Международный конкурс «Образование и наука, культура и искусство»
Тема работы:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ МИКРОИСТОРИИ).
Работу выполнил: Хаертдинова.З.М.
учитель английского языка
МБОУ «Смаильская СОШ»
Балтасинского муниципального района
Республики Татарстан
2021г.
Введение.
Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества, науки и образования возникли новые социокультурные явления и проблемы, которые стали следствием коренных перемен, произошедших во всех сферах жизни общества. В целях уменьшения существующих рисков общественного развития были приняты меры по реализации задачи формирования гражданской позиции учащихся в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения.1
Современная молодежь должна отвечать требованиям новой политической, экономической и культурной ситуации в России. Определяющую роль в этой ситуации играет образование как общечеловеческий компонент. Современное общество выдвинуло на первый план проблему социализации личности, ее приспособление к новым изменившимся условиям.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в XXI веке ставится во главе воспитательной работы в образовательных учреждениях. Сегодня патриотическое воспитание – это не какая-то единичная политическая, идеологическая акция, а сложнейшая государственная задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель данной деятельности – формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота.
Особая актуальность исследуемой нами педагогической проблемы определяется, по нашему мнению, тем, что будущее любого государства находится в прямой зависимости от решения межнациональных проблем. Анализируя работы ученых, педагогов по вопросам межнациональных отношений, которые говорят о необходимости научно обоснованной концепции военно-патриотического воспитания.
В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях проблем системы воспитания патриотизма как основы объединения общества и укрепления государства.
Цель исследования – показать эффективность патриотического воспитания учеников на основе создания сценариев патриотического характера и снятие видеоматериала для реализации современных форм и методов работы в рамках учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности.
Предмет исследования – пути и методы патриотического воспитания.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что разработка эффективных направлений повышения качества патриотического воспитания учащихся на основе реализации новых современных форм и методов этой работы в рамках учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности в школе будет способствовать повышению эффективности патриотического воспитания, если будет:
- определены социально-педагогические аспекты патриотического воспитания обучающихся;
- определены основные параметры корневой учебно-методической модели военно-патриотического воспитания учащихся и региональной модели формирования патриотического воспитания.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Определить основные параметры корневой учебно-методической модели военно-патриотического воспитания.
2. Осуществить опытно-экспериментальную работу по реализации региональной модели и показать некоторые итоги её апробации на основе реализации новых современных форм и методов этой работы в рамках учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности.
3. Предложить научно-методические рекомендации по реализации региональной модели патриотического воспитания.
ПРОЕКТ – «Мультфильмы учат патриотизму».
В последнее время у родителей, которых воспитывали в духе патриотизма, возникает вопрос: «Стоит ли воспитывать чувство патриотизма у ребенка».
Стоит. Детей всегда стоит учить лучшему, что есть в нас самих, поэтому патриотизм должен занять не последнее место в воспитательном процессе.
Патриотизм – это не только любовь к родине, но и любовь к людям, к своей семье, к окружающей среде, литературе и культуре. Учить этому детей стоит еще с маленького возраста, чтобы в будущем не было мучительно больно оттого, что ребенок вырос незнающим своего «рода и племени». Для воспитания патриотизма лучше всего подходят книги и мультипликационные фильмы. Подвиги героев не оставят равнодушными ни одного малыша, ведь герои всегда вызывают восхищение у детей. Но не те герои, которые проходят сквозь стены или умеют летать, а те, которые готовы отдать жизнь за свою семью и за свою землю, жертвовать последним во имя общего блага. Ребенок будет стараться подражать любимым героям и одновременно учиться такому важному в жизни каждого гражданина понятию, как патриотизм.
Этапы работы над проектом и его реализация:
Обучение патриотизму не должно быть одноразовым занятием – поговорили и забыли. Оно должно носить систематический характер с самого раннего возраста, чтобы патриотизм впитался, как говорят, «с молоком матери».
Патриотическое воспитание – это серьезная и глубокая работа, которая не терпит пренебрежительного отношения. Дети должны знать историю своей страны, своего родного края, города или села, гордиться выдающимися людьми, уважать культуру и традиции народа.
Для обучающихся посильными являются постоянные упражнения в гражданско-патриотической деятельности. Итогом упражнений должна стать выработка привычек и новых знаний. Привычка поступать, как подобает гражданину, усвоение элементов поведения гражданина проходит через приучение и использование общественного мнения. Жизнь подростков в коллективе, подготовка их к службе в армии, решение общих проблем, затрагивающих всех членов данного коллектива, ведет к формированию регламентируемых обществом стандартов гражданского поведения.
В педагогической практике всегда существовали и существуют образовательные учебные заведения, которые в любых условиях успешно решали свою главную задачу - социализацию воспитанников, создание им условий социальной защищенности, предоставления возможностей самореализации, как в учреждении образования, так и в последующей жизни.
Наши наблюдения показали, что на формирование личности учеников оказывают влияние объективные условия жизни, целенаправленное воспитательное воздействие и самовоспитание. Взгляды, убеждения и идеалы составляют основу патриотического мировоззрения, которое определяется бытием общества и сознанием его членов. Патриотическое мировоззрение складывается под воздействием социальной среды, при активном взаимодействии с ней путем включения учащихся в деятельность и принятие общественных норм и требований.
Основные параметры региональной модели патриотического воспитания учащихся в современных условиях на основе опыта патриотического воспитания в МБОУ «Смаильская СОШ»» реализуется с учетом направлений государственной политики, учебно-методической модели патриотического воспитания. Основные условия – это:
- развитость социальной инфраструктуры региона, создающая оптимальные условия для эффективности системы образования и воспитания;
- оптимальность соотношения федерального и регионального уровней образования и воспитания;
- максимальный учёт регионализации образования и воспитания с учетом национальных интересов России;
- наличие необходимых социализирующих факторов гражданского образования и воспитания обучающихся образовательных учреждений в регионе;
- целенаправленное воспитание обучающихся на региональном уровне, материале, источниках, традициях и становление их гражданственности.
Заключение.
Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.
Изучив, теоретические основы и существующий на данный момент передовой педагогический опыт внедрения ценностей национальной истории и использование патриотического воспитания учеников на основе создания сценариев патриотического характера и снятие видеоматериала для реализации современных форм и методов работы в рамках учебно-воспитательного процесса и внеучебной деятельности оказали положительный результат на воспитательный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило раскрыть состав и структуру содержательных компонентов процесса развития и реализации педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию учеников в учебно-воспитательной и внеучебной деятельности.
Список использованных источников и литературы:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 2-ое изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения)