Технологическая карта урока
Тема урока | «Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)» |
Класс | 3 класс |
УМК | Перспективная начальная школа |
Цель | - Познакомить с особенностями глаголов в начальной форме, с суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь). |
Задачи | - развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы, - находить глаголы начальной формы в тексте, - самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, - развивать и обогащать речь детей, умение работать в паре и группе, умения слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Контроль и д/з |
1.Самоопеделение к деятельности Задача: проверить готовность обучающихся, их настрой на работу | Приветствует обучающихся, включает в деловой ритм. У: Начинается урок русского языка Вы готовы к уроку? Уч-ки: Да! У: Каково настроение?! Уч-ки: Во! -Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: Мотивация к учебной деятельности и самоопределение. | Проверка готовности к уроку. |
2.Актуализа ция знаний и фиксация затруднений в деятельности | Готовит к введению новой темы. У: - О какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка? (Имя прилагательное) | Дети вспоминают материал прошлых уроков. | Познавательные Умение извлекать информацию из схем, текстов, иллюстраций. | |
Задача: быстро включиться в работу, вспомнить ранее изученный материал; взаимодействовать в паре, группе. | - Что вы знаете о прилагательном? Составление кластера «Прилагательное». (Работа в группах) | Составляют кластер. Формулируют выводы. | Обобщение и классификация по признакам. Коммуникативные Умение договариваться, доносить свою позицию, находить общее решение, сотрудничать с другими людьми. Регулятивные | Устный отчёт группо вой работы |
3.Постановка проблемы. Задача: выделить проблему и найти путь выхода из неё | Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи У: Сегодня мы будем говорить о другой части речи. (Сценка) Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! | Показывают сценку | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Способность и умение учащихся производить | |
Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги! Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Кор.: Что бы вы пожелали ребятам? Часть речи: Чтобы русский все ребята. на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. У: Ребята, какая часть речи давала интервью? О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе) Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. Почему я так сказала? У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - О каких глаголах будем говорить сегодня, вы узнаете поработав в парах. У: - Прочитайте пословицы, подчеркните глаголы. Обсудите предложенный вопрос и сформулируйте тему урока. | простые логические действия (анализ, сравнение). Осознание познавательной задачи, умение слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями. | |||
О чем мы сегодня будем говорить?( О начальной форме глагола)) - Чем они различаются? (Суффиксами) | Работают в парах Формулируют выводы. | Коммуникативные Умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Самооценка выполнения теста «Глагол» по критериям слайда Взаимо про верка в парах | |
4.Формулирование темы урока. Постановка задачи и цели урока. Задача: определять тему урока, под руководством учителя ставить цель, учебные задачи. | У: - Значит, какая тема урока? «Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)» У: - Какова цель нашего урока? (Познакомить с особенностями глаголов в начальной форме, с суффиксами начальной формы глагола -ть (-ти, -чь).) развивать умение ставить вопрос к глаголу начальной формы, - находить глаголы начальной формы в тексте. | Формулируют тему урока . «Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-)» Определяют задачи урока. | Познавательные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи . | |
5.Составление плана урока. Задача: намечать план предстоящих действий по достижению поставленной учебной задачи | Открывает на доске деформированный план: 1. Минутка чистописания 2. Изучение нового материала 3. Закрепление изученного 4. Итог урока 5. Домашнее задание | Составляют план работы. | Регулятивные Прогнозирование предстоящей работы(составление плана). | |
6. Минутка чистописания | чь, ть, ти Читать, сберечь, решить, вынести, думать, печь, | Дети прописывают буквы по образцу. | ||
7.Открытие детьми новых знаний. Задача: учиться наблюдать, сравнивать, обобщать наблюдения, делать простейшие выводы. | Организует исследовательскую деятельность. У: - В какой форме стоят слова? (Начальная форма) - А зачем нужна начальная форма глагола? ( От нее образуются все остальные глаголы.) - На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы? (Что делать?, Что сделать?) - Выполняйте упр174. Образуйте и запишите глаголы в начальной форме без приставок, родственные этим существительным и прилагательным. Выделить суффиксы. - Работа с обратным словарем. (словарь на -чь-, ть, ти) -Выписать по 3 слова с вопросами. Сформулировать вывод с помощью вопросов учебника, с 153. Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы:Что делать?, Что сделать? Суффиксы ть, ти, чь показывают начальную форму глагола. | Пишут с коммен тированием. Формулируют вывод. | Регулятивные Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивание учебных действия в соответствии с поставленной задачей. | Индивиду альный опрос |
8.Физминутка | Читает стихотворение «Сладкая мечта». Если встретится глагол в начальной форме, нужно встать и вытянуть руки вперед. Не мешайте мне мечтать! Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать, Чавкать, чмокать, уплетать, Долго-долго не глотать, Наслаждаться, смаковать. Мне не надо в рот смотреть! Совесть надобно иметь! Так могу я подавиться И на месте умереть! | Дети выполняют движения. | ||
9.Закрепление Задача: уметь применять новые знания при выполнении заданий; осуществлять прогностичес кую и конста тирующую самооценку | Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах. У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами начальной формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой. -Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) | Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой. Проверяют по образцу. Формулируют выводы. | Познавательные: чтение учебных заданий, их полноценное понимание и воспроизведение. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. | Индивидуальный контроль Взаимная проверка |
10.Закрепление Игра «Будь внимателен!» | Организует деятельность детей. Контролирует выполнение работы. У: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Будь внимателен!» - Подобрать к словосочетаниям глагол, близкий по значению. Записать, выделить суффикс начальной формы. Клевать носом (дремать) Вставлять палки в колеса (мешать) Зарубить на носу (запомнить) Гладить по головке (хвалить) Обвести вокруг пальца (обмануть) Выбиться из сил (устать) Держать язык за зубами (молчать) | Соотносят фразеологизмы и глаголы н6ачальной формы. Называют признаки глаголов начальной формы. Формулируют вывод. | Познавательные: осуществлять анализ, проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Игра «Будь внимате лен!» Фронталь ный опрос |
11.Рефлексия деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. У: Подведём итоги. -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую мы ставили перед собой задачу? -Удалось ли нам её решить? Давайте проверим. Рефлексия. Игра Своими действиями ученики дают ответы на вопросы учителя. - Какое настроение у вас сейчас? - Что вы можете сказать о своей работе на уроке? - Насколько вы поняли тему сегодняшнего урока? - Насколько вы устали? - Насколько вы достигли поставленных целей? | Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Регулятивные: Оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: Учебно-познаватель ный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке. | Выставле ние оценок учителем. Самооценка учащихся, оценку эмоцио нального состояния и активнос ти на уроке каждого учащегося (игра«Сели – встали – встали выше». |
Д/з | С.153 упр.175 Вы все были молодцы! Спасибо за работу! |