают основы сольфеджио, ритмики и музыкальной литературы. Каждое занятие посвящено определённой теме и носит не только развивающий, но и познавательный характер. Дети получают знания о природе звука, классификации, его особенностях, знакомятся со свойствами музыкального звука – высотой, тембром, громкостью, длительностью, получают знания о жанрах, о настроении и характере музыкального произведения, о видах музыкального искусства, изучают музыкальную терминологию, нотную грамоту.
Актуальность программы. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Современные требования гуманизации образования, выдвинутые психологами, педагогами, предполагают большее внимание к развитию творческих способностей ребенка, его личностных качеств, отказ от излишней организованности и плановости процесса обучения. Важно не только дать знания, развить навыки и умения, но и пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и музыкального воспитания детей. Очень важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе разных видов деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).
Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства. В системе музыкального воспитания и образования трудно переоценить значение работы с детьми младшего возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным сенситивным для становления музыкальных способностей.
Педагогическая целесообразность. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Занятия в объединении «Кристаллики» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы: формирование музыкально-эстетической культуры ребенка через развитие эмоционально-выразительного исполнения песен и развитие певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- приобщение к музыкальному искусству;
- эстетическое воспитание и эмоциональное развитие ребенка посредством музыки;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;
- формирование потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- воспитание в учащихся культуры слушателя и исполнителя.
2. Обучающие:
- формирование практических умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, драматизации исполняемых произведений;
- обучение основам сценического исполнительского мастерства;
- обучение импровизации;
- формирование четкой дикции, активной артикуляции;
- формирование навыков сольного и ансамблевого пения.
3. Развивающие:
- развитие сенсорных способностей (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- развитие способности к творческому самовыражению, самореализации;
- развитие музыкального вкуса;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса.
Отличительные особенности образовательной программы. Отличительными особенностями данной программы от уже существующих программ дополнительного образования детей являются следующие:
- возможность через дополнительное образование в комплексе расширить вокальное искусство;
- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп в вокальной студии за 2 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений по методике А.Н. Стрельниковой (дыхательная гимнастика) и В.В. Емельянова (Фонопедический метод развития голоса);
- применение речевых игр и упражнений, которые развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Сибири, в частности, Иркутской области.
- песенный репертуар подбирается с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности учреждения.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Возраст детей. Программа адресована детям 5-7 лет.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения (72 часа в год).
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю и носят групповой характер. Длительность одного занятия составляет 25-30 минут в зависимости от года обучения. При разработке данной программы учитывались особенности физического и психического развития детей различных возрастов.
Виды занятий:
- занятие-знакомство – где педагог знакомит детей с новым понятием через беседу, слушание, пение, чтение литературных произведений;
- занятие-закрепление – где педагог закрепляет ранее пройденный материал через пение, музыкально-дидактические игры;
- занятие-эксперимент – где дети проводят с педагогом эксперименты, ставят опыты со звуком;
- занятие-слушание – где педагог знакомит детей с материалом через беседу, слушание литературных произведений, слушание музыкальных произведений, а дети выражают себя через художественное творчество;
- занятие-творчество – где дети выражают себя через самостоятельное исполнение песен, сочинительство, импровизацию на детских музыкальных инструментах, художественное творчество;
- игротека – где дети самостоятельно исполняют песни, придумывая к ним пластические импровизации, педагог проводит несколько музыкально-дидактических игр на закрепление пройденного материала, а также организует просмотр мультфильмов и музыкальных телепередач.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Планируемые результаты программы
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. В работу вокального кружка включены и логоритмические упражнения: - логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, - пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, - упражнения под музыку на развитие общей моторики, - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве, - коммуникативные игры.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни объединения;
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса.
Планируемые результаты 1 года обучения (творческий уровень).
Предметные:
• знание элементарных вокальных терминов и понятий;
• правильная постановка корпуса при пении;
• певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
• правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков;
• пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе.
Личностные:
• формирование первоначального опыта достижения творческого результата;
• освоение социальных норм, правил поведения в различных социальных группах;
• формирование навыка хорового пения.
Метапредметные:
• развитие начальных навыков анализа и переработки значимой для деятельности информации;
• развитие первоначальных практических вокальных навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области;
• формирование навыка самостоятельного целеполагания;
• развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом.
Планируемые результаты 2 года обучения (репродуктивный уровень):
Предметные:
• уверенное знание элементарных вокальных терминов и понятий в соответствии с содержанием программы;
• слуховое осознание чистой интонации;
• пение простых вокальных упражнений;
• первичные навыки анализа вокальных произведений и эмоционально-выразительного исполнительства.
Личностные:
• формирование устойчивого интереса к певческой деятельности и первоначального опыта достижения творческого результата;
• формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации;
• формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку;
• освоение социальных норм, правил поведения в группах взрослых и ровесников.
Метапредметные:
• развитие умений самостоятельно действовать, демонстрировать и воспроизводить материал;
• выбирать способ решения, видеть и формулировать проблему творческого поиска (исследования), составить план ее решения;
• выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы;
• соединять форму и замысел исследования, формировать результаты в законченный творческий продукт (модель, проект, альбом-книгу, художественное произведение, песню и т.д.).
К концу первого года обучения учащиеся будут уметь:
- исполнять произведения различного содержания и характера, в том числе связанные с родным краем, выделять наиболее любимые;
- петь выразительно, с чувством передавая смену характера песни, наиболее яркие интонации, связанные с развитием и взаимодействием музыкальных образов;
- при исполнении песен чувствовать и передавать средства музыкальной выразительности;
- владеть певческими певческие умениями, предусмотренными первым годом обучения, качественно их выполнять, понимать способы их исполнения;
- оценивать свое пение и пение других детей.
К концу второго года обучения учащиеся будут уметь:
- выразительно, творчески передавать в песнях яркость или приглушенность характера;
- понимать значимость разнообразных выразительных средств и использовать их в пении;
- исполнять самостоятельно разученные песни;
- давать правильную оценку своему исполнению, а также пению других детей;
- рассуждать об исполняемой им песне, свои музыкальные впечатления передавать в рисунке;
- импровизировать различные песенные интонации, связанные с игровым образом;
- самостоятельно импровизировать мелодии на заданный поэтический текст.
Формы подведения итогов реализации программы. Способы определения результативности и виды контроля
С целью отслеживания успешности овладения учащимися содержанием программы предусмотрен комплекс диагностических методов, изложенных в Приложении 1 к данной программе. Используемые виды контроля: входной, промежуточный, итоговый. В конце второго года проводится итоговая аттестация в виде отчетного концерта.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный план 1-го года обучения
№ | Тема | Всего часов | Практические занятия |
1 | Раздел 1. Введение в вокал 1.Вводное занятие 2.Исполнитель. Слушатель. Зритель | 1 2 | 1 2 |
2 | Раздел 2.Осенняя фантазия 1.Времена года. Осень 2.Осенняя пора | 4 4 | 4 4 |
3 | Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | Раздел 4. Новый год приходит к нам | 4 4 | 4 4 |
5 | Раздел 5. Теоретико-практическая работа | 1 2 2 | 1 2 2 |
6 | Раздел 6. Защитникам Отечества | 3 4 | 3 4 |
7 | Раздел 7. 8 марта - женский день | 3 4 | 3 4 |
8 | Раздел 8. Вокально-хоровая работа | 3 2 2 2 1 2 2 | 3 2 2 2 1 2 2 |
9 | Раздел 9. Вот и лето настает | 3 3 | 3 3 |
10 | Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность | 2 2 | 2 2 |
ИТОГО | 72 | 72 |
Учебный план 2-го года обучения
№ | Тема | Всего часов | Практические занятия |
1 | Раздел 1. Введение в вокал 1.Вводное занятие 2.Исполнитель. Слушатель. Зритель | 1 2 | 1 2 |
2 | Раздел 2. Осенний натюрморт | 4 4 | 4 4 |
3 | Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | Раздел 4. Новогодний фейерверк | 4 4 | 4 4 |
5 | Раздел 5. Теоретико-практическая работа | 1 1 1 2 | 1 1 1 2 |
6 | Раздел 6. Защитники Отечества | 3 4 | 3 4 |
7 | Раздел 7. 8 марта – женский день! | 3 4 | 3 4 |
8 | Раздел 8. Вокально-хоровая работа | 2 2 2 2 1 2 2 | 2 2 2 2 1 2 2 |
9 | Раздел 9. Лето красное, лето жаркое. | 3 3 | 3 3 |
10 | Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность | 2 2 | 2 2 |
ИТОГО | 72 | 72 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел 1. Введение в вокал.
Тема 1. Вводное занятие.
Основные вопросы: техника безопасности, правила поведения на занятии.
Воспитанники получат знания: как правильно вести себя на музыкальных занятиях.
Воспитанники научатся: быть аккуратными, исполнительными, уважительно относится друг к другу и к взрослым.
Тема 2. Исполнитель. Слушатель. Зритель.
Основные вопросы: роль артиста и зрителя в исполнении песни.
Воспитанники получат знания: о роли слушателя, зрителя и исполнителя через прослушивание и просмотр музыкальных произведений.
Воспитанники научатся: петь песни с инсценировкой.
Раздел 2. Осенняя фантазия.
Тема 1. Времена года. Осень
Основные вопросы: времена года в творчестве детских композиторов.
Воспитанники получат знания: обогащать музыкальные впечатления, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
Воспитанники научатся: формировать представление об осени через восприятие музыкальных и художественных образов
Тема 2. Осенняя пора.
Основные вопросы: песни «осенней» тематики
Воспитанники получат знания: эмоционально слушать и исполнять музыку
Воспитанники научатся: общаться через песни
Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Музыка как вид искусства.
Основные вопросы: классическая и современная музыка.
Воспитанники получат знания: о видах классических искусств и их отличие друг от друга.
Воспитанники научатся: закреплять пройденный материал через игру «Музыкальное лото»
Тема 2. Звуки.
Основные вопросы: что такое «звук»
Воспитанники получат знания: о понятии «высота звука», классификации звуков.
Воспитанники научатся: определение высоту звука на слух
Тема 3. Мелодия.
Основные вопросы: что такое «мелодия»
Воспитанники получат знания: о понятии «мелодия», «мелодическая линия».
Воспитанники научатся: определять в песнях фразы, запева и припева.
Тема 4. Лад.
Основные вопросы: что такое «лад»
Воспитанники получат знания: о понятии «лад», «мажор», «минор»
Воспитанники научатся: определять на слух мажорные и минорные мелодии.
Тема 5. Темп.
Основные вопросы: что такое «темп»
Воспитанники получат знания: о понятии «темп», виды темпа
Воспитанники научатся: исполнять песни разных темпов.
Тема 6. Тембр
Основные вопросы: что такое «тембр»
Воспитанники получат знания: о понятии «тембр», виды голосов
Воспитанники научатся: определять тембры, тренировать голос.
Тема 7. Метр.
Основные вопросы: что такое «метр»
Воспитанники получат знания: о понятии «метр», отличие метра от ритма
Воспитанники научатся: определять метрический рисунок произведений
Тема 8. Ритм.
Основные вопросы: что такое «ритм»
Воспитанники получат знания: о понятии «ритм», «ритмический рисунок».
Воспитанники научатся: прохлопывать ритмический рисунок, проигрывать на детских музыкальных инструментах ритмический рисунок, ритмично проговаривать стихотворения.
Тема 9. Мажор.
Основные вопросы: что такое «мажор»
Воспитанники получат знания: о понятии мажорный лад в песне, его влиянии на настроение и характер песни
Воспитанники научатся: определять лад через прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
Тема 10. Минор.
Основные вопросы: что такое «минор»
Воспитанники получат знания: о понятии минорный лад в песне, его влияние на настроение и характер песни
Воспитанники научатся: определять лад через прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
Раздел 4. Новый год приходит к нам.
Тема 1. Времена года: зима
Основные вопросы: время года - зима
Воспитанники получат знания: о зиме через слушание музыки, о упражнениях на развитие голоса
Воспитанники научатся: определять время года через музыкальную викторину «Песни о зиме»
Тема 2. Здравствуй, Новый год!
Основные вопросы: что такое «Новый год»
Воспитанники получат знания: формировать уважительное отношение к праздничным традициям
Воспитанники научатся: создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника через новогодние песни
Раздел 5. Теоретико-практическая работа.
Тема 1. Характер музыки.
Основные вопросы: характер и настроение в музыке
Воспитанники получат знания: о характере и настроении в музыке
Воспитанники научатся: определять и передавать характер музыки посредством прослушивания и исполнения разнохарактерных музыкальных произведений.
Тема 2. Высота звука.
Основные вопросы: что такое «высота звука»
Воспитанники получат знания: о понятии высокие и низкие звуки
Воспитанники научатся: слушать звуки разных регистров, пение звуков разной высоты в пределах диапазона. Игры: «Высокие и низкие звуки», «Колокольчики» - на закрепление пройденного материала.
Тема 3. Основы сольного пения.
Основные вопросы: что такое «сольное пение»
Воспитанники получат знания: о понятии «сольное творчество»
Воспитанники научатся: петь «в резонатор», чисто интонировать
Раздел 6. Защитникам Отечества.
Тема 1. День защитника Отечества.
Основные вопросы: 23 февраля
Воспитанники получат знания: об истории праздника
Воспитанники научатся: познакомятся с тематическими песнями.
Тема 2. Песни о защитниках Отечества для детей.
Основные вопросы: песни о войне
Воспитанники получат знания: познакомятся с репертуаром
Воспитанники научатся: исполнять песни военной тематики
Раздел 7. 8 марта – женский день!
Тема 1. Мамин день.
Основные вопросы: 8 марта
Воспитанники получат знания: о весне, о международном женском дне
Воспитанники научатся: петь упражнения на развитие голоса, исполнять песни о маме.
Тема 2. Детские песни о мамах и для мам.
Основные вопросы: песни о мамах
Воспитанники получат знания: о весне, о международном женском дне
Воспитанники научатся: подбирать и исполнять тематические песни
Раздел 8. Вокально-хоровая работа.
Тема 1. Прослушивание голосов. Диагностика.
Основные вопросы: диагностика голосов
Воспитанники получат знания: о видах певческих голосов, разнообразии темпов
Воспитанники научатся: чисто интонировать
Тема 2. Голосовой аппарат.
Основные вопросы: голосовой аппарат
Воспитанники получат знания: о строении голосового аппарата
Воспитанники научатся: издавать четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Тема 3. Дыхание.
Основные вопросы: понятие «дыхание»
Воспитанники получат знания: о малом дыхании, о качестве пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени.
Воспитанники научатся: тренировать певческое дыхание
Тема 4. Дикция.
Основные вопросы: понятие «дикция»
Воспитанники получат знания: взаимосвязи речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное
Воспитанники научатся: воспринимать искусство через интонацию
Тема 5. Артикуляция.
Основные вопросы: понятие «артикуляция»
Воспитанники получат знания: об артикуляции, что она необходима для произнесения известного звука речи
Воспитанники научатся: выполнять артикуляционную гимнастику, упражнения на дикцию и артикуляцию по методике И.О. Исаевой.
Тема 6. Тренировка музыкального слуха.
Основные вопросы: понятие «музыкальный слух»
Воспитанники получат знания: об особенностях музыкального слуха
Воспитанники научатся: тренировать слух, интонировать
Тема 7. Унисон.
Основные вопросы: понятие «унисон»
Воспитанники получат знания: об особенностях унисона
Воспитанники научатся: петь в унисон
Раздел 9. Вот и лето настаёт.
Тема 1. Времена года: лето.
Основные вопросы: время года - лето
Воспитанники получат знания: о лете через слушание тематических песен
Воспитанники научатся: подбирать и исполнять тематические песни
Тема 2. Вот оно какое, наше лето!
Основные вопросы: время года - лето
Воспитанники получат знания: о творчестве детских композиторов
Воспитанники научатся: подбирать и исполнять тематические песни
Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Основные вопросы: уроки для родителей
Воспитанники получат знания: о подготовках к мероприятиям, о репетициях
Воспитанники научатся: выступать на концертах
Тема 2. Праздники, конкурсы, мероприятия.
Основные вопросы: праздники, конкурсы, мероприятия
Воспитанники получат знания: о праздниках, о психологическом тренинге
Воспитанники научатся: готовиться к мероприятиям
Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1. Введение в вокал.
Тема 1. Вводное занятие.
Основные вопросы: техника безопасности, правила поведения на занятии.
Воспитанники получат знания: как правильно вести себя на музыкальных занятиях.
Воспитанники научатся: быть аккуратными, исполнительными, уважительно относится друг к другу и к взрослым.
Тема 2. Исполнитель. Слушатель. Зритель.
Основные вопросы: роль артиста и зрителя в исполнении песни.
Воспитанники получат знания: о роли слушателя, зрителя и исполнителя через прослушивание и просмотр музыкальных произведений.
Воспитанники научатся: петь песни с инсценировкой.
Раздел 2. Осенний натюрморт.
Тема 1. Времена года. Осень
Основные вопросы: времена года в творчестве детских композиторов.
Воспитанники получат знания: обогащать музыкальные впечатления, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
Воспитанники научатся: формировать представление об осени через восприятие музыкальных и художественных образов
Тема 2. Пение и инсценировка песен.
Основные вопросы: пение и инсценировка песен
Воспитанники получат знания: об осени, песнях «осенней» тематики.
Воспитанники научатся: формировать представление об осени через восприятие музыкальных и художественных образов
Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Поступенное движение.
Основные вопросы: понятие «поступенное движение»
Воспитанники получат знания: о мелодии, о поступенном движении мелодии вверх и вниз
Воспитанники научатся: тренировать вокальные навыки, импровизировать мелодии посредством игры на музыкальных инструментах или а-капелла.
Тема 2. Полифония.
Основные вопросы: понятие «полифония»
Воспитанники получат знания: о главной и побочной партии: понятии, особенностях
Воспитанники научатся: выстраивать мелодическую линию, главные и побочные темы
Тема 3. Звукоряд.
Основные вопросы: понятие «звукоряд»
Воспитанники получат знания: о ступенях звукоряда, о звукоряде на детских музыкальных инструментах: металлофон, ксилофон
Воспитанники научатся: петь звукоряд, петь в различных тональностях, играть звукоряд на музыкальных инструментах.
Тема 4. Длительности.
Основные вопросы: понятие «длительности»
Воспитанники получат знания: о видах длительностей (короткие и длинные звуки)
Воспитанники научатся: слышать звуки разной длительности, петь упражнения. Игры: «Ритмическое эхо», «Повторяйка», «Укрась тарелку орнаментом».
Тема 5. Интервалы.
Основные вопросы: понятие «интервал»
Воспитанники получат знания: о интервалах: приме, секунде, терции, кварте, квинте, сексте, септиме, октаве
Воспитанники научатся: определять на слух интервалы, петь интервалы.
Тема 6. Музыкальные жанры.
Основные вопросы: «Три кита» музыки
Воспитанники получат знания: об основных жанрах: песня, танец, марш.
Воспитанники научатся: определять жанр музыки через игры «Что звучит?», «Кому играть?», исполнять песни в различных жанрах.
Тема 7. Классическая музыка.
Основные вопросы: понятие «классическая музыка»
Воспитанники получат знания: о жанровых особенностях классической музыки, познакомятся с оперой и опереттой.
Воспитанники научатся: исполнять классические вокальные произведения.
Тема 8. Джаз.
