Экологическая игра: Брейн-ринг: «Экологическое лукошко».
Цель: формирование социально-коммуникативных качеств детей путем коллективного решения общих задач, проблемных ситуаций.
Развитие логического мышления, фантазии, воображения у старших дошкольников.
Расширение кругозора и создание положительного эмоционального настроя в межличностном общении детей группы.
Задачи: обобщить и проверить знания детей о растительном и животном мире природы, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни растений, животных весной, продолжать развивать умение самостоятельно, логически кратко, точно выражать свои мысли, воспитывать, бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Правила игры: Группу разделить на 2 команды, им предлагают отвечать на одни и те же вопросы. На обдумывание каждого вопроса - 1 минута. За правильный ответ - 1 очко. За задание, выполненное всей командой, - 3 очка.
Оборудование: 2 телефона, магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, конверты с иллюстрациями перелетных и зимующих птиц, конверты с иллюстрациями комнатных и лекарственных растений, черный ящик, алоэ, медали для награждения.
Ход игры:
Наша сегодня игра: «Брейн-ринг»- о природе.
- Наша Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что ещё хуже, наносят ей неповторимый вред!
- Ребята, я надеюсь, что вы покажете свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для, того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.
Начинаем игру: «Брейн -ринг». Правила игры: у нас 2 команды — за зеленым столом команда «Поляночка», за желтым столом команда «Солнышко».
Начнем игру с разминки команд.
Задание 1. Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный ...!» (Помидор)
2. Солнце светит, дождик льется
Луч сияет золотой
Через речку брошен мостик
Семицветный расписной. (Радуга)
3. Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает … (Иней)
4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
5. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .
6. Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
(ключевое слово получается – ПРИРОДА) Каждую букву дети прикрепляют с помощью магнитов на доску.)
Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА.
Ведущий: Вопросы I тура игры.
1.Почему в зимнее время растения нужно поливать реже? (Они отдыхают.))
2. Что нужно сделать с надломленной веткой? (Обрезать секатором, сообщить воспитателю, поставить в группу)
3. Как поступить, если птенец выпал из гнезда? (Позвать взрослого, понаблюдать, чтобы никто не мог потревожить его)
4. Почему растения лучше поливать из лейки, а не из ведра? (Поливая из ведра можно повредить их корни, сломать его струей воды.)
5. Почему нельзя обрывать почки с деревьев? (Там спят листочки, не будет листьев на ветке.)
6. Почему нужно хорошо подумать, прежде чем завести животное или птиц. (Животное или птица в уголке природы беспомощны. Они не могут добыть корм, построить гнездо, человек должен хорошо знать, что хорошо, что плохо для животного или птицы.)
7. Зачем нужно рыхлить землю? (Чтобы воздух проходил к корням.)
8. Что такое «Красная книга»? (Предупреждение, что описанные в ней виды растений и животных требуют постоянной охраны.);
9.Сколько ног у паука? (восемь)
10.Какая птица лечит деревья? (дятел)
11.У какого дерева белый ствол? (у березы)
12.У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями I тура. Мы начинаем тур II.
Следующее задание «Отберите зимующих и перелетных птиц».
Команда: «Поляночка» отбирает перелетных птиц, а команда: «Солнышко» -зимующих.
По предложенным картинкам назвать лекарственные растения
Дети: Лекарственные растения - ромашка, ноготки, подорожник, чабрец, мята, ландыш.
-Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)
- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)
- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)
- Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)
- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)
- Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)
- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)
- Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)
Игра эстафета.
Игра «Собери мусор».
(Ведущий ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор) В красный ящик собирают — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор).
(Делают выводы)
В: В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте друзья учится у природы.
В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор?
В: В нашем селе по улицам ездит специальная машина: «мусоровоз», она собирает мусор.
Ведущий: Следующий конкурс «Черный ящик». У меня в руках черный ящик, в котором спрятано комнатное растение. Сейчас я вам опишу его словесно. Задание командам: отгадать, какое комнатное растение спрятано в ящике.
Ведущий: Стебель у этого комнатного растения прямой, листья сочные, толстые и продолговатые с зазубринами по краям, поверхность листа гладкая.
Уход – редкий полив, обтирать листочки от пыли, рыхлить землю.
Ответ: Алоэ
Ведущий: IV тур нашей игры - «Угадай на вкус»
Задание командам: С закрытыми глазами определить на вкус и назвать фрукт или овощ, попробовав кусочек.
На тарелке приготовлены кусочки яблока, груши, банана, вареного картофеля, лука репчатого, моркови, огурца, апельсина. Участник каждой команды берет с закрытыми глазами кусочек, съедает его и дает ответ.
Ведущий: Следующий тур игры 5 называется «Народные приметы»
Ведущий: Я буду читать каждой команде по очереди приметы, пословицы, поговорки о весне, а вы должны их продолжить.
Каждый правильный ответ - 1 очко.
Приметы:
Длинная сосулька - к … (долгой весне).
Май холодный - хлеб … (хлебородный).
Апрель с водою - май … (с травою).
Весна красна цветами, а осень … (пирогами).
Жюри подводит итоги. Награждение победителей медалями: «Знатоки природы».