Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53 «Ёлочка»
ПРОЕКТ
«ПОДВОДНЫЙ МИР»
Воспитатель: Хлопчур Л.С.
Тамбов
Актуальность:
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры личности ребенка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Изучать обитателей рек, морей и океанов можно в процессе проектно-исследовательской деятельности, ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Вокруг нас прекрасный и загадочный мир. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях водных просторов.
Сроки выполнения проекта: январь – декабрь 2017 г.
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Подводный мир».
Участники проекта: воспитанники группы № 4 , воспитатели группы и педагоги детского сада, родители (законные представители) воспитанников.
Задачи:
Методы исследования:
1) наглядные: показ иллюстраций и слайдов;
2) словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции;
3) исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
4) игровые: игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые.
Ожидаемые результаты проекта:
- владеть понятиями «пресноводные и морские обитатели»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, способах маскировки;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- уметь составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Материалы и оборудование:
- справочная и художественная литература;
- наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды);
- таблички-указатели с названиями пресноводных и морских обитателей;
- материал для творческой деятельности.
План реализации проекта.
1 этап - Подготовительный (январь-февраль)
1. Проведение бесед, различных видов игровой деятельности с целью уточнения имеющихся представлений детей о заявленной тематике.
2. Сбор литературы о пресноводных и морских обитателей: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
3. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».
4. Посещение океанариума (виртуальная экскурсия) с целью развития познавательной активности детей.
2 этап – Реализация проекта (март-ноябрь)
1. Организация совместной работы детей, родителей и педагогов.
2. Оформление альбома о пресноводных и морских обитателях.
З. Беседы с детьми.
4. Просмотр презентаций, видеоматериалов.
5. Рассматривание репродукций картин.
6. Просмотр мультфильмов.
7. Сбор экспонатов для создания мини-музея к проекту.
3 этап – Заключительный этап (ноябрь-декабрь)
1. Викторина «Чудеса подводного мира».
2. Выставка детских рисунков.
3. Открытие мини-музея.
4. Презентация проекта.
5. Подведение итогов реализации проекта.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Январь | Цель: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях. Цель: формирование основ музыкальной культуры детей | Консультация на тему «Экологическое образование в ДОУ – что это такое» | Консультация для педагогов на тему «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» |
Февраль | Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. | Консультация на тему «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира» | |
Март | Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим. Цель: вызвать интерес к обитателям водного мира, закрепить представления о строении рыб. Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний | Памятка для родителей «Игры экологического содержания» | |
Апрель | Цель: обобщить и расширить знания о рыбах. Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Цель: развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе | Предложить родителям посетить вместе с детьми Океанариум | Презентация «Тайны подводного мира» |
Май | прибрежной зоны». Цель: расширять знания о растениях, их названии, условиях жизни и роли человека. Цель: учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли; развивать сюжет игры на основе полученных знаний. Цель: закрепить представление о строении рыб и их предназначении. Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях. | Оформление альбома «Пресноводные и морские обитатели, растения водоемов» | |
Июнь | Цель: расширять знания детей о воде солёной и пресной, её свойствах, о том, где живёт вода. Цель: обучение детей созданию образа дельфина аппликативным способом при помощи трафарета. Цель: создание образа моря различными нетрадиционными техниками, экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами | Консультация на тему «Безопасное поведение на воде» | |
Июль | «Рыбалка» (перенос мешочков с песком двумя палочками), «Пингвины» (с мячом), «По кочкам» (с двумя дощечками). Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки, Развивать ловкость, быстроту реакции. Цель:пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях; развивать творчество детей, познакомить с нетрадиционными методами рисования. Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи, научить внимательно рассматривать картину. | Попросить родителей принести экспонаты для создания мини-музея к проекту | |
Август | Цель: формирование у детей представления о рыбах, воспитывать хорошее отношения к богатствам природы. Цель: сформировать умения передавать характерные особенности морской звезды, используя нетрадиционную технику использования работы - пластилинографию. Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения. | Составление творческих рассказов или сказок с рисунками о морских обитателях | |
Сентябрь | Цель: обобщение знаний детей об окружающем мире. Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности, формировать представление детей о свойстве воды – возможности её окрашивания. Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания. Цель: формирование знаний у детей о пользе и вреде морских обитателей | Фотографии «Как мы отдыхали на море». | Презентации на тему «Необыкновен-ные рыбы». |
Октябрь | Цель: ознакомление и изготовление нового вида поделки в технике « Работа с нитками». Цель: закрепить умение находить животное по его характерным признакам. | Консультация на тему «Для чего нужен аквариум дома» | |
Ноябрь | Цель: развитие логики, мышления и зрительной памяти. Цель: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. | Оформление мини-музея | |
Декабрь | Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности. Цель: расширение словарного запаса, развитие связной речи, зрительного восприятия, внимания, памяти. Цель:закреплять знание детей о подводном мире, прививать интерес детей к окружающему миру | Круглый стол «Воспитание доброты к природе» | Презентация для педагогов «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Подводный мир» |