Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Страна сенсорика"

формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у воспитанников раннего возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект

«Страна Сенсорика»

для детей раннего возраста

Содержание

Наименование

Страница

1

Актуальность проекта

3

1.1

Цель и задачи проекта

4

1.2

Планируемые результаты проекта

7

2

Содержание проекта

8

3

Список литературы

14

Актуальность проекта

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к школьному обучению тоже в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Таким образом, сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.

Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Решение данной проблемы формирует цель данного проекта: формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у воспитанников раннего возраста.

В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:

Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Сроки реализации: долгосрочный: октябрь 2016г. – май 2017г.

Тип проекта: познавательно - игровой.

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители, воспитатели группы.

По количеству участников: коллективный.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы: дидактические игры, компьютер, книги, иллюстрационный материал, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, музыкально-художественная.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные

Наглядные

Практические

Основные принципы реализации проекта:

Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей.

Предполагаемый результат:

2. Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный.

На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:

2. Основной.

На данном этапе проводилась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:

3. Заключительный. Оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.

Перспективный план работы с детьми

Дата

Тема занятия

Сентябрь

1 неделя

Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия

Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».

2 неделя

Логическая игра «Лягушка»

Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Геометрия для самых маленьких»

3 неделя

Складывание  матрёшки

Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций

4 неделя

Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Раскрашивание «Яблоко»

Октябрь

1 неделя

Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы

Лепка «Кит»

2 неделя

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Раскрашивание «Ласковое солнышко»

3 неделя

Нанизывание колец, убывающих по величине

Лепка «Листочек»

4 неделя

Складывание матрёшки

Рисование»Разноцветные мячи»

Ноябрь

1 неделя

Раскладывание  однородных предметов разной величины на две группы

Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».

2 неделя

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах

Нанизывание разных по форме бус

3 неделя

Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

Сюжетно – ролевые игра «Гости»

4 неделя

Размещение более близких по форме  вкладышей в соответствующие отверстия

«Собери пирамидку»

Декабрь

1 неделя

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы

Лепка «Нанижи бусы на ниточку», «Ягодка для Анечки», « Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи».

2 неделя

Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов

Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С.Я. Маршак «Сборник произведений», Г.Скребицкий «Белка»

3 неделя

Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом

Занятие по изодеятельности «Воздушные шары», «Листья желтые летят», «Ёлочка – зеленая иголочка», «Полосатые варежки»

4 неделя

Солнечный круг

Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Волшебный сундучок», «Один - много», «Подбери по размеру»

Январь

1 неделя

Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных

Продуктивная деятельность-аппликация «Овощи на тарелке».

2 неделя

Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях

Аппликация «Составь фигуру», «Домик для зайчика» и др.

3 неделя

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх

Экспериментирования деятельность: «Оттиски»

4 неделя

Сделаем кукле бусы

Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».

Февраль

1 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Геометрия для самых маленьких»

2 неделя

Выкладывание из мозаики на тему « Домик и флажки»

Чтение математических сказок - рассказов.

3 неделя

Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»

Театрализованные представления «Теремок», «Колобок».

4 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»

Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.

Март

1 неделя

Помоги куклам найти свои игрушки

Сюжетно – ролевые игры «Накрываем на стол», «Отвезем ребят в театр», «Полечим куклу Аню», «Дочки - матери».

2 неделя

Нанизывание больших и маленьких бус

3 неделя

Ёжики

«Величина, цвет, форма. Карточки для детей 1-3 лет».

4 неделя

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Волшебный сундучок», «Один - много», «Подбери по размеру».

Апрель

1 неделя

Рисование красками на тему «Листочки деревьев»

Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать».

2 неделя

Рисование красками на тему «Апельсин»

Настольный театр «Три медведя»

3 неделя

Нанизывание  бус  разной формы

Прослушивание и заучивание «Часики», «Мышки», «Тучка».

4 неделя

Нанизывание бус разного цвета

Дидактическая игры «Волшебный зонтик», «Собери картинку», «Подбери пару», «Чего не стало?», «Геометрическая полянка», «Закрути ленточку».

Май

Развлечение «шарики воздушные – очень непослушные

Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.

Вывод:

Проект поспособствовал формированию и развитию сенсорно – математических представлений, уточнению и закреплению представлений о геометрических формах, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!

Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Список литературы:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;

 2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. – М.: «Цветной мир», 2012.

5. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.

6. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

7. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.

8. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

9. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»,2012.

10. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области