Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Дошкольный период - это время в развитии у ребенка общих способностей, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности. Творческий потенциал (концепция А. М. Матюшкина) – это творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих.
В детском саду создается атмосфера, побуждающая детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, к приобретению опыта успешной творческой деятельности. Главная задача педагогов - развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое.
Приоритетным направлением моей работы является проектная деятельность, которая развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проект-это самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В проекте объединяется содержание образования из различных областей знаний, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Проект-это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация.
Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет:
- повышать самостоятельную активность детей;
-развивать творческое мышление;
- развивать умение детей самостоятельно находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности;
- создать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов, родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными: игровые, творческие, познавательные.
За время педагогической деятельности мною разработаны и реализованы следующие проекты:
Книжкина больница;
Как животные приветствуют друг друга;
Салон красоты;
Сюжетно - ролевая игра «Телевидение»;
Неделя книги;
Неделя игры и игрушки;
Неделя здоровья;
Ядовитые растения и ягоды;
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игры;
Дедушка Корней. Путешествие по сказкам К. И. Чуковского;
Экологическая тропа;
Во саду ли, в огороде;
Прежде чем приступить к реализации проекта, я тщательно продумываю этапы проекта. Очень важно, что бы они были не слишком трудоёмкими и выполнялись с желанием и радостью.
Презентация проекта - всегда зрелищный момент. На неё можно пригласить родителей, именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и её необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребёнка, родителя, педагога.
Результат моей проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества будут способствовать успешному обучению детей в школе.
В дальнейшем планирую внедрить в работу ещё несколько проектов по исследовательской, творческой и театральной деятельности.
Материал подготовила:
воспитатель 1 категории
М. Н. Ковалева