Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности поведения детей и подростков из социально неблагополучных семей

Привлечь внимание педагогов к проблемам детей из социально неблагополучных семей Указать признаки социально неблагополучной семьи Указать причины склонности несовершеннолетних к употреблению алкогольных напитков

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности поведения детей и подростков из социально неблагополучных семей

Социально неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». Социально неблагополучные семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка, психологическая и педагогическая безграмотность и многие другие факторы, указывающие на неблагополучие, затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей и переживанию одиночества. Очевидно, что структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.

Ведущими признаками социально неблагополучной семьи являются:

Семья призвана обеспечивать связь личности с социальными, экономическими и демографическими институтами в обществе и в потенциале располагает уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передачи детям социальной программы общества – целей и ценностей, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются. Социальные результаты жизнедеятельности семей имеют общезначимые последствия, которые зависят от многих факторов, в том числе психологического, социального благополучия и неблагополучия семьи.

Общее физическое и психическое развитие детей из неблагополучных семей отличается от развития сверстников, растущих в благополучных семьях. У многих из них отмечается замедление психического развития, ряд негативных особенностей: низкий интеллектуальный уровень, бедная эмоциональная сфера и скудное воображение, задержка в формировании навыков саморегуляции и правильного поведения.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях зачастую находится под угрозой из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы. Эти дети – так называемые социальные сироты, их воспитание должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Одной из наиболее полифакторных составляющих семейного неблагополучия и дезадаптации детей по своим последствиям является алкоголизм. Соотношение биологических и социальных патологий  при алкоголизме у родителей приводит к невротизации и психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей. Алкоголизм является основным патогенным фактором таких хронических заболеваний как олигофрения, психопатия, различных отставаний в эмоциональном и физическом развитии. Кроме того, алкоголь разрушает личность родителей, делая невозможным адекватное психологическое воздействие на детей. Совместная жизнь с человеком с алкогольной зависимостью приводит к серьезным психическим нарушениям у всех членов семьи, то есть – к созависимости. Ввиду неокрепшей психики и отсутствия необходимого жизненного опыта в этом плане дети особенно уязвимы.

Семейные отношения характеризуются постоянными конфликтами, маргинализацией культурного уровня и ценностных ориентации родителей, что приводит к различного рода аддикциям.

У детей склонность к употреблению алкогольных напитков связываются с двумя основными причинами:

Царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, отчужденное поведение родителей травмирует психику ребенка, а морально-психологическая травма, полученная в детстве, сказывается на дальнейшем развитии личности.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что: дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя; они вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; зачастую не осознают своих чувств, не понимают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми, и у них вновь появляются те же проблемы, что были в доме пьющих родителей. Они чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неопытности или неосмотрительности допускают ошибки, не оправдывают ожидания родителей, открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях. Старшие дети в семье, независимо от возраста, вынужденно берут на себя ответственность за поведение родителей и за уход и воспитание младших. Родители же могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью. Имея низкий уровень психологической и педагогической культуры, они считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они. Самооценка ребенка также может зависеть от родителей (они зачастую относятся к нему, как к равному, не давая возможности быть ребенком).

Влияние на детей в семьях с нарушением детско-родительских отношений представляют не меньшую опасность, поскольку проявляется не прямо – через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно – вследствие нездоровых отношений между супругами, а также между родителями и детьми, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, хроническим эмоциональным отчуждением и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Семейное неблагополучие и пренебрежение родителей своими обязанностями в воспитании детей отрицательно влияет на формирующуюся личность ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. Дети, ставшие свидетелями многочисленных ссор родителей, получают неблагоприятный опыт в жизни.

У ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. Следствием семейного воспитания  в социально неблагополучной семье довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребенок всячески пытается противостоять, «адаптироваться», как-то выжить. Распространенная форма психологической защиты детей – отрицание. Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного при общении с родителями и учителями, когда у него требуют объяснений по поводу его провинностей.

Вследствие снижения учебной мотивации у ребенка возникает желание не посещать школу, а проводить время с теми, кто его поддержит в этом направлении. Это может привести к уходам из дома, употреблению алкоголя и наркотиков. Не находя внимания, понимания и заботы в семье ребенок ищет общения на улице с теми детьми и подростками кто также находится в социально опасном положении. Задачей социальных педагогов и школьных психологов является раннее выявление отклонений в поведении ребенка. Снижение работоспособности на школьных занятиях или ухудшение отношений с одноклассниками может стать сигналом для педагогов к работе с такими детьми. Своевременное комплексное оказание помощи детям и их родителям или законным представителям может помочь в решении многих семейных проблем.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области