Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Интерактивный театр как средство обогащения сенсорного опыта молодых инвалидов с детства с ТМНР

Готовых материалов по работе с инвалидами с ТМНР практически нет. Этот опыт может быть полезен коллегам, работающим с инвалидами с ТМНР. Материал может быть полезен для воспитателей младшего и среднего возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Интерактивный театр как средство обогащения сенсорного опыта

молодых инвалидов с детства с ТМНР

Авторы: Александрова Валентина Григорьевна

и Харченко Елена Михайловна

СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3»

ТМНР - тяжелые и множественные нарушения развития. Это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

У инвалидов с ТМНР самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей. Осуществление сопровождения такого подопечного требует значительных ресурсов и специальных знаний.

Одно из средств обогащения сенсорного опыта, поддержания коммуникативных навыков для данной целевой группы - интерактивный театр.

Интерактивный театр - форма организации деятельности, в которую зритель (в данном случае молодой инвалид) включён практически наравне с актёрами. Сенсорная стимуляция осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых). При этом ведущим является пассивное раздражение, осуществляемое персоналом с помощью собственного тела и разнообразных объектов окружающего мира.

Материал для составления сценария по степени сложности должен быть простой. Например, это может быть знакомая сказка бытового или кумулятивного типа. Обязательные элементы спектакля: тематическая сенсорная разминка (на основе соматической базальной стимуляции); задания, включающие сенсорную стимуляцию всех органов чувств.

Исполнителями ролей, музыкальных произведений могут быть инвалиды, которым этот вид деятельности доступен.

Предлагаем вам сценарии занятий-спектаклей по сказке «Колобок».

Спектакль

«Снежный Колобок»

Действующие лица и исполнители: Сказочник, Ведущий, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса, молодые инвалиды с детства с ТМНР.

Песня «сказки гуляют по свету»

(Слова М. Пляцковского,   Музыка Е. Птичкина)

на проигрыш появляется Сказочник

Сказочник:

Здравствуйте, кто здесь хочет услышать сказку?

Как всегда под новый год

Сказка в гости к нам идёт.

звонит в колокольчик

Это сказка к нам пришла.

Угадай, про что она.

Ото всех он укатился
И в лесочке очутился,
Даже самый страшный волк
Съесть его никак не смог!

Ведущий Мы знаем эту сказку

Песня «Колобок» (автор Т. Морозова)

Сказочник

Эта старая сказка, а наша сказка - «Снежный колобок».

Жили-были дед да баба. Ой, что я говорю, это были снежный дед и снежная баба. Сосульки ели, льдинками заедали. И решили под новый год сделать снежный колобок. А как его сделать позабыли. Склероз.

Ведущий

Почему сразу склероз. Ничего они не забыли, они просто хотят, чтобы вы им помогли. Поможем сделать снежный колобок?

Сенсорная гимнастика «Колобок»

осуществляется персоналом

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили.

давящие движения от плеч до кистей рук

(обе руки сразу)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

массаж кистей рук

И совсем, совсем не сладкий.

Сказочник

Налепили целое блюдо снежных колобков.

А один был – непоседой,

Не хотел он стать обедом,

Полежал и покатился

И назад не возвратился.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц.

Заяц

Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок

Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою.

Заяц

Песенку твою я уже слышал.

Лучше ради праздника поздоровайся со всеми ребятами.


Сенсорная игра «Поздороваемся со Снежным колобком»

(Поднести ёмкость со льдом и снегом к молодому инвалиду, предложить пощупать снег и лёд. Если у человека нет физической возможности двигать рукой, шевелить пальцами - прикоснуться снегом или льдом к рук/ щеке с разрешения молодого инвалида).

Заяц

Задание моё ты выполнил, отпускаю тебя.

Сказочник

Катится Колобок по дорожке, вдруг перед ним избушка. А в избушке старушка, да не какая-нибудь матрёшка, а самая настоящая Бабка-Ёжка.

Танец «Бабка-Ёжка» (автор Т.Морозова)

показ танца – воспитатель с ростовой куклой Бабы-Яги

Сказочник

Покатился дальше Колобок. А навстречу ему Волк.
Волк

Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Волк

Ишь, какой хитрый. Песенку твою я уже слышал. Я музыку люблю, громкую да весёлую, чтобы на ложках играли, да в погремушки стучали.

Оркестр шумовых инструментов «Как на тоненький ледок»


Волк

Порадовал ты меня. Так и быть – отпускаю.

Сказочник

Покатился дальше Колобок. А навстречу ему Медведь.

Медведь

Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок

Не ешь меня, медведь. Я тебе песенку спою.
Медведь

Не хочу песню слушать, хочу тебя скушать.

Ведущий

Не ешь его, медведь – ведь сегодня праздник.

Медведь

На празднике положено песни петь и плясать.

Иль во что-нибудь играть.

Сказочник

Знаю! Все на свете люди любят санки и коньки,

И, конечно, все на свете

Любят поиграть в снежки.

Ведущий

Все наденьте рукавицы, (имитирующие движения)

Будем мы играть резвиться,

Все готовы? Что, пора?

Начинается игра.

Игра «Снежки»

(имитация бросков снежков «рука в руке»)

Сказочник

Отпустил медведь Колобка. Катится Колобок, навстречу ему Лиса.

Лиса

Колобок, Колобок, куда катишься?

Колобок

Путешествую.

Лиса

Путешествие твоё закончилось, потому что я съем тебя.

Колобок

Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою.

Лиса

Я не хочу твою песенку слушать, я хочу песенку новогоднюю.

