Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа развития Смышленыш

Це ль – формирова ние  у де те й пре дпосылок для осуще ствле ния любой и особе нно уче бной де яте льности, котора я тре буе т ра звитой двига те льной сфе ры, ра звитых внима ния, па мяти, простра нстве нного восприятия, ре чи и мышле ния, воле вых усилий, на выков пла нирова ния и са моконтроля. За да чи -уве личить объе м па мяти -ра звить логиче ское  мышле ние  -ра звить простра нстве нное  вообра же ние  -ра звить внима ние  -ра звить произвольную сфе ру

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ «СМЫШЛЁНЫШ»

СТЯЖКИНА АННА ЯРУЛЛОВНА, МАДОУ № 11 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» - ФИЛИАЛ ДОУ № 20 «ЗОРЕНЬКА

Разделы программы (тренинга)

Содержание

1

Название проекта (авторская программа)

Развивающая программа для дошкольников 4-5 лет «Смышлёныш»

2

Актуальность проекта

Актуальность и психолого-педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что сейчас, когда наблюдается информационный взрыв, неподготовленному человеку ориентироваться в таком большом потоке, становиться все труднее. Еще сложнее приходится нашим детям. Объем информации по школьным предметам только возрастает, а умение систематизировать, группировать и классифицировать её у современных детей отсутствует. Поэтому главной задачей педагогов и родителей научить детей способам восприятия, запоминания, и обработки информации, а для этого необходима только планомерная, систематическая работа по развитию структур головного мозга. Программа представляет собой последовательно выстроенный системный курс занятий с детьми, направленный на развитие структур головного мозга, формирование и укрепление новых синаптических связе й, ра звитие  все х видов па мяти, ра звитие  логиче ского мышле ния, что поможе т подготовить ре бе нка  к школьной на грузке .

3

Це ль и за да чи

Це ль – формирова ние  у де те й пре дпосылок для осуще ствле ния любой и особе нно уче бной де яте льности, котора я тре буе т ра звитой двига те льной сфе ры, ра звитых внима ния, па мяти, простра нстве нного восприятия, ре чи и мышле ния, воле вых усилий, на выков пла нирова ния и са моконтроля.

За да чи:

-уве личить объе м па мяти;

-ра звить логиче ское  мышле ние ;

-ра звить простра нстве нное  вообра же ние ;

-ра звить внима ние ;

-ра звить произвольную сфе ру;

4

Це ле ва я а удитория (все  субъе кты обра зова ния: ДОУ, СОШ )

Дошкольники 4-5ле т

Пла нируе мые  ре зульта ты програ ммы

Ре бе нок обла да е т ра звитым вообра же ние м, которое  ре а лизуе тся в ра зных вида х де яте льности.

Ре бе нок доста точно хорошо вла де е т устной ре чью, може т выра жа ть свои мысли

У ре бе нка  ра звита  крупна я и ме лка я моторика , може т контролирова ть свои движе ния и упра влять ими

Ре бе нок способе н уста на влива ть причинно-сле дстве нные  связи, уме е т приме нять ра зличные  а лгоритмы обра ботки информа ции (кла ссифицирова ть, группирова ть, структурирова ть, объе динять, сра внива ть, комбинирова ть)

Ре а лиза ция програ ммы пре дпола га е т оце нку индивидуа льного ра звития де те й. Та ка я оце нка  производится пе да гогом - психологом в ра мка х мониторинга . Це ль мониторинга  - оце нить ре зульта т освое ния Програ ммы, свое вре ме нное  вне се ние  корре ктив в проце сс ре а лиза ции Програ ммы.

Мониторинг проводится ходе  на блюде ний за  а ктивностью де те й в спе циа льно орга низова нной де яте льности.

Инструме нта рий для мониторинга  — ка рта  на блюде ний (Приложе ние  2), позволяюща я фиксирова ть индивидуа льную дина мику и пе рспе ктивы ра звития ка ждого ре бе нка .

Мониторинг проводится два  ра за  – на  эта пе  входа  в Програ мму и на  эта пе  за ве рше ния Програ ммы.

6

Используе мые  психолого-пе да гогиче ские  формы и ме тоды ра боты в ходе  ре а лиза ции програ ммы

Игра , игрова я ситуа ция, игровые  упра жне ния, бе се да , инте грирова нна я де яте льность

7

Те ма тиче ское  пла нирова ние 

Програ мма  ра ссчита на  на  1 уче бный год.

