Формирование и развитие современной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Конечная цель деятельности – формирование у детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) устойчивой способности к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору, к непрерывному профессиональному развитию и построению карьеры в условиях динамично развивающегося рынка труда региона, быстро меняющихся техникотехнологических основ современного производства.
Промежуточная (инструментальная) цель – повышение степени управляемости, упорядоченности и согласованности профориентационно значимой среды , снижение степени энтропийности этой среды.
Основные направления работы: 1. Нормативно-правовое обеспечение Деятельность системы должна опираться на нормативно-правовую базу, задающую рамки и правила взаимодействия всех субъектов региона, вовлеченных в профориентационную деятельность. Необходимо разработать документы регионального и районного уровней, регламентирующие:
• включенность Системы и решения ее задач в число приоритетов региональной образовательной и кадровой политики;
• деятельность Рабочей группы в части координации работы Системы (режим работы, основные функции, права и обязанности);
• права и функциональные обязанности всех субъектов Системы, распределение между ними компетенций по обеспечению функционирования и по развитию Системы;
• организацию межведомственного взаимодействия в сфере поддержки профессионального самоопределения;
• формирование дорожной карты и плана деятельности по развитию Системы и выделение денежных средств на их реализацию;
• содержание гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей;
• организацию социального партнерства и сетевого взаимодействия для реализации системы профессиональных проб и других практико-ориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения школьников;
• механизмы совместного решения задач сопровождения профессионального самоопределения в образовательных организациях различных типов и уровней;
• взаимодействие между образовательными организациями различных типов и уровней и другими организациями, вовлечёнными в процесс сопровождения профессионального самоопределения.
2. Организация многоуровневого межинституционального взаимодействия Основные задачи:
• создание системы коммуникативных площадок для взаимодействия всех субъектов системы;
• создание и обеспечение работы механизмов вовлечения работодателей и их ресурсов в деятельность по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи;
• организация взаимодействия субъектов Системы с родителями обучающихся, в том числе: − вовлечение родителей в организацию и проведение практикоориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения; − разработка и внедрение системы учебно-развивающих тренингов для родителей по вопросам сопровождения профессионального самоопределения;
• вовлечение молодёжных организаций в деятельность по решению профориентационных задач, в том числе на основе добровольческих практик;
• вовлечение негосударственного сектора профориентации в решение общих задач развития Системы.
3. Формирование институциональной инфраструктуры сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Основные задачи:
• делегирование координирующих функций по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения детей и молодёжи:
– Центру содействия профессиональному самоопределению детей и молодежи;
– Центру занятости населения;
− по линии Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
4. Формирование информационной инфраструктуры
Основные задачи:
• формирование и развитие единой региональной цифровой платформы, обеспечивающей единое информационное и проектно-деятельностное пространство, необходимое для эффективного функционирования Системы;
• формирование и системное обновление городской информационной системы «Навигатор профессий;
• подготовка и систематическое обновление современных цифровых материалов профориентационной направленности;
• систематическое проведение общегородских и районных информационных мероприятий профориентационной направленности (вебинары и пр.);
• популяризация в регионе деятельности, реализуемой в рамках Системы, с использованием потенциала СМИ.
5. Программно-методическое обеспечение Основные задачи:
• разработка показателей и критериев оценки эффективности работы Системы, в том числе образовательных программ, проектов, практик и услуг профориентационной направленности;
• изучение и распространение опыта и определение условий эффективной деятельности субъектов Системы, оказывающих услуги в целевой сфере;
• разработка, апробация и реализация образовательных программ сопровождения 39 профессионального самоопределения (в том числе сетевых), основанных на принципах субъектной направленности, непрерывности и др.
7. Мониторинг и оценка
Основные задачи:
− формирование региональной системы мониторинга и оценки эффективности и качества профориентационной деятельности;
− разработка рекомендаций по формированию индивидуального портфолио самоопределения обучающихся и внедрение практики использования портфолио для построения образовательного и профессионального маршрута;
− разработка и включение показателей результативности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи в систему оценки деятельности руководителей образовательных организаций различного уровня.