Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Менторинг как элемент методики профессионального обучения школьников

Использование технологии менторинга для подготовки школьников к самостоятельному выполнению профессиональных задач, оказания помощи в профессиональном становлении, приобретения профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области "Балашихинский техникум"

Ерлыкова Светлана Викторовна

МЕНТОРИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В рамках реализации приоритетного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья - получение профессии вместе с аттестатом» в ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" обучаются 93 школьника по трем профессиям: оператор электронно-вычислительных машин, токарь, повар.

Обучение школьников осуществляется на основании договоров о профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки с 4 школами городского округа Балашиха с использованием инфраструктуры техникума.

В разрезе каждой отдельной профессии выбор школьников распределился следующим образом:

Для решения основных задач проекта по ранней профориентации и возможности получения школьниками профессиональной подготовки параллельно с окончанием школы используются различные формы и методы обучения.

Наибольший положительный отклик у школьников вызвало применение в образовательном процессе менторинга.

Менторинг представляет собой процесс взаимодействия более опытного человека с менее опытным, в результате которого более опытный (ментор) передает менее опытному (подопечному) свои знания, умения, навыки для того, чтобы подопечный достиг определенных результатов.

Менторинг - это модель передачи опыта, в которой ментор служит консультантом, наставником, советником, тренером, психологом обеспечивающим возможности для развития, роста и поддержки подопечных.

В процессе ментроинга ментор добровольно делится своим опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения результатов.

В рамках организации учебного процесса менторинг осуществляется по принципу "равный - равному". В роли ментора в данном случае выступают студенты старших курсов. Особенность этого типа менторинга заключается в том, что менторы и их подопечные не имеют значительной разницы в возрасте, в статусе, а отличаются только уровнем опыта в профессиональной деятельности. Преимуществами такого менторинга является постоянное общение подростков друг с другом, отсутствие образовательного, статусного и возрастного барьеров, равенство общающихся между собой по уровню развития, а также высокая степень доверия друг к другу. Взаимное доверие между ментором и подопечным является основой для открытого диалога.

Менторинг предполагает взаимное уважение и признание компетенций обеих сторон, достаточное количество времени на общение, готовность ментора и его подопечных учиться друг у друга. Поэтому не каждый студент способен стать ментором. Для качественного менторинга необходимо, чтобы ментор удовлетворял следующим требованиям:

Отбор менторов происходит по принципу добровольности из студентов 3 и 4 курсов. При отборе менторов проводится интервьюирование студентов, психологическое тестирование, берутся во внимание их собственные достижения в учебной деятельности. После отбора менторов преподаватель обучает их, инструктирует, закрепляет за менторами подопечных, ставит перед ними определенные задачи.

Выделим основные функции ментора:

Поддержка учебного процесса своего подопечного - важнейшая задача ментора. Ментор и подопечный являются участниками структурированных партнерских отношений. Важно помнить, что несмотря на то, что в результате совместной работы отношения полны доверия, они должны оставаться на профессиональном уровне.

На первый взгляд кажется, что подопечный получает больше преимуществ. Но вместе с тем, в процессе менторинга ментор приобретает множество навыков: умение мыслить критично, точно оценивать ситуацию, коммуникативные навыки, умение мотивировать других, умение управлять людьми.

Менторы из числа студентов привлекаются при проведении профконсультационных часов, проведении практических занятий. Используются различные способы взаимодействия между менторами и подопечными: студент делает работу и комментирует, а школьник наблюдает; студент выполняет основную работу, а школьник помогает ему, выполняя простейшие операции; школьник выполняет работу, а студент помогает ему; школьник работает, а студент наблюдает.

В применении менторинга в образовательном процессе есть свои достоинства и недостатки. Среди основных положительных моментов мы можем выделить следующие: готовность к диалогу и обсуждению делают общение в процессе обучения более искренним, школьники чувствуют себя уверенней, предлагают новые необычные способы решения учебных заданий, снижается число ошибок под руководством ментора, у студентов появляется возможность поделиться полезным опытом.

Вместе с тем, есть в процессе менторинга и свои "минусы", такие, как навязывание подопечному своего мнения в силу авторитарности ментора, часто обилие критики со стороны ментора.

Использование менторинга, как элемента методики обучения школьников в рамках реализации проекта "Путевка в жизнь", позволило активизировать познавательный интерес школьников, повысить уверенность школьников в себе, повысить стремление к получению новых знаний и формированию новых умений, способствовало их быстрому вхождению в рабочий ритм, что обеспечило в целом повышение качества обучения. Также для обучающихся важна ситуация успеха, причем в данном проекте мы получаем "двойной успех". Студенты достигают успеха в обучении школьников, а школьники достигают успеха в приобретении навыков, то есть сотрудничество в рамках обучения с использованием менторинга - это взаимовыгодный проект.

Говоря о перспективах развития профессионального обучения школьников необходимо:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области