Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.
«Путешествие по островам знаний».
Цель: Закрепление и обобщение знания детей по темам, пройденным в учебном году.
Задачи:
1.Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: деление слова на слоги; звуки русского языка, антонимы; синонимы; составление предложений, составление текста по серии картинок;
2. Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
3.Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Оборудование: Бутылка с письмом от пиратов. Буквы, картинки с изображением животных, сюжетные картинки для составления рассказа, сундук с сокровищами.
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утром, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.
. Мне приснился одноглазый пират.
- А вы знаете, кто такие пираты? (морские разбойники)
- Да, действительно, это морские разбойники, которые плавали по морю на больших кораблях и грабили другие корабли
Во сне я видела, как пират Крюк прятал клад. И вы не поверите, когда я проснулась, то увидела эту бутылку, а в ней лежало письмо. Конечно, такое чудо может произойти только в сказке, но оно случилось в нашей с вами жизни.
Чтение письма:
Я пират и зовут меня капитан Крюк.
Я спрятал клад на одном острове.
Но чтобы его найти,
Надо путь трудный пройти.
Я дам вам карту сокровищ, но вам
Необходимо выполнить все мои задания.
Воспитатель:
-Ну что хотите отправиться в путешествие на поиски клада?
-На чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Все согласны?
Вы готовы?
Дети: Да!
-Но сначала нам нужно придумать название нашего корабля. (Предложения детей)
- Давайте назовем наш корабль «УДАЧА!»
-Молодцы.
Воспитатель:
А теперь можно занять места на корабле и поднять якорь.
Сегодня я ваш капитан. Расправили ручки -изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель:
А вот и первый остров. И он называется «Скажи ласково».
Скажи ласково (с мячом)
Я вам буду говорить слова и бросать мячик, а вы мне будете говорить как это можно назвать ласково (по 2 примера к слову)
Волк, лиса, дом, нос, мост, торт, стул, кровать, яблоко, цветок, шкаф, книга, сказка, апельсин, корабль.
Молодцы!
-Плывем дальше?
Закрываем глазки и отправляемся на следующий остров.
Мячику очень понравилось играть с вами. А вам? Тогда сейчас поиграем в другую игру.
Д/и «Скажи наоборот» (вспоминаем антонимы)
доброта – злоба,
сила – слабость,
холод – жара,
ум – глупость,
тишина – шум,
веселье – грусть,
день - ночь;
твердый – мягкий,
чистый – грязный,
молодой – старый,
сладкий – горький,
большой – маленький,
высокий – низкий,
тихо-громко,
темно-светло,
далеко – близко.
Вы приближаетесь к огромной скале, чтобы с ней не столкнуться, нужно выполнить задание. Но где же задание?
Смотрите, за бортом подсказка (бутылка), в ней задание. Теперь мы не столкнемся с огромной скалой.
Яна, вытащи из бутылки задание. Прочти, что написано. Подбери слова-признаки к этому слову.
Данил,вытащи из бутылки задание. Прочти, что написано. Подбери слова-признаки к этому слову
Эрик, вытащи из бутылки задание. Прочти, что написано. Подбери слова-признаки к этому слову
Соня, вытащи из бутылки задание. Прочти, что написано. Подбери слова-признаки к этому слову
небо, рыбка, остров, моряк.
-Молодцы!
Хорошо, а сейчас капитан Крюк предлагает размяться.
Физминутка
До следующего острова, доберемся шлюпками. Пересаживаемся, работаем веслами, прибавляем скорость. (Дети изображают работу с веслами, затем смотрят в бинокль вправо, влево). - Ребята, замрите. Появилось много чаек. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева, посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. Изобразите руками чаек, они, то удаляются , то приближаются к нам . (Упражнение для глаз). - Прошу всех пройти в свои каюты. (Дети садятся за столы).!
Мы приплыли к острову Азбуки.
- Чем отличаются звуки от букв?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
На столе у вас задание.
Названия каких картинок одинаково? Соедини эти картинки линиями.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Рустам, с какой картинкой ты соединил карандаш? Почему их соединил?
Даша, березу с какой картинкой ты соединила? Почему соединила?
Артем, какие из этих слов начинаются с гласной буквы? С какой картинкой соединил?
Салават, какая картинка осталась? С какой картинкой ее соединил? Почему?
Ребята, напишите из букв слово. Какое слово получилось? (Буквы лежат на тарелке)
Эрик, напиши это слово на доске. - "Лиса".
Сколько букв в слове "Лиса"? (4буквы)
А сколько звуков в слове "Лиса" (тоже 4)
Сколько согласных звуков в слове "Лиса" (2согласных звука)
Назовите их. (Звуки Л,С)
Сколько гласных звука в слове "Лиса" (2 гласных звука)
Какие это звуки? (И,А)
Сколько слогов в слове "Лиса" (Два)
Составим звукобуквенный анализ этого слова.
Артем, помоги, пожалуйста, выходи к доске. И сделай разбор, а остальные у себя сделайте.
Первая буква в этом слове ЭЛ, обозначает звук ([л]), Звук согласный и мягкий. Ставим квадрат зеленого цвета.
Вторая буква в слове И, обозначает звук ([и]) Это гласный. Значит ставим квадрат красного цвета.
Третья буква в слове ЭС, обозначает звук ([с]. Это согласный твердый звук, квадрат синего цвета).
Четвертая буква в слове А, обозначает звук ([а]. Это гласный звук, квадрат красного цвета) .
-И с этим заданием справились!
-И последний остров к которому мы с вами приплыли называется «Остров интересных рассказов».
-Капитан Крюк приготовил для вас последнее задание. Вот такие картинки, и предложил вам придумать продолжение сказкиВ.Г. Сутеева «Кораблик»
А сейчас придумайте свою сказку про кораблик. Всё, что касается лягушонка, можно взять из сказки Сутеева, а какие были у него друзья, что они строили и в чем всё закончилось, придумайте сами.
С рассказами выступают два - три ребенка по одному. Все дети вместе с воспитателем оценивают их рассказы.
Дети придумывают продолжение к сказке В.Г. Сутеева «Кораблик».
(1-2 ребенка рассказывают полностью рассказ, который получился)
-Ребята, вы все большие молодцы! У нас получился замечательный рассказ.
-Ну, вот мы с вами выполнили все задания капитана Крюка.
Рефлексия:
- Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам наше
путешествие? Что вам больше всего запомнилось (ответы детей). Задания для вас были трудными или лёгкими?
-Какое задание вызвало у вас затруднение?
Если вам занятие понравилось и если вы справились заданиями, то возьмите смайлик с улыбкой и приклейте его на кораблик. А если не справились и задания вызывали трудности, то возьмите смайлик с грустной улыбкой и сделайте мостик с корабля на остров. Знайте, что сокровище пирата может взять тот, кто честен. Откроем сундук пирата. Золотые монеты по праву ваши.
Ответы детей. Капитаны команд открывают сундук с сокровищем (шоколадные медали), раздают их детям. Ребята, наше путешествие подошло к концу.
чтение письма:
Я пират и зовут меня капитан Крюк.
Я спрятал клад на одном острове.
Но чтобы его найти,
Надо путь трудный пройти.
Я дам вам карту сокровищ, но вам
Необходимо выполнить все мои задания.