План-конспект проведения непосредственно образовательной
деятельности по познавательному развитию
в подготовительной группе «Карамелька»
воспитатель ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка
структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
Яковлева Н.А.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность
Тема : «В гостях у Буратино»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о свойствах магнита, учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; организовать познание детей через самостоятельный поиск; активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности, развивать дружеские взаимоотношения во время работы; воспитывать aккуратность.
Познавательное развитие. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Формировать навыки сравнения свойств различных материалов; развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний
Речевое развитие. Обогащать и активизировать словарь: магнетические и немагнетические предметы, притяжение, фильтр, водопровод, вopонка; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь..
Социально-коммуникативное. Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; потребность детей быть дисциплинированными и внимательными; умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; совместное обдумывание и обсуждение, самодисциплина.
Методы и приемы:
- практические: опыты с магнитом и другими материалами, очистка воды с помощью фильтров. Выполнение заданий.
-наглядные: презентация, таблица для отметки магнетических и немагнетических предметов, приборы и материалы для опытов, схема очистка воды.
- словесные: отгадывание загадки, вопросы.
Материалы и оборудование: магниты, коробка с магнетическими и немагнетическими ключами, емкость для воды, материалы для опыта: картон, поролон, пластмасса, дерево, металл.
грязная вода в стакане, емкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, тряпочки, клеенки.
Словарная работа: магнетические и немагнетические предметы, притяжение фильтр, водопровод, вopонка.
Предварительная работа: беседы с детьми о свойствах магнита, занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с магнитом, с водой и другими материалами.
Логика образовательной деятельности
Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики» Отгадывание загадки | Воспитатель предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику «Девочки и мальчики». Наши девочки и мальчики Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: У отца был мальчик странный Необычный, деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой Кто же это? | Дети говорят и показывают движения в соответствии с текстом: держат руки на поясе, прыгают, качают головой, приседают, хлопки руками 4 раза, топают ногами 4 раза, показывают один кулачок, потом другой, поочерёдно раскрывают ладошки, дуют поочерёдно на обе ладошки, шевелят пальчиками. Дети внимательно слушают и отгадывают загадку о Буратино. | Развита координация движений, умение совершать движения в соответствии с текстом; снято эмоциональное напряжение. Развито воображение, умение отгадывать загадки. |
Просмотр презентации «В гостях у Буратино» | Воспитатель показывает слайд, где Буратино не знает как ему отыскать свой металлический ключ среди других ключей, сделанных из разных материалов(пластмасса, картон, дерево, резина и пенопласт) и просит помочь детей. | Дети внимательно слушают и выдвигают разные гипотезы, чтобы помочь Буратино отыскать металлический ключ. | Проявлена активность и умение выдвинуть гипотезу. |
Опыт №1 с магнитом | Воспитатель предлагает ребенку с помощью магнита отыскать ключ Буратино. Воспитатель спрашивает у детей: -Как вы думаете, почему магнит притянул этот ключ? - А почему остальные предметы он не притянул? | Ребенок берет магнит и поочередно приближает магнит к ключикам, которые сделаны из разных материалов. Ребенок находит металлический ключ Буратино. Дети отвечают: потому что он сделан из железа, (металлический) Ответы детей: они не железные, неметаллические сделаны из дерева, резины, картона, пластмассы) | Накоплены у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы. Выявлены материалы, которые являются магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит |
Заполнение таблицы | Воспитатель предлагает записать результаты эксперимента в таблицу при помощи знаков <,+,> и <,-,>. | Дети заполняют таблицу: Резина – Дерево – Железо + Пластмасса – Бумага - | Сделан вывод: Магнит притягивает железные предметы. Поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит. |
Работа со слайдом | Буратино благодарит детей за помощь и говорит о том, что летом хочет отправиться путешествовать по реке на корабле. Но не знает из какого материала ему построить корабль. Воспитатель обращается к детям: Как помочь Буратино найти материал для строительства корабля. · Какими свойствами должен обладать корабль? Какие материалы отвечают этим требованиям? Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика? | Дети выдвигают различные гипотезы. Групповая работа. Группы испытывают материалы для строительства корабля. Отпускают материалы в воду. Делают вывод. Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов. | Сформированы навыки сравнения свойств различных материалов. |
Опыт №2 «Тонет или не тонет» | Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего? », « Что нам для этого потребуется? » В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.) | Дети берут на столе, приготовленные предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают воду в тазики, проводят эксперимент. | Развиты умения делать выводы на основе ранее полученных знаний; |
Физкультминутка «Буратино» | Предлагает сделать физкультурную паузу: Буратино потянулся, | Дети говорят и показывают движения в соответствии с текстом Подтягивание, наклоны к ногам, разведение рук в стороны, вставание на носочки. | Развита координация движений, умение совершать движения в соответствии с текстом; снято эмоциональное напряжение. |
Работа со слайдом | Буратино зачитывает текст письма: «3дравствуй, Буратино! В театральном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать». Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей и спрашивает: «А с помощью чего мы можем это сделать? » | Дети предлагают помочь. - Попробовать самим очистить воду. Ребята предлагают взять различные фильтры: вату, бумагу, марлю, ткань. Они самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеенка и; уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке. | Закреплены способы очищения грязной воды с помощью фильтров. |
Очистка грязной воды | Воспитатель предлагает зарисовать схему очистки грязной воды. | Дети зарисовывают схему очистки воды | Сформированы навыки изображения схемы очистки воды из знаний, полученных ранее в практической деятельности. |
Итог Рефлексия | Ребята, у кого мы побывали сегодня в гостях? Какое у вас настроение? Почему? Как мы помогли Буратино? | Дети отвечают на вопросы. | Создание фона положительного эмоционального удовлетворения, также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества Уход детей в группу. |