Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
1. Целевой раздел программы
1.1. Актуальность программы
Проблема формирования психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в свете новых требований к образовательному процессу, обозначенными ФГОС ДО. Задачами ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, поэтому вопросы, связанные с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к школе являются актуальными. На современном этапе возникают проблемы в определении психологической готовности к школе, выбором методов диагностики, основанной на требованиях ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.
1.2. Пояснительная записка
Основной установкой ФГОС ДО является поддержка детства и создание условий для взаимодействия детей и взрослых с целью развития способностей детей. Основными показателями готовности детей к школьному обучению укладываются в целевые ориентиры. Целевыми ориентирами являются социально-нормативные и психологические особенности детей. В целевые ориентиры входят такие качества как уверенность в себе, самостоятельность, способность к проявлению воли, интеллектуальные качества и т.д. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, предназначены для решения педагогами задач профессиональной деятельности.
Целевые ориентиры в вопросах подготовки детей к школьному обучению:
- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;
- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Существуют такие принципы диагностики готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Эти принципы способствуют выделению общих показателей компонентов готовности к обучению в школе и подбору методик, позволяющих изучить показатели готовности к обучению.
Целью программы является диагностика психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе на основе целевых ориентиров ФГОС ДО.
Задачи программы:
1.4.Формы работы
Рекомендуются индивидуальные занятия
Программа включает в себя три этапа
1 этап – ориентировочный
Цель: создание благоприятных условий для работы с дошкольниками. Налаживание контакта с ребёнком, ознакомление с ходом работы.
2 этап – основной
Цель: проведение психодиагностических методик для выявления уровней готовности детей к обучению в школе.
3 этап – заключительный
Цель: составление психодиагностического заключения о готовности ребёнка к обучению в школе.
1.6. Ожидаемые результаты внедрения программы
Определение особенностей психологической готовности детей к обучению в школе. На основе полученных результатов провести оптимизацию процесса подготовки к обучению в школе, создать благоприятные условия для перехода дошкольника на следующую ступень образовательной системы.
Таблица 7 – Соотношение целевых ориентиров и методик исследования.
Целевые ориентиры | Название методики | Источник |
Проявляет и инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Проявляет потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями | Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (разработана Н.И.Гуткиной) | Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие [Текст] /Н.И. Гуткина. – СПб., Питер 2011 – 208с. |
Тест «Угадай настроение школьника» (автор Н.А. Степанова) | Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика: учеб. пособие / под. ред.: С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. – 2-е изд., доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 266с. | |
Проявляет любознательность, формулирует вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственным связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. | Методика «Лабиринт», автор Л.А. Венгер | Венгер Л.А. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?: учебное пособие [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., Знание, 1994 – 140с. |
Продолжение таблицы 7
Методика «Четвёртый лишний», автор Н.Л. Белопольская | Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал, М.:Издательство: "Когито-Центр", 2009 – 28с. | |||
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Керна – Йирасека | Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие [Текст] /Н.И. Гуткина. – СПб., Питер 2011 – 208с. | |||
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить до конца начатое дело; умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу. | Методика «Графический диктант» Д. Эльконина, | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1997. - 224 с. | ||
Тест Пьера-Рузера | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1997. - 224 с. |
Продолжение таблицы 7
Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других. | Методика «Да и нет не говорить» Е.Е. Кравцова, | Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.-304 с. |
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман | Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.-304 с |
Реализация программы требует наличия отдельного кабинета, комплекта методик, раздаточный материал.
Таким образом, для исследования компонентов готовности к школе были подобраны диагностические методики, основанные на целевых ориентирах ФГОС ДО.
Исследование с помощью методик «Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» (разработана Н.И.Гуткиной), «Угадай настроение школьника» (автор Н.А. Степанова) позволило определить мотивационную и эмоционально-волевую составляющую готовности к обучению в школе и выявить уровень развития таких целевых ориентиров ДО, как потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; самостоятельность, способность выбирать роль в игре, участников игры и т.д.
Исследование посредством использования методик «Лабиринт», автор Л.А. Венгер, «Исключение четвертого лишнего», автор Н.Л. Белопольская, Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Керна – Йерасика показало развитие оставляющих целевых ориентиров у дошкольников как любознательность, интерес к причинно-следственным связям, способность к волевым усилиям, умений доводить начатое до конца и т.д.
Исследование с помощью методик «Графический диктант» Д. Эльконина, Теста Пьера-Рузера, показало наличие таких целевых ориентиров как способность к волевым усилиям, умение доводить начатое до конца, умение следовать инструкции, самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Исследование посредством использования«Да и нет не говорить», «Рукавички» позволило выявить степень сформированности таких целевых ориентиров как умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других и т.д.
Таким образом, проведенное исследование позволило составить программу диагностики психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе на основе целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО.