Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста.

Актуальность Развитие речи одной из основных задач раннего возраста. Цель Развивать компоненты устной речи у детей раннего возраста через решение следующих задач 1. Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей 2. Развивать речевые навыки через общую моторику в разных видах деятельности 3. Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности 4. Установить эмоционально-положительное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста.

Актуальность: Развитие речи одной из основных задач раннего возраста.

Цель: Развивать компоненты устной речи у детей раннего возраста через решение следующих задач:

Воспитание детей: развитие их личности с первых дней жизни-одна из главных обязанностей родителей. Семья приобщает ребенка к окружающей жизни и миру звуков еще до его рождения. Андрей Бертин утверждает, что «мать-этопервая вселенная ребенка. С материальной и психической точек зрения». По ее мнению, матери и отцы должны находить время для общения разговоров с еще не появившемся на свет, но уже ожидаемым ребенком, в этом случае после сразу же после рождение ребенок узнает голоса родителей/см.: Андрэ Бэртин. Воспитание в утробен матери._Л.,1991/.

Словарно-звуковые контакты умных и любящих родителей с новорожденным постоянны. Пеленая ребенка, мать проговаривает все свои действия: «Сейчас положим нашего сыночка в сухие пеленочки», «Нашу доченьку положим на бочок», «Почему плачет моя Ксюшенька?», «Кушать хочет Игорек?», «Вадимушке сменим рубашечку» и т. д. при этом ребенок воспринимает не только слова, но и их нежную, любовную интонацию. Родительское «агу-агу» побуждает ребенка к «гудению» на основе звукоподражания, воспроизведение знакомых звуков. По тому же принципу звукоподражания ребенок начинает лепетать «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба», «дай-дай-дай» или «да-да-да» и др. это примитивное воспроизведение «мама», «папа», «баба». В этот предречевой период закладываются предпосылки последующего стремительного развития речи. В течение этого периода усвоение речи становится необходимым для ребенка, так как с помощью звуков и речи он начинает высказывать свои пожелания или выражать отношение к происходящему вокруг. Начальная речь для него становится возможной и эмоционально положительноокрашенной, так за каждое вновь произнесенные слова он получает родительское одобрение и похвалу, родительское удивление и восхищение.

Первыми словами ребенка становится названия предметов., которые его окружают и которые произносили взрослые, обращаясь к нему или общаясь между собой. Сложность становления и затем развития речи ребенка в семье заключается в том, что он должен вначале услышать звуки и слова, запомнить их и увязать с определенными предметами или действиями, а затем научиться произносить эти звуки и слова, открыть для себя все то, что составляет знаковую природу речи как средства общения и что представляется очевидным взрослому, но не является таковым для маленького ребенка.

В обогащении словарного запаса ребенка большое значение имеют колыбельные песни, потешки, игры, сопровождаемыми движениями. Даже самое простое «баю-баюшки-баю» у ребенка вызывает положительные эмоции, потому что колыбельная посвящена лично ему и включает его имя: «Баю-баюшки-баю, не ложись на краю. Придет серенький волчок, схватит Ксюшу за бочок». Пронес умывания также сопровождается словами: «Водичка, водичка, умой Ксюшеньке личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». « Ладушки-ладущки» включает ребенка в движение, рассматривание собственных ручек-пальчиков, помогает усваивать название частей тела: «на головушки сели» и т. д. все приведенные примеры являются наглядной иллюстрацией того, что речь входит в жизнь ребенка как средства общения с окружающими, источник положительных эмоций.

К речевому общению родители побуждают детей просьбой-приглашением типа: «Скажи». «Покажи», «Скажи-кукла», «Скажи-мячик». Успешно проходит постановки звуков, трудных для детей и игровых занятиях. Родители спрашивают: «Как жужжит жук?» Затем вместе с ребенком они воспроизводят этот звук «Ж-ж-ж». «Как рычит собака?»-«Р-р-р-р». «Как гогочут гуси?»-«Га-га-га-га». «Как квакают лягушки?»-«Ква-ква-ква-ква». Желательно эти вопросы задавать, рассматривая вместе с ребенком соотвествующие картинки. Еще лучше, если есть возможность наблюдать в натуре, на природе, в естественных условиях и жука, и собачку, и гусей, и лягушку. Ребенок овладает речь, познавая мир,-родители ему в этом помогают.

Таким образом, параллельно и одновременно развивается познавательная и голосовая активность ребенка, формируется простейшие знание о мире физических вещей взаимодействие ребенка со взрослым служит источником формирования языковой способности ребенка, его умение говорить и общаться с помощью слов. В первую очередь как еще отмечено,- это «ритуализированные» действия, то есть действия, организованные по определенным правилам, выработанные и принятые в том обществе и в той культуре, к которой принадлежат родители ребенка. Примером такого взаимодействия может служить ритуал укладывания спать: пеленание или раздевание, укладывание ребенка в постель, укрывание одеялом, баюкание, поцелуй перед сном-все это при словесном сопровождении. То же-при кормлении, то же-при купании, то же-при игре. Сотни раз повторенные слова взрослых необходимы ребенку для его общего развития, а так же для развития его речи, для формирования первых представлений о природе языка. Но речь ребенка- не только копирование образцов, представленных в речи взрослых. Она результат «вызревания» врожденных, изначально присущих младенцу способностей». «Возникновение речи-это продукт совместной работы взрослого и ребенка, продукт их социального взаимодействия…взрослый постепенно прокладывает ребенку путь в мир культуры и человеческого языка как элемента этой культуры»,-утверждает психолог О. В. Баженова. /См. «Популярная психология для родителей»-М.,-С71/.

На первом году жизни ребенок делает целый ряд открытий о природе речи, которые позволяет ему в дальнейшем, начиная со второго года жизни с поразительной быстротой и легкостью овладевать не только определенными словами, но и правилами построения речи, всем богатством человеческого языка. Ученые подсчитали, что к шести годам ребенок может овладеть словарным запасом в четырнадцать тысяч слов. А это значит, что ежедневно он усваивает девять новых слов, то есть по одному слову каждый час бодрствования. Конечно, в жизни речевое развитие не протекает так равномерно, но приведенные данные говорят о стремительном процессе развития речи детей в первые годы жизни при благоприятных условиях.

Велика роль семьи в постановке звуков и исправлении устойчивых дефектов речи детей. Игровая форма помогает ставить звуки: «Давай игр-р-рать в тр-р-рактор», «Заводи его-тр-р-р-р-р». При разъяснении смыслового различия слов можно вместе с детьми посмеяться над тем, что хотела сказать одно, но получается совсем другое из-за неправильно произнесенных звуков: говорила «лодочка», а получилось «водочка», хотела сказать «ложка», а получилось «вошка»-спутаны звуки «л» и «в». Да же маленькие дети понимают этот юмор и начинают более тщательнее и старательнее выговаривать звук «л» и произносить его там, где раньше они произносили «л»: «Мамочка срабенькая», вместо «слабенькая», «граза» вместо «глаза». Здесь вновь нужна терпеливая работа по исправлению этой «путаницы».

С пониманием и терпением родители должны отнестись к тому «словотворчеству», на которое способны дети в раннем возрасте. Усвоив слово дом, как помещение, где живут люди, гараж Ксюша назвали «би-би-дом», а на предупреждение родителей о том, что лекарство трогать нельзя-это яд, она ответила: «Ну дайте хоть одну ядиньку». Эту способность к словотворчеству детей раннего возраста подметил еще К. И. Чуковский, собрав наиболее интересные примеры в книге «От двух до пяти».

Следует родителям употреблять «детскую» лексику, то есть вместо конкретного слова произность: «бяка», «биби», «нака» вместо конфета, «бобо», «ата-та» и др. это будет содерживать развитие детской речи. Желательно помогать детям выражать мысли нужными словами: «плохая», «машина», «болит», «нельзя», «не трогай» и т. д.

Иногда дети долго не могут овладеть связной речью. Необходимо проанализировать причины задержки развития речи. Они могут исходить от родителей: слишком быстрая речь, неразборчивая речь, невнятная речь, родители мало разговаривают с ребенком. Могут быть и другие причины. Поэтому в таких случаях необходимо проконсультироваться не только у врачей-педиатра, который наблюдает общее развитие ребенка, но и у психиатра.

Учитывая подражательность в поведении и речи ребенка, родителям необходимо исключить из своего обихода грубые интонации, бранные слова, неуважительную форму речевого общения друг с другом, назойливое исправление речевых ошибок детей. Не редко родители, теряя терпение, заканчивают за детей начатую ими фразу, что также не способствует развитию речи детей, а лишь обижает их и тормозит развитие речи. Дефекты речи детей подчас являются следствием беспокойства и тревоги, вызванных нарушением нормальной семейной атмосферы. Волнение, страх, гнев-все эти эмоции первую очередь отражаются на речи, так как они связаны с измерениями дыхательного аппарата и психического состояния ребенка. Речевой аппарат, речевой механизм, находится в прямой зависимости от чувств, от общего состояния ребенка.

Таким образом, раннее детство, возраст до поступления в детский сад-это целая эпоха в семейном воспитании и развитии ребенка, когда телесное, умственное и эмоциональное развитие тесно связаны между собой. Сознание ребенка и его речь зависит от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль его научении и развитии играют конкретные предметы, явления. В процессе развития речи параллельно с этим развивается интеллект и мышление ребенка.

Ко всему уже сказанному следует добавить, что для развития речи детей раннего возраста в семье следует культивировать чтение вслух не только для детей, но как средство общение и организации семейного досуга, в том числе всех членов семьи. Здесь уместно напомнить зарифмованную мудрость: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому «Чтение книг, а вначале рассматривание картинок вместе с ребенком, рассказывание сказок по картинкам-это специально организованные занятия для общение с ним и развития для его речи. В семье формируется культ книги, традиции семейного чтения, навык пересказа прочитанного и обмен мнениями, обсуждение прочитанного. Ребенок в этот процесс вовлекается непроизвольно, приобщается к книг, образному слову без принуждение. Образное слово может звучать в семье в контексте народной песни и народной сказки. Ребенок вслед за родителями начинает петь колыбельную своим любимым игрушкам, укладывая их спать. Он с удовольствием подсказывает бабушке забытые или подмененные слова в сказке, которую она рассказывает малышу перед сном. Ребенок охотно называет все предметы, изображенные в книгам, которую рассматривает вместе со взрослыми.

Ребенок, над развитием речи которого плодотворно поработали в семье, легче войдет в жизнь дошкольного учреждения, когда ему исполнился три года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области