Традиционные и не традиционные формы контроля в учебном процессе.
О.В. Тихомирова, преподаватель общеобразователььных дисциплин.
В учебном процессе обратную связь подразделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя обратная связь направлена к студенту и позволяет ему на основе анализа собственных ошибок исправлять их и совершенствовать систему приобретения знаний.
Внешняя обратная связь направлена к преподавателю. С её помощью преподаватель имеет возможность оценить состояние процесса обучения на основе определённых показателей оценки знаний, умений и навыков студентов.
Определение объективной картины текущего состояния учебного процесса - это не контроль студентов для фиксации оценки, а определение степени эффективности учебного процесса.
Показателями внешней обратной связи могут быть активность студентов на всех видах занятий, их самостоятельная работа, ответы на вопросы преподавателя.
Основными целями контроля знаний являются:
- определение степени достижения поставленных целей обучения;
- выявление отношения студентов к учебному труду;
- стимулирование самостоятельной работы слушателей;
- получение информации, необходимой для управления учебным процессом, для совершенствования методики преподавания и организационных форм самостоятельной работы студентов.
Различают несколько педагогических функций контроля: проверочную, обучающую, воспитательную и организующую.
Система проверки и оценки знаний, навыков и умений включает взаимосвязанные виды и формы контроля. Их взаимосвязь заключается, прежде всего, в том, что согласовываются цели контроля.
Так, общие и конечные его цели вытекают из требований к объему знаний, навыков и умений, а частичные (промежуточные) из установок учебных программ дисциплин. Более детальная проверка (особенно в ходе изучения дисциплин) соответствует целям проведения отдельных занятий. Совокупность различных видов и форм контроля будет являться системой лишь тогда, когда все цели его и частные задачи будут объединены единой структурной схемой. Когда можно проследить, как, на каких этапах, и в какой последовательности осуществляется проверка достижения каждой конечной цели обучения.
На практике сложились следующие виды контроля:
-предварительный;
-текущий;
-тематический;
-рубежный;
-итоговый;
-отсроченный.
В связи с новыми требованиями к качеству подготовки специалистов ведутся интенсивные поиски повышения эффективности учебного процесса путём совершенствования содержания нетрадиционных форм обучения.
Также виды контроля классифицируют по применяемым формам:
а) традиционные, ставшие привычными, контроль за усвоением ведется чаще всего методом индивидуального опроса, а также с помощью периодических контрольных фронтальных письменных работ.
б) нетрадиционные, куда можно, например, отнести интеграционные формы (сочетание отдельных элементов разных форм в нестандартных комбинациях), деловые игры, интерактивные формы проведения контроля.
Вообще, «нетрадиционность» означает новшество, новизну, изменения. Применительно к контролю знаний, умений и навыков «нетрадиционность» означает введение нового в способы и формы организации контроля. Нетрадиционные формы контроля имеют гибкую, вариативную структуру и ориентируются главным образом на повышение интереса к учению обучающихся.
Какие формы нетрадиционного контроля описываются в современной педагогической и методической теории?
К таковым можно отнести:
- матричный контроль;
- контроль знаний в системе коллективного обучения;
- тестовый контроль
-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений;
- игровые формы проведения контроля знаний.
Охарактеризуем эти формы контроля подробнее:
-организация объективного контроля знаний учащихся. При объективном контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности. Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик или студент выполняет правильно не менее 70% предъявленных ему тестов заданного уровня;
- рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Рейтинг - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В учебной практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год);
- интерактивные формы контроля - это формы контроля, которые предполагают активное творческое взаимодействие по следующим коммуникативным линиям: педагог- ученик, ученик-материал, ученик-ученик. Причем каждая из этих линий взаимодействия может варьироваться, видоизменяться и совершенствоваться в процессе проведения контроля.
- экспресс – контроль – форма контроля, позволяющая в течении нескольких минут выяснить, как обучаемые усвоили учебный материал и оценить их знания. Берутся наиболее главные определения, положения, даты и т.д., преподаватель зачитывает вопрос, студенты пишут только ответ, как правило пять вопросов, я использую шесть, даю обучаемым ещё один дополнительный балл в случае правильного ответа. Пример –тест по педагогике, предлагаю в течении 4-5 минут решить его.
-ещё вариант экспресс контроля, тест из 10-12 вопросов по теме, например, остановка кровотечения, тема , безусловна важна для студента-медика и поэтому её можно оценить так- одна ошибка оценка «хорошо», две уже «неуд» т.к от правильных действий зависит жизнь человека.
Преподаватель выполняет роль консультанта и партнера по совместной
деятельности.
Критерии оценивания выполненных проектов (по П. С. Лернеру)
включают в себя аргументированность выбора темы, обоснованиепотребности, практическую направленность проекта и значимостьвыполненной работы; объем и полноту разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полноту библиографии, цитаты; оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий; качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.
Критерии оценивания защиты выполненного проекта состоят в оценке:
- качества доклада: композиции, полноты представления работы, подходов, результатов; аргументированности, объеме тезауруса; объеме и глубине знаний по теме (или предмету), эрудиции.
- межпредметных связях; коммуникативной ориентации: культуре
речи, манере, использованию наглядных средств, чувстве времени, удержании внимания аудитории;
- ответов на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта;
- деловых и волевых качеств докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе преподавателя и учащихся (желательно из других классов).
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты.
На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и преподавателей решаются определенные задачи, и вырабатывается конкретная стратегия взаимодействия.
В условиях профессионального образования эти формы контроля позволяют:
• повысить степень познавательной активности обучающихся;
• вывести их на творческий уровень применения знаний и умений;
• повысить уровень мотивации обучения.
Список используемой литературы: