Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Познавательные игры на музыкальном занятии"

Раскрыть роль игр в развитии познавательных интересов, способностей и потребностей ребенка-дошкольника в ходе организации музыкальной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Золотой петушок»

Сообщение на РМО музыкальных руководителей

Семикаракорского района

на тему: «Познавательные игры на музыкальном занятии»

Подготовил:

Музыкальный руководитель

педагог высшей категории

Репницкая Надежда Владимировна

х. Вислый

Сентябрь 2021 г.

Цель: раскрыть роль игр в развитии познавательных интересов, способностей и потребностей ребенка-дошкольника в ходе организации музыкальной деятельности.

Теоретические положения А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, обогащении его развития различными формами и способами деятельности; теория Л.А. Венгера о развитии художественных и умственных способностей, об умении ребенка самостоятельно анализировать; исследования А.С. Выготского по взаимодействию ребенка со взрослыми при вхождении в человеческую культуру; теоретические разработки Н.А. Ветлугиной о донотном периоде обучения дошкольников нотной грамоте в различных видах музыкальной практики подтверждают необходимость развития познавательных и интеллектуальных способностей в дошкольный период детства.

Музыкальное воспитание, обучение и развитие тесно взаимосвязаны. В занятиях с детьми дошкольного возраста особую роль играет развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, обогащение чувств путем приобщения к миру музыкальных образов, отражающих мир природы и человека. Такое воспитание возможно лишь при активизации познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти при получении конкретных знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности.

Игры на развитие внимания:

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание — одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.

В старшем дошкольном возрасте внимание у ребенка начинает контролироваться внутренними логическими процессами.

Внимание детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, очень слабо, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит только его начало или конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием.

Расстройства внимания проявляются у детей и в двигательной расторможенности (гиперактивности), а также импульсивности поведения. Моторная активность бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с СДВ (синдром дефицита внимания) нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).

Такие дети отвлекаются на любые раздражители, не могут долго сосредоточиться на определенной деятельности и самостоятельно выполнить задание до конца. У них постоянно возникают проблемы в общении со сверстниками, часто не устанавливаются с ними дружеские отношения. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергается, в коллективе.

Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т.к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений.

Согласованность текста с музыкой, движением способствуют координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством двигательной активности.

«Небо, воздух, земля»

Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.

Ход игры: Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо» — поднимают руки вверх, «Воздух» — руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле четкого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом.

«Ветерок»

Цель: развивать сосредоточенность слухового внимания, активизировать слуховые, зрительные, тактильные ощущения.

Ход игры: Дети, стоя в кругу, проговаривают текст:

Ветерок к нам прилетел,

Поиграть здесь захотел.

До кого он долетит,

Тот быстрее побежит.

Под музыку Ф. Шуберта «Контрданс» ребенок-ветерок бежит по внешнему кругу. На окончание музыки он останавливается и гладит по плечу близко стоящего к нему товарища. Одновременно остальные дети должны называть его имя. Ветерком становится следующий ребенок, который продолжает игру. Музыка повторяется неоднократно, чтобы все дети участвовали в игре.

«Поймай снежинку»

Вариант первый. 

Цель: Развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять музыкальное предложение.

Ход игры: Под музыку Г. Пахульского «Мечты» дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинки ладошками».

Вариант второй. 

Цель: развивать умение точно выполнять движения то правой, то левой рукой.

Ход игры: Свободно двигаясь, дети ловят снежинки, поднимая руку вверх, перед собой.

Вариант третий. 

Цель: Формировать долгий плавный выдох.

Ход игры. Дети изображают, как поймали снежинку, а затем, на окончание музыкального предложения, сдувают ее с ладошек.

Игры на развитие памяти:

Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами.

Исследования психолога 3. Богуславской показали, что дети со слабой памятью — это чаще всего дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания. Также страдает память в значительной мере у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их память отличается качественным своеобразием: ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

Важнейшим условием для развития памяти являются специальные усилия ребенка — что-то запомнить для того, чтобы потом припомнить. Формирование у детей готовности к таким умственным усилиям развивает способность к целенаправленному, намеренному запоминанию.

Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения, если взрослые помогают детям овладеть средствами и рациональными приемами запоминания, чтобы удержать в памяти информацию и воспроизвести ее в нужный момент.

В зависимости от того, как долго сохраняется материал в памяти, выделяют краткосрочную и долговременную память. Выделяются и природные свойства памяти: объем запоминания, скорость запоминания, скорость забывания, длительность хранения информации, точность запоминания. В то же время память — это и результат целенаправленной деятельности по развитию этой функции.

Музыкальные игры способствуют развитию и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и в различных формах познавательной деятельности. Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.

«Фотоаппарат»

Цель: Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая — получает задание запомнить порядок сидящих. Под музыку спокойного характера английской народной песни «Спи, малютка» дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончании музыки каждый ребенок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.

«Жуки»

Цель: развивать умение запоминать и удерживать в памяти игровые правила в течение всей игры.

Ход игры: Дети рассчитываются по порядку и свободно встают по всему залу. Они двигаются легким бегом по одному, изображая жуков, услышав свой порядковый номер, и заканчивают бег, услышав другой. «Экоссез». И. Гуммель.

«Что изменилось?»

Цель: развивать и активизировать зрительную память. Оборудование: Стол, игрушки по выбору, колокольчик.

Ход игры: Дети сидят полукругом у стола. Педагог дает установку на запоминание правила игры:

Чтобы память развивать,

Будем с вами мы играть.

Новое вы назовите,

Что изменилось — покажите!

На звучание ритмической пьесы в умеренном темпе педагог на каждый такт ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки в четырехдольном размере на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов. Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

«Венок»

Цель: развивать зрительную и слуховую память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Педагог предлагает запомнить стоящих рядом. На звучание русской плясовой мелодии с четким ритмом взрослый называет детей по именам. Услышав свое имя, ребенок кладет правую руку на левое плечо рядом стоящего участника игры. Второй ребенок, услышав свое имя, кладет правую руку на плечо следующего и т. д. При выполнении движений в левую сторону дети сами называют свое имя с ударением на первом слоге и протягивают левую руку на правое плечо стоящего рядом. Игра будет окончена, когда дети руками «сплетут венок».

Игры на развитие мышления:

Мышление у ребенка развивается постепенно: к концу раннего детства, с 3 - 4 лет, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. К 5 - 6 годам развивается словесно-логическое мышление.

Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного опыта. В игре ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, учится сравнивать и обобщать. При этом обращается внимание на способы умственных действий.

Со стороны взрослых детям оказывается помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать. Такая работа способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.

В играх на развитие мышления развиваются интеллектуальные умения, необходимые в будущем для успешной учебной деятельности. Среди них выделяется восприятие устной речи - слушание. Слушание неотделимо от понимания и осмысления услышанного. В этом процессе выделяются разные уровни - сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире самых разных звуков - природы, окружающего мира, музыки. Музыкальная деятельности развивает механизм слухового внимания: помогает ребенку вслушаться в музыкальную речь, сопоставлять и сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни. Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.

«Исправь ошибку»

Цель: развивать умение анализировать, согласовывать глаголы с существительными.

Оборудование: фланелеграф, карточки с изображением утки, гуся, петуха, курицы, лошади, волка, зайца, кота, медведя, ежика, воробья.

Ход игры: Перед детьми стоит фланелеграф, на котором прикреплены карточки с изображением перечисленных героев небылицы (по куплетам). С окончанием песни им предлагается поставить карточки так, чтобы исправить ошибки в содержании.

1. Заяц крякал: «Кря-кря-кря!»

Волк шипел: «Га-га-га-га!»

Серый кот: «Ку-ка-ре-ку!»

Ничего я не пойму.

2. Мишка зарычал: «Ко-ко!»

Еж зацокал: «Цок-цок-цо!»

Воробей пел: «У-у-у!»

Ничего я не пойму.

«По какому предмету стучу?»

Цель: развивать умение различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы: деревянные палочки, треугольник, стакан с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Надо музыку послушать,

Инструменты подобрать,

Их звучание запомнить

И по тембру различить.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шумана, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду». При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру музыкальных произведений.

«Какая бывает зима?»

Цель: развивать логическое мышление, учить подбирать слова, обозначающие признаки предметов.

Оборудование: Игрушка-слон, палочка.

Ход игры: В центре круга на детском стуле стоит игрушечный слон и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Слон совсем не знает,

Какой зима бывает.

К кому палочка придет,

Тот ответ слону дает.

Ребенок, остановившийся напротив слона, берет палочку и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он называет приметы зимы, например, «снежная, холодная, белая» и т. д. Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем — перейти к называнию признаков существительного.

«Где бывали?»

Цель: развивать творческое воображение, ассоциативное мышление.

Ход игры: Для проведения игры может использоваться народная, классическая, современная музыка в инструментальном, оркестровом или вокальном исполнении. Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2—4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки. Рекомендуемые произведения: А. Гладковский «Маленькая танцовщица». Ц. Пуни «Марш из балета «Конек-Горбунок». А. Глазунов «Болеро из балета «Раймонда». Ф. Шуман «Грезы». С. Рахманинов «Вокализ». Сен-Санс «Лебедь». И. Римский-Корсаков «Пролог из оперы «Снегурочка». Русская народная песня «Уж как по мосту, мосточку». П. Чайковский «Первая симфония», 1 часть. Э. Григ «Утро».

Фото – приложение

Игра «Что изменилось»

Игра «Жуки»

Игра «Венок»

Игра «Разноцветные капельки»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области