Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Социальное в человеке

Узнать, что характеризует человека как существо социальное и чем же человек отличается от животного

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Внукова Валерия Андреевна

Ученица 10 класса

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Орловская Детская Хоровая Школа.

Преподаватель: Иванова Ирина Владиславовна

Статья на тему: Человек как существо социальное.

«Ты –– настоящее животное!» Приятно слышать такую фразу от одноклассника? Вряд ли. Особенно, если учесть, что под словом «животное» обычно подразумевают свинью или козла, а не льва или тигра. «Сам ты животное!» — с обидой отвечаете Вы.

Но знаете? Вы оба правы в данной ситуации. Ведь биологически мы животные.

Почему? Мы пьём, передвигается, а не поглощаем энергию солнца, как растения. С научной точки зрения, человек — вполне обычное животное. Человек — это родовое понятие, вид живых существ со своими особенностями, которые относятся к классу млекопитающих.

Чем же человек отличается от животного?

Во-первых это высокоразвитая нервная система, проще говоря разум. Но тогда возникает вопрос, а что такое разум? Ведь у многих высокопоставленных животных есть разум. Дельфины могут назвать друг друга по именам, а «вундеркинды» среди шимпанзе могут с помощью жестов запомнить несколько тысяч слов. И только человек способен к абстрактному мышлению, он использует такие понятия, как «долг», «благородство», «уважение».

Во-вторых, это способность к творчеству. Люди способны петь, танцевать, рисовать. Кто-то скажет, что животные тоже могут рисовать, но они это делают бездумно, да и то только после дрессировки. Так что искусство – исключительно привилегия человека.

В-третьих, это словесная речь. Некоторые животные могут общаться между собой, но только человек передаёт членораздельную речь, состоящую из слов, каждое из которых имеет один, а иногда несколько смыслов.

В-четвертых, человек преобразует природу. Взять например верблюда. Он приспособился к жарким температурам, отрастив себе один, а то и два горба. Люди же не просто приспосабливаются к жизни, а преобразуют её, чтобы им было комфортно. Они роют колодца, сдают дерево, строят водопроводу и т.д. Человеческая деятельность носит преобразовательный характер, мы используем сложные орудия труда.

В-пятых, у человека есть свобода выбора. Животные подчиняются инстинктам и рефлексам. Доброе стоил, бобр строит, бобр будет строить плотины. А вот у человека есть свобода выбора. Он сам ищет свой путь, ставит цели и определяет пути из достижения.

В-шестых, только у человека есть потребность в труде, общении, в поиске смысла жизни, в познании и вере в Бога.

В-седьмых, человек создаёт орудия труда. Животные используют природные объекты для достижения своих целей. Но только человек может сам изготовить орудия труда для создания материальных благ.

Ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Ему ещё предстоит стать личностью. Он никак не может стать ей в изоляции. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведения социальным содержанием.

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а только становится ей. Человек выступает как личность, только когда способен принимать решения и несёт за них ответственность перед обществом. Любой нормальный взрослый человек — личность.

Философская энциклопедия определяет «личность» следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя рода человеческого и общества.

В науке проявляется два подхода к личности. Первый рассматривает человека, как активного участника свободных действий, как субъекта познаний и изменения мира. Личностными качествами признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Второй подход рассматривает личность через набор функций, или ролей. Человек может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных деятельностях. Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя.

Процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.

Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. Её основа — общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение и самообразование. Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни человек — не более чем животное.

Помимо внешних условий поведения человека в обществе важными являются самосознание и самореализация личности.

Обычно под «самосознанием» понимают способность человека принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и через самореализацию. Этим термином определяют процесс осуществления своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностных проблем, позволяющих реализовать творческий потенциал личности.

Итак, в каждом из нас есть врожденные свойства и социальные. Всё, что касается здоровья, внешности, физических качеств человека и темперамента, относится к биологическим признакам и характеризует нас как индивида. А любая активность человека, его характер, интересы и увлечения, участие в жизни общества и социальные качества определяют его как личность. Таким образом, человек — это биосоциальное существо.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области