Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Цели и задачи программы Целью программы является диагностика психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе на основе целевых ориентиров ФГОС ДО. Задачи программы 1. Определить компоненты психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе 2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования психологической готовности детей к школьному обучению 3. Проведение исследование готовности старших дошкольников к обучению в школе 4. Выявление проблем, препятствующих успешному переходу дошкольников на следующую ступень образовательной системы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

1. Целевой раздел программы

1.1. Актуальность программы

Проблема формирования психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в свете новых требований к образовательному процессу, обозначенными ФГОС ДО. Задачами ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, поэтому вопросы, связанные с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к школе являются актуальными. На современном этапе возникают проблемы в определении психологической готовности к школе, выбором методов диагностики, основанной на требованиях ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.

1.2. Пояснительная записка

Основной установкой ФГОС ДО является поддержка детства и создание условий для взаимодействия детей и взрослых с целью развития способностей детей. Основными показателями готовности детей к школьному обучению укладываются в целевые ориентиры. Целевыми ориентирами являются социально-нормативные и психологические особенности детей. В целевые ориентиры входят такие качества как уверенность в себе, самостоятельность, способность к проявлению воли, интеллектуальные качества и т.д. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, предназначены для решения педагогами задач профессиональной деятельности.

Целевые ориентиры в вопросах подготовки детей к школьному обучению:

- Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования;

- При соблюдении требований к условиям реализации программы дошкольного образования они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Существуют такие принципы диагностики готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Эти принципы способствуют выделению общих показателей компонентов готовности к обучению в школе и подбору методик, позволяющих изучить показатели готовности к обучению.

Целью программы является диагностика психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе на основе целевых ориентиров ФГОС ДО.

Задачи программы:

1.4.Формы работы

Рекомендуются индивидуальные занятия

Программа включает в себя три этапа

1 этап – ориентировочный

Цель: создание благоприятных условий для работы с дошкольниками. Налаживание контакта с ребёнком, ознакомление с ходом работы.

2 этап – основной

Цель: проведение психодиагностических методик для выявления уровней готовности детей к обучению в школе.

3 этап – заключительный

Цель: составление психодиагностического заключения о готовности ребёнка к обучению в школе.

1.6. Ожидаемые результаты внедрения программы

Определение особенностей психологической готовности детей к обучению в школе. На основе полученных результатов провести оптимизацию процесса подготовки к обучению в школе, создать благоприятные условия для перехода дошкольника на следующую ступень образовательной системы.

Таблица 7 – Соотношение целевых ориентиров и методик исследования.

Целевые ориентиры

Название методики

Источник

Проявляет и инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.

Проявляет потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями

Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника (разработана Н.И.Гуткиной)

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие [Текст] /Н.И. Гуткина. – СПб., Питер 2011 – 208с.

Тест «Угадай настроение школьника» (автор Н.А. Степанова)

Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика: учеб. пособие / под. ред.: С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. – 2-е изд., доп. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 266с.

Проявляет любознательность, формулирует вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственным связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.

Методика «Лабиринт», автор Л.А. Венгер

Венгер Л.А. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе?: учебное пособие [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., Знание, 1994 – 140с.


Продолжение таблицы 7

Методика «Четвёртый лишний», автор Н.Л. Белопольская

Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал, М.:Издательство: "Когито-Центр", 2009 – 28с.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Керна – Йирасека

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие [Текст] /Н.И. Гуткина. – СПб., Питер 2011 – 208с.

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить до конца начатое дело; умения следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Методика «Графический диктант» Д. Эльконина,

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1997. - 224 с.

Тест Пьера-Рузера

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Ось-89, 1997. - 224 с.


Продолжение таблицы 7

Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

Методика «Да и нет не говорить» Е.Е. Кравцова,

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.-304 с.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.-304 с

Реализация программы требует наличия отдельного кабинета, комплекта методик, раздаточный материал.

Таким образом, для исследования компонентов готовности к школе были подобраны диагностические методики, основанные на целевых ориентирах ФГОС ДО.

Исследование с помощью методик «Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» (разработана Н.И.Гуткиной), «Угадай настроение школьника» (автор Н.А. Степанова) позволило определить мотивационную и эмоционально-волевую составляющую готовности к обучению в школе и выявить уровень развития таких целевых ориентиров ДО, как потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; самостоятельность, способность выбирать роль в игре, участников игры и т.д.

Исследование посредством использования методик «Лабиринт», автор Л.А. Венгер, «Исключение четвертого лишнего», автор Н.Л. Белопольская, Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Керна – Йерасика показало развитие оставляющих целевых ориентиров у дошкольников как любознательность, интерес к причинно-следственным связям, способность к волевым усилиям, умений доводить начатое до конца и т.д.

Исследование с помощью методик «Графический диктант» Д. Эльконина, Теста Пьера-Рузера, показало наличие таких целевых ориентиров как способность к волевым усилиям, умение доводить начатое до конца, умение следовать инструкции, самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Исследование посредством использования«Да и нет не говорить», «Рукавички» позволило выявить степень сформированности таких целевых ориентиров как умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других и т.д.

Таким образом, проведенное исследование позволило составить программу диагностики психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе на основе целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области