Технологическая карта урока русского языка.
Предметная область: русский язык, УМК «Школа России», урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Заглавная буква в именах собственных».
Цель: формирование умения писать имена собственные с заглавной буквы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развивать творческое отношение к учебной деятельности;
• обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
• включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- познавательные:
• обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно строить речевые высказывания;
• способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; осуществлять классификацию слов по самостоятельно определённым критериям.
- регулятивные:
• содействовать развитию умения формировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
• учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
- коммуникативные:
• формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению написания имен собственных с заглавной буквы, умению отличать имена собственные от нарицательных;
• обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;
• способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
• формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Оборудование урока:
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя Содержание учебного материала | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологическая подготовка к общению. | Прозвенел звонок весёлый- Это значит, что сейчас Снова есть у всех возможность Познать новое для нас. Знанья будем добывать, Чтоб мечты осуществлять! Вы готовы? Рада я! Вас приветствую, друзья! - Проверим готовность к уроку и порядок на рабочих местах. -Тихонечко садитесь. Девиз урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится». - Возьмите, пожалуйста, «листы самооценки». Раскрасьте цветок №1 под свое настроение в начале урока: если отличное – красным, среднее (хорошее) – жёлтым, плохое - синим. - Откроем тетради, запишем число, классная работа. | Эмоционально настраиваются на урок. Контролируют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение к деятельности; правильно идентифицировать себя с позицией школьника. Регулятивные:нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализировать знания. Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков. | Чистописание. - Ребята, посмотрите на доску и прочитайте внимательно слова: Мария, Марина, малина, Михаил, медведь. - Что объединяет все эти слова? (М, м) - Почему одни слова написаны с заглавной буквы, а другие – со строчкой? - На какие две группы можно разделить эти слова? (Собственные, нарицательные). - Для чего нужны заглавные буквы в русском языке? - Запишем строчку букв М. м, правильно прописывая каждый элемент буквы. - Как будем писать на минутке чистописания, какие требования будем предъявлять к своей работе? - Выпишите в тетрадь имена собственные. Оценивание -Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №2. • я доволен своей работой (красным цветом) • я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым цветом) • я не доволен (синим цветом) - Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подбежал малыш и, улыбаясь, сказал: «У меня есть …» - Хотите узнать продолжение этой фразы? - Отгадав этот ребус, вы узнаете продолжение фразы малыша. - Запишем предложение в тетрадь под диктовку с красной строки: У меня есть Ш(ш)арик. | Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, высказывают собственные мысли. Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. Выполняют задание. Демонстрируют знания, умения. Оценивают свою работу. Отгадывают ребус. Записывают предложение в тетрадь. | Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: проводят сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | |
Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока. Обеспечить деятельность по определению задач урока. | - С какой буквы вы написали слово ШАРИК? Заглавной или строчной? (Если из ребят никто не написал это слово с заглавной буквы, открываю обратную сторону доски, где заранее записала это предложение: У меня есть Шарик! - Как вы думаете, ребята, какое написание правильное? -Как такое может быть? (Шарик, собака Шарик – имя собственное; шарик, воздушный шарик – имя нарицательное). - Можем ли мы сейчас смело утверждать, что имел ввиду малыш? (Нет). - А хотели бы узнать? (Да). - В конце урока я открою вам этот маленький секрет, а пока, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных) - Подумайте над значением каждого слова в формулировке темы урока. Всё ли понятно? Что бы хотелось уточнить? Какие слова относятся к именам собственным? Сформулируем задачи на урок. Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися): | Осознают противоречие. Определяют область знания и незнания, способа действия. Формулируют тему и задачи урока. | Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: умение структурировать знание, определять способы действия; анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению противоречия; участие в диалоге, умение отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи. | |
Открытие нового знания. Решение учебной задачи. Познакомить с категорией «имя собственное», с правилом написания имён собственных. Дать сведения по происхождению имени, фамилий, отчества. Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу об именах собственных. | - Ребята, что обозначают слова, записанные с заглавной буквы, с которыми мы работали на чистописании? (Имена) - Запишите своё имя с красной строки. С какой буквы вы будете писать своё имя? Подчеркните заглавную букву. - А если в классе несколько девочек или мальчиков с одинаковыми именами? Как их отличить друг от друга? - Конечно, у каждого есть фамилия и отчество. По фамилии и отчеству мы отличим девочек и мальчиков с одинаковыми именами. Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например: Рязанов, Москвин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров. Столяр-профессиональный рабочий, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева. - Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. На строке рядом со своим именем запишите каждый свою фамилию. – Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы). Подчеркните заглавную букву. - Ребята, а как следует обращаться ко взрослым? (По имени и отчеству). - Откуда же появились отчества? - Слово «отчество» означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени. - А теперь подумайте и скажите, как зовут моего отца? - Сейчас, ребята, я предлагаю вам провести расследование и выяснить, какие слова ещё относятся к именам собственным. Для этого мы с вами разделимся на группы по интересам: книголюбы, путешественники, географы, астрономы. Возьмите кружочек, соответствующий цвету записи, интересующей вас группы, и объединитесь в группы по цвету ваших фигур. 1 группа – «Книголюбы» (цвет – красный). Работают с книгами. 2 группа – «Путешественники» (цвет – зелёный). Работают с конвертами, на которых прописан полный адрес. 3 группа – «Географы» (цвет – синий). Работают с географической картой. 4 группа – «Астрономы» (цвет – жёлтый). Работают с картой звёздного неба. Задание: найти и выписать в тетрадь с красной строки не менее пяти слов, написанных с заглавной буквы; определить, что обозначают слова, написанные с заглавной буквы. - Пожалуйста, не забывайте правила работы в группе. Будьте готовы выслушать мнение каждого и прийти к общему выводу. - Ребята, вы готовы сообщить результат своего расследования? - Что обозначают слова, которые написаны с заглавной буквы? (1 группа – имя, отчество, фамилия, имя сказочного героя, название книги; 2 группа – имя, отчество, фамилия, названия стран, городов, деревень, улиц; 3 группа – названия рек, морей, озёр, гор, городов…; 4 группа – названия планет, созвездий). - Попробуем вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы? Представители каждой группы идут к доске. На доске составляется схема- кластер. Оценивание. -Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе Раскрасьте цветочек №3. • я доволен работой (красным цветом) • я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом) • я не доволен (синим цветом) Физкультминутка (для глаз) Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где крыльцо и где окно, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Дети, опираясь на имеющиеся знания, формулируют ответы на вопросы. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Дети выбирают группу по интересам и работают в группе с предложенным заданием. Повторяют правила работы в группе. Анализируют, обсуждают, выписывают слова, приходят к выводу, сообщают результат. Осуществляют самоконтроль. Делают вывод. Открывают и фиксируют новое знание. Оценивают свою работу. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации; выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнать больше; знание моральных норм (работы в группе), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу; планировать её реализацию. Познавательные: общеучебные - осознанно строить речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с заглавной буквы; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия, выведение следствий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Первичное закрепление (проговаривание нового знания) Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного. | Работа в парах. - На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте предложения и слова в скобках. Подчеркните слово, которое вы выбрали для предложения. Работать будете в паре. Вспомним правила работы в паре: слушать друг друга; уметь уступать; уметь договариваться. Я и моя подруга (Роза, роза) учимся в первом классе. На клумбе растёт (Лилия, лилия). В высоте парил (Орёл, орёл). Город (Орёл, орёл) очень красив! У бабушки (Груши, груши) в саду растут (Груши, груши). - На доске(с обратной стороны) эту работу выполнит 1 ученик. - А теперь проверим. - У всех так? (Нет.) А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.) Оценивание. -Возьмите «лист самооценки», оцените свой вклад в работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №4. • я доволен работой (красным цветом) • я доволен, но можно было поработать лучше (жёлтым цветом) • я не доволен (синим цветом) Физкультминутка Физкультминутка «Чударики» https://yandex.ru/video/search | Повторяют правила работы в паре. Работают в паре, извлекают необходимую информацию из правила и схемы, излагают, объясняют учебный материал, принимают решение. Осуществляют проверку выполненной работы. Оценивают свою работу. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Личностные:формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем. Регулятивные:умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знание, выбор способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний. Выявить качество усвоения материала. | Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов) - Зачеркни лишнюю букву. В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. Дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог. Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки. - Найди и исправь ошибки. В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки. Проверка. - Теперь давайте проверим. Проверьте свою работу, используя образец правильного выполнения задания. - Кто не нашёл ошибок при проверке своей работы? - В написании каких слов допустили ошибки? Оценивание. -Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5. • я доволен работой (красным) • я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым) • я не доволен (синим) | Самостоятельная работа. Используют приобретенные знания в практической деятельности. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Оценивают свою работу. | Личностные:уточнение собственных возможностей; самооценка. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. Познавательные: умение использовать полученную информацию, вычленять необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по проведению контроля и самоконтроля выполнения задания. | |
Закрепление. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний. | Составьте 3 предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички. -Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й) Оценивание. -Возьмите «лист самооценки», оцените свою работу на данном этапе. Раскрасьте цветочек №5. • я доволен работой (красным) • я доволен, но можно сделать лучше (жёлтым) • я не доволен (синим) | Демонстрируют известные знания и способы действий. Оценивают свою работу. | Личностные:формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Анализ достижения цели, описание способа ее достижения. Регулятивные: контроль, коррекция. Познавательные: умение систематизировать, обобщать изученное. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий; правила и культура взаимодействия. | |
Рефлексия деятельности. Итог урока. Фиксация нового содержания урока. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Дополните одну из фраз: Сегодня на уроке я узнал… я понял… мне было интересно… мне было трудно… Оценивание. -Посмотрите на свой «лист самооценки» и оцените свою работу на уроке. - Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы справились со всеми заданиями без ошибок выберите цветочек красного цвета. - Если вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вы ещё допускаете ошибки – жёлтого цвета. - Если вы считаете, что было трудно на уроке и вы ничего не поняли – синего цвета. - Какая прекрасная цветочная полянка у нас получилась! Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться. - А сейчас, как я вам и обещала, я открою вам маленький секрет, что же имел ввиду малыш, когда произнёс фразу: «У меня есть Шарик!» Посмотрите на фотографию, и вы всё сразу поймёте. (На фотографии маленький ребёнок с щенком) - Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности. | Личностные: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценка своих достижений на уроке.Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Схема-кластер «Имена собственные»