Песня «Новый год к нам идёт» (автор а. Ермолов)

Лиса
Настроение улучшилось, пожалуй, не буду тебя есть. Путешествуй дальше.

Сказочник

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Ведущий

Сказку эту рассказали … представление артистов.

Сказочник:

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Спектакль

«А у нас сегодня день рожденья»

Действующие лица и исполнители: Сказочник, Ведущий, Колобок, Заяц, Волк, Ёж, Медведь, Лиса, молодые инвалиды с детства с ТМНР.

Песня «Подари улыбку миру» (слова О.Сазоновой, музыка А.Варламова)

Ведущая

Если верить в мечту - без сомнения,
Сможет сбыться она обязательно.
Пусть приблизит её исполнение
День рождения ваш замечательный!

Светлый праздник день Рожденья,
В нём так много доброты!
Ждут волшебные мгновенья,
И сбываются мечты!

Под музыку появляется Сказочник

Сказочник:

Встретились мы с вами в пору осеннюю, багряную.

Но не про осеннюю красоту сейчас речь, а про дни рождения!

Им и посвятим сегодняшнее представление.

А наше представление,

Всем на удивление.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

А сказка наша будет про колобок.

Ведущая

Мы знаем эту сказку

Песня «Колобок» автор Т. Морозовой

Сказочник

Эта старая сказка, а наша сказка - «Колобок на новый лад».

Жили-были дед да баба. Дружно жили, не тужили, щи хлебали, весну поджидали. Вот услышал дед, что у ребят день рожденья, и просит:

- Испеки, бабка, ребятам колобок.

- Из чего испечь-то, что муки нет?

- А ты по коробу поскреби, по сусеку помети, может, наберёшь муки. Бабка по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто на сметане, а как лепить колобок – позабыла. Склероз.

Ведущая

Почему сразу склероз. Ничего она не забыла, она просто хочет, чтобы ей помогли. Давайте поможем бабушке испечь колобок.

СЕНСОРНАЯ ГИМНАСТИКА «КОЛОБОК»

осуществляется персоналом

Лепим, лепим колобка

давящие движения от плеч до кистей рук

Тесто месим мы слегка

А потом его катаем

На окошко сажаем

Он с окошка прыг да прыг

круговые вращения ладонями друг о друга

Укатился озорник

Был он весел, бодр и смел,
И в пути он песню пел.

Сказочник

Испекли мы колобок,
Слева бок и справа бок.
Колобок лежал, лежал,

На день рожденья побежал.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц.

Заяц

Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок

Не ешь меня, Заяц, я на день рождение собрался.

Заяц

Я тоже хочу на день рожденья.

Колобок

А что ты принесёшь ребятам?

Заяц

У меня есть разные мячи-колобки, подарю их ребятам.

Сенсорная игра «Найди колобок»

(Ощупываем с молодыми инвалидами мячи разных размеров и сделанных из разных материалов «рука в руке»)

Колобок

Хороший подарок, пойдём вместе на день рожденья.

Сказочник

Отправились вместе Заяц и Колобок. А навстречу им Волк.
Волк

Вот это обед! Первое и второе.
Колобок

Не ешь нас, Серый Волк, мы идём на день рожденья:
Волк

Я тоже хочу на день рожденья.

Колобок

А что ты принесёшь ребятам?

Волк

Я умею на ложках играть.

Оркестр шумовых инструментов «На горе-то калина»


Колобок

Хороший подарок, пойдём с нами на день рожденья.

Сказочник

Отправились на день рождения Колобок, Заяц и Волк. А навстречу им Медведь.

Медведь

Привет, мой вкусный обед.
Колобок

Не ешь нас, Мишка. Мы торопимся на день рождения.
Медведь Я тоже хочу на день рожденья.

Колобок

А что ты принесёшь ребятам?

Медведь

Я люблю танцевать.

Танец на колясках Вальс «Граммофон» автор Е. Доги

(танцевальные движения, ведение коляски в фигурах танца выполняет персонал)

Колобок

Хороший подарок, пойдём с нами на день рожденья.

Сказочник

Торопятся на день рождения Колобок, Заяц, Волк и Медведь, а навстречу им колючий колобок – ёжик.

Ёж

Добрый день всей честной компании. Куда собрались?

Колобок

На день рождения.

Ёж

Я с вами пойду. У меня есть интересное стихотворение про день рождения.

Стихотворение Андрея Усачёва

«Приглашение улитке»

Послал я приглашения:
«Сегодня, ровно в шесть,
С ужасным нетерпением
Вас жду на День рождения…
Пирог клубничный есть!».

Друзья явились точно в срок:
Был съеден праздничный пирог
И выпиты напитки.
Пришли жираф и носорог,
Влетели сразу семь сорок…
Лишь не было улитки.

Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
«Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток…
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!».

Сказочник

Пошли все вместе на день рождения, а навстречу им Лиса.

Лиса

Куда это вы такой компанией направляетесь?

Колобок

На день рождение идём.

Лиса

А на дне рождения будет угощение?

Колобок

Конечно, будет.

Лиса

Тогда - я с вами!

Колобок

Какой подарок ты принесёшь ребятам?

Лиса

Я могу петь весёлые песни.

Ведущая

Дорогие гости, а вы уже на месте. Пришли на день рождения всем на удивление.

Звери и Колобок хором поздравляют

Позд-рав-ля-ем.

Песня «С днём рождения»

Сказочник

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Ведущая

Сказку эту рассказали … (представление артистов).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области