Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Роль воспитателя в организации работы малых групп в соответствии с реализацией проекта «Дошкольное пространство без границ»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Роль воспитателя в организации работы малых групп в соответствии с реализацией проекта «Дошкольное пространство без границ»

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются ключевые навыки и умения, необходимые в будущем. Пространство дошкольной группы должно помогать детям расти самостоятельными и инициативными, думающими и активными, творческими и умеющими делать выбор, а не ограничивать возможности детей.

В повседневной жизни и играх детей спонтанно возникают разнообразные объединения, которые психологи называют малыми (или микро-) группами. Общение в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым ребенком социального опыта.

Внутри, группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испробовать и многократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий — с успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребенка намного полезнее, чем оценка, педагога.

В данном проекте «Дошкольное пространство без границ» предполагается организация детей в малые группы, основываясь на их спонтанных объединениях. Это хорошо работает как в проведении сюжетно-ролевых игр, так и в проведении занятий по интересам в свободной игровой деятельности детей.

Многих школьных комплексов, начиная с 2017 года, заинтересовал проект «Дошкольное пространство без границ» и стал реальностью для воспитанников дошкольных отделений. В пилотных ДО города Москвы было организованно развивающее трансформируемое пространство для детей в нескольких дошкольных группах, чаще в 4х из 8-12 групп.

  О проекте

С 2017 года в Москве реализуется проект, направленный на повышение эффективности среды дошкольных групп и максимальное использование ресурсов образовательных организаций для развития воспитанников.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем и спальню в период бодрствования детей для организации игровой и образовательной деятельности. При создании эффективной среды спальня становится не закрытым помещением, куда дети могут попасть только во время сна, а частью единого группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игры и других видов деятельности.

Дошкольное пространство без границ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития дошкольника, учитывая его особенности и потребности. При этом федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрено, что предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Благодаря эффективному использованию пространства создается комфортная среда, у детей появляются новые возможности для совместной деятельности. Пространство группы не остается все время одним и тем же: дети могут его менять в зависимости от своих замыслов.

  Трансформируемое развивающее пространство дошкольных групп

  Зонирование

Каждый ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать себе занятие, и при этом не мешать своим сверстникам. Для этого в пространстве детской группы выделены разные центры активности: для спокойных и подвижных игр, занятий творчеством, обучения, чтения книг и т. д.  Возможность выбрать в группе интересное дело является залогом становления инициативности и самостоятельности у ребёнка.

  Трансформируемость

Основными элементами трансформируемого пространства являются мобильная мебель и полифункциональные подиумы. Вся мебель передвигается с помощью колёс и при ненадобности занимает минимум места за счёт компактной структуры: стулья, столы и тумбы буквально накладываются друг на друга.

  Нейтральный цвет мебели

Нейтральный цвет стен и мебели позволяет организовать образовательную среду с большей гибкостью и трансформируемостью для разных игр. В этом случае за счёт игровых аксессуаров пространство группы может преображаться и каждый раз выглядеть оригинально.

  Полифункциональность

Вся мебель мобильная, т. е. её можно передвигать в зависимости от потребностей. Этой способностью также обладают тумбы и небольшие стеллажи для хранения образовательных материалов: они являются частью общего группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игр и других видов деятельности. Кроме того, тумбы тоже могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — по замыслу детей.

Подобными свойствами обладают и подиумы, размещённые вместо стационарных кроватей. Благодаря им спальня перестаёт быть закрытым помещением, куда дети могут попасть только во время сна, а становится открытой частью группы. Также подиумы предоставляют воспитателям дополнительные возможности для организации образовательной деятельности.

  Интерактивность поверхностей

Интерактивные стенды или стены — это зоны для воспитания художественно-эстетического вкуса, познавательного развития и вырабатывания социально-коммуникативных навыков у ребёнка. Кроме того, эти поверхности представляют собой инструмент, который позволяет изменить предметную среду детской группы, т. е. являются средством трансформации пространства.

  Выстраивание диалога с пространством

В условиях, когда ребёнок проводит в группе детского сада значительную часть времени, предметно-пространственная среда влияет на его умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие. Организация пространства должна способствовать не только творческой активности детей, но и социальному взаимодействию: между детьми, взрослыми и детьми, педагогами и родителями. Другими словами, образовательная среда должна подталкивать к диалогу и участвовать в обучении.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области