Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Сложноподчиненное предложение с придаточными цели
Дата проведения урока: 02.12.2020 г.
Класс: 9
ОУ: «Политехнический лицей № 182»
Учитель-предметник: Дрыгина Анна Валерьевна
УМК: Русский язык: учебник для 9 класса образовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-10-е изд.-М: Просвещение, 2019 г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Организационный момент. | Доброе утро, ребята! Меня зовут Анна Валерьевна, и я рада, что это время мы проведем вместе. Удачи! | Приветствуют учителя | Фронтальная | Коммуникативные: умение слушать Регулятивные :волевая саморегуляция |
2.Самоопределение к учебной деятельности | Обратим внимание на слайд. Вы видите образец инфографики. Инфографика - это графический способ передачи информации. -К чему стремятся эти персонажи, представленные на инфографике? - Чем являются для них эти предметы? (среди ответов прозвучало слово «цель») -Как вы думаете, однозначно ли это понятие? -Обратившись к словарю, мы найдем следующее толкование слова «цель»: 1.Перен. То, к чему стремятся, что намечено достигнуть, умысел, намерение, которое должно осуществить. 2.Военн. техн. Искусственный или природный объект, детектируемый радаром, сонаром или иными средствами обнаружения. 3.Военн.То же, что мишень; предмет, место, в которое стреляют или должны попасть при стрельбе или метании. 4.Устар. То же, что мушка; небольшой выступ на передней части ствола огнестрельного оружия, служащий для прицеливания во время стрельбы. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений | -Какое из данных значений относится абсолютно ко всем людям, а не только к определенным группам людей? -Что ощущает человек, когда он достиг цели? -А что нужно вам, чтобы почувствовать себя счастливым? Давайте поразмышляем над этим вопросом. На своих столах вы видите рабочие листы. Продолжите, пожалуйста, письменно фразу: «Чтобы быть счастливым,…» -Давайте зачитаем полученные результаты. -Мы услышали несколько источников счастья: «карьера», «любовь», «саморазвитие» и «материальное благополучие». Распределимся по группам в соответствии с полученными результатами (расходятся по группам) -Вернемся к составленному предложению. Что оно из себя представляет с точки зрения структуры? -Если это сложноподчиненное предложение, то какая часть является главной? -Зададим вопрос | Работают с лексическим значением слова, размышляют над собственным источником счастья, записывают фразу по данному началу, зачитывают результаты, делятся на группы, анализируют структуру предложения, вспоминают виды сложных предложений, задают вопрос | Индивидуальная, групповая | Познавательные: анализируют информацию, выделяют главное. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Постановка учебной задачи | Ребята, вы уже знаете, что мы определяем разновидность придаточного, исходя из вопроса, который к нему задаем. Как может называться придаточное, отвечающее на вопрос «зачем»? Сформулируйте тему урока. Переверните рабочие листы, запишите тему урока. | Формулируют тему урока | Фронтальная | Познавательные: формирование умения определять тему беседы и обосновывать своё мнение. Личностные: самоопределение к учебной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слушать и слышать. Регулятивные: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи. |
5. Работа по осмыслению и усвоению нового материала. | -Как выдумаете, что мы можем узнать об этом виде придаточного, чтобы правильно его использовать? -Ответить на эти вопросы нам поможет работа с текстом. Вы видите его на своих рабочих листах. Давайте выразительно его зачитаем. Миллиардер и филантроп Билл Гейтс периодически делится с подписчиками на Reddit рассуждениями о личном благополучии. В одном из интервью он рассказал о четырех правилах счастья. 1. «Слушайте свой внутренний голос и сердце, чтобы быть счастливым. 2. Научитесь, для того чтобы быть благополучным, отдавать. 3. Затем чтобы улучшить настроение и снизить чувство тревожности, занимайтесь спортом. 4. Старайтесь ставить семью на один уровень с карьерой, с тем чтобы в вашем доме царили тепло и радость». Обладатель третьего места в рейтинге богатейших людей мира на протяжении всей своей жизни лавирует между четырьмя принципами. -Спасибо! Сейчас у каждой группы будет свое задание. Итак, первая группа определяет, к чему относится придаточное цели, вторая-чем присоединяется, третья-на какие вопросы отвечает, четвертая размышляет о месте придаточного в СПП. Ниже текстов на рабочих листах находится таблица. Ваша задача- заполнить одну графу в соответствии с заданием. -Итак, время вышло, озвучим результаты. Выберите по одному представителю, который представит результаты. Остальные команды вписывают в таблицу полученную от других групп информацию. | Отвечают на вопросы, работают с текстом, классифицируют полученную информацию, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая | Регулятивные: умение выполнять учебное действие в соответствии с правилами, вносить коррективы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Первичное закрепление | -Мы начинали наш урок с образца инфографики. Ученые доказали, что информация усваивается эффективнее, если она представлена в виде графического изображения. Попробуем и мы на наши предложения взглянуть с этой точки зрения - начертим схемы. Каждая группа будет работать только с одним предложением (учитель распределяет предложения) -А теперь внутри команды сравните полученные результаты. -Были ли расхождения? - А теперь обратимся к интерактиву: произведем соответствие предложений и представленных схем. | Составляют схемы, сопоставляют полученные результаты с другими участниками своей группы, находят соответствие предложений и схем | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: умение выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом, выполнять взаимопроверку учебного задания, учитывать характер ошибок. Коммуникативные : умение слушать мнение участников группы в рамках учебного диалога |
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение | -Сейчас, когда мы выяснили основные характеристики придаточного цели, выполним упр.196 учебника. Необходимо указать вид придаточного, не списывая предложение. Работаем на рабочих листах. -Вернемся к тексту с советами Билла Гейтса. Чем интересен нам этот человек? -Он достиг своей цели и создал совершенно новый и полезный информационный продукт. Поэтому его можно назвать счастливым человеком. И вам, ребята, я уверена, удастся достичь своей цели – обрести счастье в любви, карьере, саморазвитии и материальном благополучии. Нужно только уметь четко формулировать свои желания. СПП с придаточными цели вам в этом помогут. | Вспоминают типы придаточных предложений, анализируют структуру предложения, средства связи в нем, задают вопрос, определяют тип придаточных предложений | Фронтальная | Личностные: понимание собственных достижений при освоении учебной темы. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, диалог в группе |
8.Рефлексия деятельности | -Закрепить полученную информацию вы сможете, выполняя домашнее задание. Оно разного уровня сложности. Вы выберете, какое вам ближе. 1 уровень.Упр.194(1-5) 2 уровень. Выписать из текста художественной литературы предложения с придаточными цели, начертив схемы. 3 уровень. Написать сочинение-миниатюру по данному началу: «Чтобы назвать себя счастливым человеком,…» - Благодарю вас за хорошую работу (оценивание) -А сейчас возьмите, пожалуйста, стики с ваших рабочих столов и прикрепите их на «Парковку идей» («Всё понял», «В целом понятно, но остались вопросы», «Плохо понял», «Не понял») -Всего доброго! | Определяют самооценку собственной учебной | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: умение оценить правильность выбранного действия |