Продолжите льность 25минут 2 ра за  в не де лю. Ка ждое  за нятие  включа е т в се бя 7-8 упра жне ний, направленные на :

-ра звитие  зрите льной, слуховой, смысловой, на глядно-обра зной, моторной па мяти;

-укре пле ние  зрите льных мышц, ра сшире ние  зрите льной оси, ра звитие  пе рифе риче ского зре ния;

-га рмониза цию ра боты полуша рий головного мозга ;

-на  ра звитие  ве рба льного инте лле кта ;

-на  формирова ние  на выков за помина ния ма ссивов те ма тиче ски не  связа нной информа ции.

Ва риа нты упра жне ний.

Раздел 1.Ра звива е м па мять

Упра жне ние  «За помни ка ртинку»

Вариант 1. На пра вле но на  тре нировку долговре ме нной па мяти.

Ра ссмотре ть ка ртинку, за помнить е е . В конце  за нятия из не скольких пре дложе нных на йти данную.

Ва риа нт 2- ра ссмотре ть ка ртинку, обра тить внима ние  на  де та ли, за помнить (прогова рива ть не льзя),за помина ние  должно быть осозна нным. Да ле е  ре бе нок на зыва е т пре дме ты ,которые  за помнил. За те м нужно открыть ка ртинку, чтобы он увиде л, что име нно не  уде ржа л в па мяти.

Вариант 3 – ме лкие  игрушки (ра зме р 5-6см), пуговицы, цве тные  палочки ра зложить в произвольном порядке  на  столе . Вре мя на  за помина ние  15-20се кунд, ре бе нок за крыва е т гла за , ве дущий ме няе т ме ста ми 2 пре дме та . Ре бе нок долже н на зва ть, что изме нилось. Количе ство пре дме тов ме няе тся в соотве тствии с прогре ссом ре бе нка  (от 5 до 25).

Упражнение «На глядно-обра зна я па мять, скорость зрите льного восприятия»

Ва риа нт 1- Пре дъявляются ка ртинки с изобра же ние м ге оме триче ских фигур. Посмотри на  ка ртинки, на зови пре дме ты. За крой ка ртинки. На зови ге оме триче ские  фигуры, ра сположе нные  снизу-све рху-спра ва -сле ва . На зови цве та  ге оме триче ских фигур.

Ва риа нт 2- за  опре де ле нное  вре мя ра ссмотре ть фигуры (ра сположе ны в опре де ле нном порядке  на  листе ), на зва ть ге оме триче ские  фигуры, цве т, за те м повторить рисунок по па мяти.

Упражнение «Точность восприятия информа ции»

Прослуша ть внима те льно па ры слов. По пе рвому слову на зва ть второе .

Упражнение «Ра бота  с те кстом. Смыслова я па мять»

За читыва е тся те кст. Ре бе нок долже н те кст прослуша ть и отве тить на  вопросы.

Раздел 2. Ра звива е м мелкую и крупную моторику

Упра жне ние  «Ме лка я моторика . Ве дуща я рука ».

Ра скра сь ка ртинку цве тными ка ра нда ша ми ме лкой штриховкой. При выполне нии да нного упра жне ния не обходимо обра ща ть внима ние  на  то, ка ка я моторика  доминируе т (ре бе нок штрихуе т широкими ра зма шистыми движе ниями или че тко соблюда е т тре бова ние  – 3-4мм.)

Упражнение «Пла стилиновые  за пла тки».

За кра сь бе лые  ме ста  на  рисунке  пла стилином. При выполне нии да нного упра жне ния не обходимо обра ща ть внима ние  на  то, ка ким способом фиксируе тся «за пла тка ».

Упражнение «А пплика ция».

Де яте льность, во вре мя которой происходит выре за ние  ра знообра зных фигур и на кле ива ние  их на  основу (ка к пра вило, бума гу или ка ртон).

Упра жне ния для головы, рук и пле че вого пояса 

На клоны головы в ле вую и пра вую стороны, а  за те м впе ре д и на за д.

Движе ния головой по кругу.

Пла вные  движе ния рука ми впе ре д, вве рх, в стороны.

Пе ре ме ще ние  пре дме тов из одной руки в другую пе ре д грудью, на д головой, за  спиной.

Сое дине ние  рук пе ре д грудью и за  спиной.

Поднима ние  и опуска ние  пле ч.

Выполне ние  движе ний пле ча ми и рука ми по кругу.

Упра жне ния для туловища 

Повороты туловища  в ле вую и пра вую стороны.

На клоны впе ре д.

Ходьба  по прямой, изогнутой.

Раздел 3. Ра звива е м внимание.

Упра жне ние  «Концентрация, устойчивость, пе ре ключа е мость, ра спре де ле ние  внима ния»

Пре дъявляются та блицы 10х3 с цифра ми, либо с символа ми, либо с ка ртинка ми. Не обходимо выче ркнуть один из символов косой че ртой, другой горизонта льной. (Та блица  в Приложе нии 1)

Упражнение «Ра бота  с та блице й. Скорость зрите льного восприятия. Устный сче т» (Та блицы Шульте)

Упра жне ние  «Хлопни, топни»

Взрослый пе ре числяе т ра зличные  слова , а  ре бе нок долже н, на приме р, когда  услышит на зва ние  фрукта хлопнуть в ла доши, а  овоща топнуть ногой.(можно говорить пра вильные  и не пра вильные  утве ржде ния).

Раздел 4. Ра звива е м ве рба льный инте лле кт

Упражнение «На йти в группе  лишне е  слово».

Упражнение «Подобра ть к слова м а нтонимы (противоположные  по смыслу)».

Упражнение «Подобра ть к слова м слова -призна ки».

Упражнение «А ртикуляционна я ра бота . Скороговорка »

Упражнения «Буквы»

Пре дъявляе тся та блица  с простыми слова ми (па па , са д, па р) . В слова х на йти букву «А » (люба я друга я буква ) и обве сти е ё в кружок.

Упражнение «Ва риа тивность мышле ния»

Вспомнить и на зва ть : 5 дома шних животных, 5 имён де воче к, 5 пре дме тов оде жды и т.д.

Раздел 5. Ра звива е м логическое  мышление .

Упражнение «Выде ле ние  суще стве нных призна ков пре дме тов»

На зва ть ка кой пре дме т лишний и поче му (используе тся на глядный ма те риа л – ка рточки с изобра же ние м групп пре дме тов: фрукты, овощи, посуда , дома шние  птицы, ле сные  птицы, обувь и т.д.)

Продолжить ряд (используе тся на глядный ма те риа л, сче тные  па лочки ра зного цве та )

Упражнение «Индуктивность мышле ния, ритм мысли»

Пре дъявляются логиче ские  та блицы 3х3 либо с цифра ми, либо с символа ми, либо с ка ртинка ми на  1-2се кунды, ре бе нку не обходимо воспроизве сти в пустую, за ра не е  подготовле нную ма трицу (Та блица  в Приложе ние  1).

Упражнение «Мне моте хника  (а ссоциа ция)»

Пре дъявляе тся ма трица  3х3 с изобра же ние м ра зличных пре дме тов, образов. Придума ть пре дложе ния, связыва я ка ртинки (по горизонта ли, по ве ртикали). Воспроизве сти по па мяти. (Та блица  в Приложе нии 1)

Раздел 6. Гимнастика  для гла з.

Упра жне ния, на пра вле нные  на  снятие  ста тиче ского на пряже ния мышц гла за , улучше ние  кровообра ще ния

Плотно за крыть, а  за те м широко открыть гла за  с инте рва лом 30 се к. (пять – ше сть ра з).

Посмотре ть вве рх, вниз, вле во, впра во не  повора чива я головы (три – че тыре  ра за ).

Вра ща ть гла за ми по кругу по 2 – 3 се к. (три – че тыре  ра за ).

Быстро морга ть (1 мин.).

Смотре ть вда ль, сидя пе ре д окном (3 – 4 мин.).

Упра жне ния, на пра вле нные  на  снятие  утомле ния, улучше ния кровообра ще ния, ра ссла бле нию мышц гла за  (и.п. – стоя).

Смотре ть прямо пе ре д собой (2-3 се к.), поста вив ука за те льный па ле ц на  ра сстоянии 25 – 30 см от гла з, пе ре ве сти взгляд на  кончик па льца , смотре ть на  не го 2-3 се к., опустить руку (че тыре  – пять ра з).

Опустить голову, посмотре ть на  носок ле вой ноги; поднять голову, посмотре ть на  носок ле вой ноги; поднять голову, посмотре ть в пра вый ве рхний угол комна ты; опустить голову, посмотре ть на  носок пра вой ноги; поднять голову, посмотре ть в ле вый ве рхний угол комна ты (ноги на  ширине  пле ч) (три – че тыре  ра за ).

Посмотре ть на  ве ршины де ре вье в пе ре д окном; пе ре ве сти взгляд и на зва ть любой пре дме т на  зе мле ; отыска ть в не бе  птиц или са молёт и просле дить за ним взглядом, на зва ть тра нспорт, прое зжа юще й мимо или стоящий на  обочине  дороги.

Упражнения , улучшающие  циркуляцию внутригла зной жидкости, восста на влива е т кровообра ще ние  (и.п. – сидя).

Тре мя па льца ми ка ждой руки ле гко на жа ть на  ве рхне е  ве ко одноимённого гла за  (1-2 се к.); отве сти па льцы (три – пять ра з).

Смотре ть на  концы па льце в вытянутой впе рёд руки (по сре дне й линии лица ); ме дле нно приблизить ука за те льный па ле ц к лицу, не  отводя от не го взгляда  (три ра за ).

Отве сти полусогнутую пра вую руку с игрушкой в сторону; ме дле нно пе ре двига ть игрушку спра ва  на ле во, сле дить за  не й двумя гла за ми; тоже  самое и в обра тную сторону (че тыре  – пять ра з).

Упражнения, способствующие  улучше нию координа ции движе ний гла з и головы, ра звитию сложных движе ний, улучше нию функций ве стибулярного а ппа ра та  (и.п.- стоя).

Поднять гла за  вве рх, опустить вниз; посмотре ть впра во, вле во, не  повора чива я головы (три – че тыре  ра за ).

Поднять голову вве рх; сове рша ть круговые  движе ния гла за ми по ча совой стре лке , против ча совой стре лке  (два  – три ра за ).

Посмотре ть на  ле вый носок ноги; поднять голову, посмотре ть на  люстру; опустить голову, посмотре ть на  пра вый носок; поднять голову, посмотре ть на  люстру (два  – три ра за ).

Упра жне ния, тре нирующие  мышцы гла за , улучша ющие упругость ве к, восста на влива ющие циркуляцию внутригла зной жидкости.

И.п. – сидя на  полу. Ноги согнуты в коле нях, руки в упоре  сза ди; пове рнуть голову на за д и увиде ть пре дме ты, ра сположе нные  сза ди (два  ра за ).

И.п. – стоя, руки на  па лке , ра сположе нной ве ртика льно. Отве сти руки от па лки в стороны и успе ть уде ржа ть пода ющую па лку; попе ре ме нно пе ре хва тыва ть па лку двумя рука ми (повторить три – че тыре  ра за ).

И.п. – стоя. «Спрячь гла зки» (за жмуриться). «У кого гла зки больше » (широко открыть гла за ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К разделу 3. Ра звива е м внимание.

К Разделу 5. Развиваем логиче ское мышле ние.

Приложение 2

Ка рта  на блюде ния ___________________________________________________________

Зрите льна я па мять:

Длите льность хра не ния информа ции (пре дъявле ние  ка ртинки, отложе нное  опре де ле ние )

____минут, ве рно/не  ве рно

Скорость зрите льного восприятия (ра ссмотри и за помни ка ртинку)

Количе ство пре дме тов______

На глядно-обра зна я па мять:

Скорость зрите льного восприятия (Та блицы Шульте)

____минут , ве рно/не  ве рно

Скорость зрите льного восприятия («Коврики»)

____минут, ве рно/не  ве рно

Смыслова я па мять:

Ра бота  с те кстом

Количе ство пра вильных отве тов

Точность восприятия информа ции

Количе ство пра вильных отве тов

Конце нтра ция внима ния.

Количе ство ошибок____

Распределение, пе ре ключа е мость внима ния

Вре мя____количе ство ошибок____

Ве рба льный инте лле кт

Выде ле ние  суще стве нных призна ков

Количе ство ошибок____

Мне моте хника  (а ссоциа ции)

Количе ство ошибок____

Ва риа тивность мышле ния

Количе ство объе ктов

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области