Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему "Развитие сенсорной сферы детей раннего возраста"

Теория, примеры собственно педагогической практики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 « Гнездышко »

темА: «Развитие сенсорной сферы детей раннего возраста»

Выполнил Воспитатель:

Шакурова Л.Д.

г. Тольятти, 2021

1. Теория

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического. Эстетического воспитания.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего, умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познаниями. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепки, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух и зрительное восприятие начертание букв. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемое в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного восприятия должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Понятие «сенсорное культура» вошла дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. В основе своей педагогической системе она положила – биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала одного представить ребенку самому себе, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию, к самовоспитанию, к самообучению, а задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.

В качестве ведущих дидактических принципов, наряду с индивидуализацией, обучение М. Монтессори выделяла таким, как кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть незаметным и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания. Также Монтессори считала, что для приобретения сенсорной культуре достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различие формы цвета и величины и других свойств предметов. Такая точка зрения ошибочная, т.к. сенсорная культура – это результат усвоения ребенка сенсорной культуры, созданной человечеством. Так как ребенок воспринимает все это, но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и происходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов:

Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, т.к. именно форма, величина и цвет имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.

Сенсорное развитие в раннем возрасте.

Ранний возраст – период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе большие возможности для развития восприятия и представлений. Также профессор Щелованов Н.И. назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде – основной вид воспитания.

На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Эти представления должны быть разнообразны. Ребенка следует знакомить со всеми основными свойствами – это шестью цветами (голубой цвет исключить), белым и черным цветом, с формами как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Знакомя различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания к употреблениям их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» и «крышей». Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но требует этого от детей. Достаточно, чтобы они научились правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же».

Исключение здесь составляет ознакомления с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. Это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов детьми раннего возраста, существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Например, название цветов: морковный, апельсиновый, вишневый и т.д.

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно название прямоугольного бруска – кирпичиком, треугольной призмы – крышей, предметом овальной формы – огурчиком или яичком.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, нужно организовать такие действия с предметом, при которых требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Для этого предлагают детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг друга, сравнивая цвета.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные, продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значение. Поэтому, обучая малышей. Выполнять простейшие продуктивные задания. Необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов.

К трехлетнему возрасту завершается подготовительной этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения или сенсорной культуры.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания с продуктивными видами деятельности. Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному воспитанию.

Из этого следует, что дидактические игры являются основным средством сенсорного воспитания. Они выполняют определенные функции: во-первых, учебную, которая направлена не организацию и дальнейшее совершенствования сенсорного опыта детей; во-вторых – игровая. Ради которой действует ребенок; в-третьих – это контроль за состоянием сенсорного развития детей. Для этого используют дидактические материалы игрушки – вкладыши, геометрическое лото.

Ребенок, увеличенный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того что он учиться. Дидактические игры на занятиях подчиняются логики и помогают воспитателю сделать учебные задачи более понятными и интересными для детей.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия. Направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы, в значительной мере ориентируясь на их цвет.

Воспитатель знакомить детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной, конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму величину предметов; играя с кубами – вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.

Воспитатель также обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких – то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники – созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо еще подрасти и пр.

В повседневной жизни воспитатель фиксирует внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое.

Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега(воды). Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая кукла в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Воспитателю не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации, их практической деятельности.

Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой – во вне учебного времени у ребенка закрепляются те знания и умения, которые сформированы на занятиях.

Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно - образовательной работы в детском саду.

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Число занимающихся может быть разным –от 3-4 до 6-8 зависимости от возраста и степени обученности.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить спокойно, слушать воспитателя выполнять его указания, требования. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

Так, успешная организация занятий по ознакомлению со свойствами предметов при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисование краской.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качестве приготовления дидактического материала. Чистые способствуют накоплению сенсорных представлений. цветовые тона, приятная фигура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствую накоплению сенсорных представлений.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность.

Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводиться с детьми 1г.

1г.3мес. – 1-2 раза в неделю, более старшими – 1 раз в 2 недели, при этом необходимо закрепление у детей полученных знаний в самостоятельной деятельности, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Занятие на повторение в период раннего детства недолжно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность может привести к механическому запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Первоначально малышами дают задания группировка предметов. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец по цвету. Но повторность предусматривают тонкое усложнение.

В начале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами, затем более близкими.

На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предмета; т.е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

В планировании методом обучения маленьких детей четко просматривается постепенность их изменения. Основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению – это объяснение должно быть предельно кратким, т.к. каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку.

В третьей части задания при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания оказывается периодичную помощь. На начальных этапах обучения используется развернутая инструкция, так при группировке предметов по величине:

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задание быстрее другие с помощью педагога.

При проведении игр – занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. так в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании детей узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при катании на санках учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол они знакомятся с величиной. Формы предметов дети учитывают в играх со строительным материалом и т.д.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия проводятся при естественном освещении. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях.

Примерные задания для детей:

Цель обучения: является фиксация детей на свойствах предметов, формирование у них простейших предметов, установления тождества и различие величины, формы цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

Цель обучения: является выработка у детей умения соотносить свойства разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов.

Цель обучения: фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерному признаку. Подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

Собственная педагогическая практика.

При ознакомлении с формой я провожу игры, основанные на практических действиях ребенка, требующих опоры на форму предмета. Затем провожу игры, где надо сопоставить форму зрительно.

Ребенок сопоставляет форму, и у него развивается восприятие формы постепенно у ребенка формируется представление, связанное со словом – названием формы.

После этого можно проводить игры, связанные с представлениями. Например, находить в группе предметы разной формы по слову – названию.

Наиболее сложным в работе по развитию у детей восприятия является развитие восприятия цвета, так как это свойство не может быть выделено практически. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Когда дети научились определять цвета путем наложения и приложения, я перешли к играм, в которых требуется настоящее восприятие цвета, т.е. выбор по образцу, когда предметы находятся на расстоянии. Например, дидактическая «Найди свою пару». Действуя с цветом, дети начинают запоминать названия цвета.

Основные приемы, которые я использую в работе – это показ способа действия, речевой образец.

Работу по развитию детского восприятия нельзя заключить в какие –то временные рамки, этот процесс должен идти постоянно, поэтому я постаралась создать в группе условия для самостоятельной деятельности детей. Которая помогает решать поставленные задачи. Это всевозможные пирамидки, вкладыши. Втулочки, мозаика, цветная посуда и др.

Я также побуждаю детей проговаривать свои действия. Например, «У меня красная чашка. Я поставлю ее на белое блюдце. ».

Помогаю увидеть в наблюдаемом главное, существенное, отвечают на вопросы.

Литература.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области