Основные вопросы: понятие «джаз»
Воспитанники получат знания: о жанровой особенности джазовой музыки
Воспитанники научатся: исполнять джазовую музыку.
Тема 9. Музыка народов мира.
Основные вопросы: музыка народов мира
Воспитанники получат знания: о жанровой особенности народной музыки России, стран Европы и США
Воспитанники научатся: познакомятся с вокальным творчеством народов мира.
Раздел 4. Новогодний фейерверк.
Тема 1. Времена года: зима
Основные вопросы: время года - зима
Воспитанники получат знания: о зиме через слушание музыки, о упражнениях на развитие голоса
Воспитанники научатся: определять время года через музыкальную викторину «Песни о зиме»
Тема 2. Здравствуй, Новый год!
Основные вопросы: что такое «Новый год»
Воспитанники получат знания: формировать уважительное отношение к праздничным традициям
Воспитанники научатся: создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника через новогодние песни
Раздел 5. Теоретико-практическая работа.
Тема 1. Динамические оттенки.
Основные вопросы: понятие «динамические оттенки»
Воспитанники получат знания: о динамических оттенках: форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо и т.д.
Воспитанники научатся: петь вокальные упражнения в разных динамических оттенках
Тема 2. Сценическое движение.
Основные вопросы: понятие «сцена»
Воспитанники получат знания: о «репетиции вдохновения»: необходимости, сути и назначении.
Воспитанники научатся: владеть собой, устранить волнения на сцене
Тема 3. Работа с микрофоном.
Основные вопросы: понятие «микрофон»
Воспитанники получат знания: правила вокальных упражнений, точного интонирования
Воспитанники научатся: услышать себя изнутри и снаружи, анализировать свое пение: выявлять ошибки и их исправление, формирование сценического образа.
Тема 4. Работа с фонограммой «-».
Основные вопросы: понятие «фонограмма «минус»
Воспитанники получат знания: о методах работы с ней
Воспитанники научатся: работать с фонограммой «-».
Раздел 6. Защитникам Отечества.
Тема 1. День защитника Отечества.
Основные вопросы: 23 февраля
Воспитанники получат знания: об истории праздника
Воспитанники научатся: познакомятся с тематическими песнями.
Тема 2. Песни о защитниках Отечества для детей.
Основные вопросы: песни о войне
Воспитанники получат знания: познакомятся с репертуаром
Воспитанники научатся: исполнять песни военной тематики
Раздел 7. 8 марта – женский день!
Тема 1. Мамин день.
Основные вопросы: 8 марта
Воспитанники получат знания: о весне, о международном женском дне
Воспитанники научатся: петь упражнения на развитие голоса, исполнять песни о маме.
Тема 2. Детские песни о мамах и для мам.
Основные вопросы: песни о мамах
Воспитанники получат знания: о весне, о международном женском дне
Воспитанники научатся: подбирать и исполнять тематические песни
Раздел 8. Вокально-хоровая работа.
Тема 1. Певческая установка.
Основные вопросы: понятие «фонограмма «минус»
Воспитанники получат знания: о певческой установке и пластических движениях: правила и соотношение.
Воспитанники научатся: петь с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя», максимально сохранить певческую установку при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотносить пение с мимикой лица и пантомимой.
Тема 2. Дирижерские жесты.
Основные вопросы: понятие «дирижер»
Воспитанники получат знания: о дирижировании, пластическом интонировании.
Воспитанники научатся: петь в ансамбле с дирижированием.
Тема 3. Звуковедение.
Основные вопросы: понятие «звуковедение»
Воспитанники получат знания: от тембре и динамике своего голоса
Воспитанники научатся: регулировать образ своего голоса, правильно выполнять распевки.
Тема 4. Тренировка ансамблевого исполнения.
Основные вопросы: понятие «ансамбль»
Воспитанники получат знания: о многоголосном пении
Воспитанники научатся: анализировать свое пение, выявлять ошибки и их исправлять, формировать сценический образ.
Тема 5. Канон.
Основные вопросы: понятие «канон»
Воспитанники получат знания: о видах канона, о значении канонов для тренировки ансамблевого звучания
Воспитанники научатся: петь каноны.
Тема 6. Исполнение канона (ансамблем).
Основные вопросы: понятие «канон»
Воспитанники получат знания: о видах канона, о значении канонов для тренировки ансамблевого звучания
Воспитанники научатся: петь каноны.
Тема 7. Игровая деятельность, театрализация.
Основные вопросы: понятие «театрализация»
Воспитанники получат знания: о театрализованных постановках
Воспитанники научатся: создавать игровые и театрализованные моменты для создания образа песни.
Раздел 9. Лето красное, лето жаркое.
Тема 1. Времена года: лето.
Основные вопросы: время года - лето
Воспитанники получат знания: о лете через слушание тематических песен
Воспитанники научатся: подбирать и исполнять тематические песни
Тема 2. Вот оно какое, наше лето!
Основные вопросы: время года - лето
Воспитанники получат знания: о творчестве детских композиторов
Воспитанники научатся: подбирать и исполнять тематические песни
Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Основные вопросы: уроки для родителей
Воспитанники получат знания: о подготовках к мероприятиям, о репетициях
Воспитанники научатся: выступать на концертах
Тема 2. Праздники, конкурсы, мероприятия.
Основные вопросы: праздники, конкурсы, мероприятия
Воспитанники получат знания: о праздниках, о психологическом тренинге
Воспитанники научатся: готовиться к мероприятиям
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для достижения цели и задач программы в процессе обучения применяются следующие методы:
Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые разнообразные приемы. К основным можно отнести:
10) прием «тактирование», при котором происходит работа с ритмическими особенностями песен; дирижёрские жесты – помогают детям контролировать себя, соблюдать темп и ритм мелодии.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
1 год обучения
1. Вводное занятие
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа
2.Осенняя фантазия
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа, опрос
3.Музыкально-теоретическая подготовка
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, устное тестирование
4. Новый год приходит к нам
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, беседа
5. Теоретико-практическая работа
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, тестирование
6.Защитникам Отечества
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, практическая работа
7. 8 марта – женский день!
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
8. Вокально-хоровая работа
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Устный опрос
9. Вот и лето настаёт
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
10. Концертно-исполнительская деятельность
- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
2 год обучения
1. Вводное занятие
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа
2. Осенний натюрморт
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа, опрос
3. Музыкально-теоретическая подготовка
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, устное тестирование
4. Новогодний фейерверк
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Устный опрос, беседа
5. Теоретико-практическая работа
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, тестирование
6. 23 февраля – это праздник всех мужчин
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа, устный опрос
7. Праздник 8 марта
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа, устный опрос
8. Вокально-хоровая работа
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
9. Лето красное, лето жаркое
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.); обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
10. Концертно-исполнительская деятельность
- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2017 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
8. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
2.Основной список
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методика индивидуальной диагностики уровня
знаний, умений и навыков обучающихся
Входная, промежуточная, итоговая диагностика – 1 год обучения.
Тестовые задания.
1. Игра «Ритмическое эхо». Задание позволяет определить, насколько развито у ребенка чувство ритма. Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его повторить.
3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - отсутствие ритма
2. Игра «Как тебя зовут?». Необходимо пропеть своё имя на заданную музыкальную тему. Упражнение позволяет определить, насколько развит у ребенка музыкальный слух:
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни. Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке. Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Входная, промежуточная, итоговая диагностика - 2 год обучения.
Тестовые задания.
1. Игра «Ритмическая угадай-ка». Педагог задает начальный ритм знакомой песни, ребенок должен его повторить и постараться узнать песню. Задание позволяет определить, насколько развито у ребенка чувство ритма:
3 балла – точное повторение и узнавание песни
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - не воспроизведение ритма
2. Игра «В лесу». Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stacatto, Legato
2 балла – повторение мелодии с ошибками
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни. Задание позволяет определить каков уровень развития музыкальной памяти, чистоты интонации, артистичности исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке. Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы.